(от лат. intentio стремление)
1) термин, обозначающий намерение, цель;
2) в философии стоиков интенция (греч. tonos «напряжение») характеризует активную и упорядочивающую функцию пневмы (или мирового вещества). В средневековой философии термин «интенция» использовался для обозначения воли и ее целей.
Намерение говорящего или пишущего.
♦ Когда деструктивисты вместо статической "техники" писателя говорят об интенциональной "стратегии" писателя, он у них похож на Ленина, которому важнее была победа, чем истина.
см. формулярный процесс.
Интенция
♦ Intention
Волевое побуждение, существующее в настоящем, но направленное на будущее или на преследуемую цель. Интенция есть проекция воли или ее цель. Интенция это намерение.
В этом смысле говорят о морали побуждения, согласно которой (Кант) нравственность поступка оценивается не по его результатам, а по характеру мотивации совершающей поступок воли. Как ни странно, довольно часто это выражение употребляется в уничижительном значении, что лично мне представляется противоречащим либо понятию интенции, либо Канту. Мораль побуждения не есть мораль, довольствующаяся наличием, как говорится, благих намерений. Это мораль, выносящая оценку действующей воле, а не ее возможным последствиям, которых в момент действия никто не может с точностью предвидеть. Вот человек падает за борт в открытое море. Один матрос кидает в него бревном, надеясь его прикончить, но бревно в него не попадает, зато не тонет и помогает упавшему спастись. Другой матрос, желающий спасти тонущего, бросает ему спасательный круг, но круг попадает ему точнехонько в голову и погружает его под воду – человек захлебнулся и потонул. С точки зрения морали побуждения поведение второго матроса, хоть оно и привело к трагическим последствиям, заслуживает большего уважения, чем поведение первого матроса, хоть оно в результате и спасло тонувшему жизнь. Но разве это не то же самое, что просто мораль? Никто не обязан добиваться успеха, но от необходимости стараться делать как можно лучше нас никто не освобождал.
намерение.
(лат. intentio) устремленность, направленность сознания:
* "Утратив реальность, мир сказки теряет и свойственный ему интенциональный смысл: и поэтому именно структурализм, который исследует тексты изолированно, приравнивая их структуры к структурам реального мира, не в состоянии понять суть сказочного универсума". - Фантастика и футурология *
* "То есть, если установлено, что мир в существующей форме может существовать как совокупность разнородных химических элементов, которые образуют звезды, планеты и тела живых существ, так как поведением электронов на орбитах управляет закон Паули, и, если бы не этот закон, атомы не смогли бы дифференцироваться в соответствии с таблицей Менделеева, - из такого положения вещей мы не станем делать вывод об интенциональном характере указанного закона". - Фантастика и футурология *
Syn: содержание
(от лат. intentio - стремление), намерение, цель, направление или направленность сознания, воли, чувства на какой-либо предмет. Понятие интенции разрабатывалось в схоластике, в 19-20 вв. учение об интенциональности сознания было развито Ф. Брентано, А. Мейнонгом, Э. Гуссерлем и др.
конкретное стремление, направленность психической активности человека на какой-либо объект.
(от лат. intentio ≈ стремление), намерение, цель, направление или направленность сознания, воли, отчасти также и чувства на какой-либо предмет. Понятие И. восходит к схоластике , различавшей «первичную И.», установку на единичное, от «вторичной И.» ≈ установки на всеобщее.
В 19 в. понятие И. было вновь введено в философию немецким философом Ф. Брентано . В его концепции «интенциональность» означает предметность всякого акта сознания, т. е. непременную отнесённость его к какому-то вполне определённому ≈ реальному или воображаемому ≈ предмету. Понятия И. и интенциональности являются центральными ≈ в качестве всеобщих характеристик сознания ≈ в концепциях А. Мейнонга (Австрия) и Э. Гуссерля (Германия). Эти понятия были восприняты, в особенности через Мейнонга, психологией, где привели к уточнению представлений о характере и направленности психической деятельности, а также к формированию понятия установки .
Э. Г. Юдин.