20 мая 2024
450 тысяч слов
+33 за сегодня
Всё об этом слове:

Значения слова институции

все
Античность от А до Я. Словарь-справочник
Тезаурус русской деловой лексики
Энциклопедический словарь
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
Большой юридический словарь
Большая Советская Энциклопедия

Античность от А до Я. Словарь-справочник

институции

   римское понятие, обозначавшее учебники (в переводе с латинского языка - «установления»). Наиболее известны институции И. Гая, ставшие основой для гражданского кодекса: «Corpus jures civllis», а также «Institutio oratoria» («Воспоминания оратора») Квинтилиана.

Тезаурус русской деловой лексики

институции

Syn: основы права

Энциклопедический словарь

институции

(от лат. institutio - наставление), название элементарных учебников римских юристов, дающих систематический обзор действующего, в основном частного, права. Наиболее древние - институции римского юриста 2 в. Гая. См. также Кодификация Юстиниана.

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

институции

— название: а) сочинений римских юристов, излагавших в систематическом порядке элементы юриспруденции; из них дошли до нас лишь И. Гая (см.), другие же, послужившие, между прочим, источником Юстинианова учебника права, исчезли бесследно; б) Юстинианова учебника, вошедшего в качестве составной части в его законодательную компиляцию (Corpus juris civ i lis). Приказ о составлении И. дан был Трибониану и проф. Феофилу и Дорофею в 530 г. К 21 ноября 533 года учебник уже был готов. Составленный, так же как и Дигесты (см.), из сочинений классических юристов, он отличается от них систематическим изложением содержания в порядке И. Гая, послуживших вместе с его Res cottidianae главным источником учебника. Кроме Гая, составители руководствовались И. Флорентина, Ульпиана и Марциана и самостоятельно обработали новый законодательный материал императорских конституций, не вошедший в И. Гая. Целью составления И. именно и была новая обработка старых учебников для согласования их с вновь развившимся правом. Отличие Юстиниановых И. от других учебников состоит еще в том, что им была придана сила закона наравне с Кодексом и Дигестами. Они были на Западе главным источником сведений о римском праве; поэтому до нас дошло множество рукописей их, древнейшие из которых относятся к IX в. Из них наиболее важны Бамбергская и Туринская, последняя — с глоссами (см.) Юстинианова времени. Распадаясь на книги (4), титулы и §§, И. цитируются в литературе подобно Дигестам, т. е. сперва указывается § титула или его начало, называемое principium (pr.), затем ставится буква I., указывающая на И., далее следует название титула, наконец № книги и титула, напр. pr. или § 4 I. de donat. (2, 7). При изложении отдельного титула И. в тексте цитата выражается проще: рr. или § 4 I. h. t. (= hoc titulo). Ср. Kr ü ger, "Geschichte der Quellen des R. R." (Лпц., 1888, § 44). в) Под именем И., или "Paraphrasis Institutionum", известна также греческая переработка И. Юстиниана, приписываемая Феофилу, но едва ли ему принадлежащая; против этого говорит ряд грубых ошибок и противоречий, которых не мог допустить Феофил. Новейшее ее издание сделано Fеrrini, под загл. " I nstitutionum Graeca paraphrasis Theophilo antecessori vulgo tributo" (1884-5). — В настоящее время название И. прилагается в Германии к курсам римского права, дающим элементарное изложение Юстинианова частного права в историческом освещении и читаемым после истории рим. права, обнимающей лишь государственное право и источники. В России И. входят в курс истории рим. права и отдельно от нее читаются лишь в Юрьевском ун-те и Демидовском лицее. То же название носят и современные элементарные учебники рим. права с изложением только что упомянутых курсов. Лучшим из них до сих пор остается написанный Пухтой (1841-47, посл. 9-е изд. Kr ü ger'a); из новейших замечательны И. H ö lder'a и Sohm'a (5 изд. 1894). Так как французская система преподавания рим. права следует порядку И., то во франц. курсы рим. права включаются перевод и подробный комментарий Юстиниановых И. Лучшими считаются курсы Ortolan ("Ехрliс. hist. des Instit.") и Accarias ("Cours de droit romain").

В. Н.

Большой юридический словарь

институции

(от лат. institutio - наставление) -

  1. название элементарных учебников римских юристов, дающих систематический обзор действующего, в основном частного, права. Наиболее древние - И. римского юриста Гая (II в.);

  2. официальный учебник римского права, вошедший одной из составных частей в Свод Юстиниана и имеющий силу закона;

  3. термин, используемый как форма слова "институт" для обозначения каких-либо органов или учреждений.

Большая Советская Энциклопедия

институции

(лат. institutiones, буквально ≈ наставления), название элементарных учебников римских юристов, дающих систематический обзор действующего, в основном частного права . Наиболее древними из дошедших до нас являются И. римского юриста 2 в. Гая . Палимпсест, содержащий И. Гая под текстом посланий Иеронима (8 или 9 в.), был обнаружен в 1816 в библиотеке Веронского собора немецким историком Нибуром. Часть испорченных мест восполнена за счёт отдельных фрагментов, найденных в 1933 в Александрии. По мнению Гая, всякое право относится либо к лицам, либо к вещам (сюда же включаются и обязательства), либо к искам. Такая система изложения материала получила название институционной.

Наряду с И. Гая в Древнем Риме существовали И. Марциала, Каллистрата, Павла , Ульпиана . В 6 в. на основе И. Гая с использованием материалов других классических юристов составлены И. Юстиниана (см. Кодификация Юстиниана ).

Институционная система получила весьма широкое распространение в буржуазных государствах. Например, её принципы легли в основу Французского гражданского кодекса 1804 (так называемого Кодекса Наполеона).

Лит.: Зом Р., Институции. Учебник, пер. с нем., в. 1≈2, СПБ, 1908≈1910; Институции Гая, лат. текст и пер. с введением и примеч. Ф. Дыдинского, Варшава, 1892.

Поделиться:
Действия:
Скачать в doc

Предложения со словом институции

  • Важное место занимали институции, систематически излагавшие римское право в учебных целях.
  • Но вместе с тем, по учению автора “Христианской институции”, не следует полагать, что обе эти власти должны существовать совершенно отдельно друг от друга.
  • «Несмотря на то, что дюшановский „Писсуар“ предполагает разрушение искусства как институции, включая его специфические организационные формы, такие как музеи и выставки, художник, приславший на выставку печную трубу, требует, чтобы его „работа“ была принята музеем.
  • Все это поможет нам понять, что привело художественные институции (коммерческие и некоммерческие) с присущим им разделением труда к тому, что показ искусства стал пониматься как творческий – индивидуальный, наделенный профессиональным и авторским статусом – акт.