г., столица респ. Удм. Расположен на р.Иж (приток р.Камы), в 1129 км от Москвы.
В 1760 вокруг железоделательного з-да, основанного графом П.Шуваловым с разрешения Екатерины II, возник пос. Ижевский з-д. В 1807 в связи с вып. оружия з-д был передан в военное мин-во. По закону 1829 оружейники и мастеровые И. з-да являлись военнослужащими, а окрестные крест. - непременными работниками. Изделия ижевских оружейников и металлургов со второй пол. XIX в. получают всемирное признание. На Парижской выставке (1867) они были удостоены Серебряной медали, в Екат. (1887) - Большой золотой, в Париже (1889) - высшей награды.
Р. Иж с искусственным прудом делит И. на Заречную и Нагорную части. Одновременно с з-дом была возведена и плотина длиной 570 м, шир. 27,7 м. В 1816-24 она перестраивалась. Ее длина достигла 646,6 м, шир. - 30 м. В 1835 по ее проезжей ч. были проложены каменное шоссе и тротуары. Первый арх. И. - Дудин С.Е. (ученик великого зодчего А.Д.Захарова), автор проекта гл. корпуса оружейного з-да - лучшего арх. пам. г. (1808-15). Им же возведены арсенал на 60 тыс. ружей (1823-25), Троицкая кладбищенская церковь (1814), Александро-Невский собор (1820-23, по проекту А.Д.Захарова). По проектам арх. И.А.Чарушина в г. построены Покровская церковь (1899-1903), Успенская церковь (1916, ныне действ.), Михайловский собор (1897-1907, разрушен в 1937).
В конце XIX - нач. XX в. в И. были открыты типография (1894), 1-я женская прогимназия (1908) и мужская гимназия (1910). В период гражд. войны И. стал местом ожесточенного противоборства между сторонниками белого и красного движений. С дек. 1921 И. - столица Вотской авт. обл., с 1932 - Удм. авт. обл., с 1934 - Удм. АССР.
В 1929 в И. построен новый мартен. С 1930 нач. произв. токарно-винторезных станков. За 10 предвоенных лет было налажено произв. 36 типов станков, в т.ч. полуавтоматов. В 1932 создано мотоциклетное произв., в 1934 - теплоэнергоцентраль. В И. были организованы Комплексный НИИ (1931), радиостанция (1932), открыто автобусное движение (1932), пущен первый трамвай (1935). К концу 1930-х в И. имелись 14 техникумов и специальных ср. школ, 3 вуза, Рус. и Удм. драматические театры, ТЮЗ (кукольный), ансамбль песни и танца "Италмас".
В гг. ВОВ И. - поставщик оружия для фр. В послевоенный период экономическое и культ. развитие И. характеризует ввод в строй з-дов Буммаш, Нефтемаш, электромеханического, радио-, мотоз-дов, з-да пластмасс, "Металлист", ТЭЦ-2, конвейера автоз-да, предприятий легкой и пищевой пром., создана мощная стр. индустрия. В 80-90-е в И. оформились новые микрор-ны: Буммаш, Автозаводский, Нефтемашевский, Александровский, созданы жил. массивы Сев., Вост., Аэропортовский и др. И. становится культ. ц. респ. Здесь работают ун-т, мех., мед., с/х ин-ты, Удм. науч. ц., отраслевые НИИ, телевизионный ц. Имеется 166 библ., 7 кинотеатров, краеведческий и худ. муз., 5 проф. и 4 нар. театра, 17 нар. худ. коллективов. В г. 5 стадионов, плавательные басс., ледовый дворец, 85 спортивных залов, з-дские профилактории. Нас. 45,0 тыс. чел. (1908); 634,7 тыс. чел. (01.01.1996).
В И. останавливались проездом императоры Александр I, Александр II, в свите к-рого был и В.А.Жуковский. С ист. И. связаны имена чемпионов Олимпийских игр лыжниц Г.Кулаковой, Н.Парамоновой, Т.Тихоновой, биатлонистов В.Медведцева, Г.Буранова.
В И. работали металлург П.Обухов, механик-самоучка Л.Сабакин - автор "машины для измерения корабельного хода", пионер мартеновского дела на У. А.М.Соловьев, конструкторы оружия Ф.В.Токарев и М.Т.Калашников. И. награжден орд. Окт. Рев. (1978).
Лит.: Ижевск орденоносный. Ижевск, 1984; Ижевск. Документы и материалы. Ижевск, 1984.
Куликов К.И.