приходить к единому мнению, иметь сходную позицию. В Исламе иджма это единое мнение или одинаковые подходы по отношению к различным проблемам со стороны мусульманских ученых разных поколений. Иджма является одним из источников иджтихада, так как в исламском праве фетвы выдаются на основании четырех источников: Корана, Сунны, иджмы и кыяса. История иджмы восходит к периоду жизни сподвижников пророка Мухаммада, которые после его смерти решали путем консенсуса некоторые возникшие проблемы. Причем такие коллективные решения расценивались более предпочтительными, чем решения проблем, исходящие от одного сподвижника. Именно тогда и возник термин «иджма». На протяжении следующих столетий иджмы придерживались все мусульманские муджтахиды, которые при решении какой-либо проблемы считались с методами и результатами исследований своих коллег и предшественников, и старались не выводить правовых предписаний явно противоречащих им. Область применения иджмы в исламских науках ограничивается только правовой сферой. Вопросы вероучения или эсхатологии путем иджмы не решаются. Если мнения подавляющего меньшинства муджтахидов все же оказываются отличными от позиции большинства, то это не нарушает иджму. Доказательством правомочности иджмы мусульманская традиция считает следующие аяты Корана:
«А если кто отказывается от посланника после того, как стал ему ясен прямой путь, и он следует не по пути верующих, Мы обратим его к тому, к чему он сам обратился, и спалим его в геенне. Скверно это пристанище!» (4: 115);
«Вы были лучшей из общин, которая выведена пред людьми: вы приказывали одобряемое и удерживали от неодобряемого и веровали в Аллаха» (3: 110).
Примером указания на иджму в хадисах считается хадис из сборника Ибн Маджа (Фитан, 8): «Моя община никогда не объединится во мнении, которое ведет к неодобряемому (Аллахом)»
Иджма разделяется на явную и неявную. Явная иджма ясно выговаривается каждым отдельно взятым муджтахидом, который открыто выражает свое мнение. Неявная иджма это отсутствие критических высказываний со стороны муджтахида по поводу какой-либо проблемы и его молчаливое согласие. Явная иджма принимается всей исламской уммой. Однако по отношению к принятию в качестве правового доказательства неявной иджмы единогласия среди улемов нет. Например, аш-Шафии не признавал этот вид иджмы, считая, что отсутствие явного выражения своего мнения муджтахидом не всегда является его согласием, так как это может быть достигнуто под принуждением.
Обязательным условием принятия иджмы всей мусульманской общиной является ее обоснование на основе первоисточников Ислама - Корана и Сунны, так как законодательными функциями обладает только Аллах, а не муджтахиды. Иджма может быть достигнута и при ссылках муджтахидов на аналогию (кыяс) конкретной проблемы с доводами из первоисточников.
Многие исламские правоведы признавали только иджму сподвижников. Такой позиции придерживались захириты, которые отказывались признавать иджму муджтахидов, так как считали, что по этому поводу нет ясных доказательств из Корана и Сунны. Другие, (например, Фахр ад-Дин ар-Рази) не признавали иджму, которая основывалась на хадисе в единичной передаче лишь одного передатчика (ахад). Шииты же считают иджмой мнения только своих имамов и муджтахидов.