(франц. interiorisation - переход извне внутрь, от лат. interior - внутренний)
формирование внутренних структур человеческой психики посредством усвоения внешней социальной деятельности. Первоначально развёрнутое материальное действие в процессе И. обобщается, сокращается и на заключительной её стадии (в умственном плане) приобретает характер психического процесса. Стадии И. прослежены в работах, посвящённых умственным действиям (в частности, теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина).
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 108)
перевод социальных, внешних по отношению к личности знаний, норм, ценностей во внутренний план личности, т.е. образование новых по мере развития психологических структур личности.
(Педагогика. Учеб. под ред. Л.П. Крившенко. - М., 2005. С. 416)
См. также Гальперин, Пётр Яковлевич
(лат. interior внутренний)
Переход извне внутрь;
психологическое понятие, означающее формирование умственных действий и внутреннего плана сознания через усвоение индивидом внешних действий с предметами и социальных форм общения. И. речи.
(от лат. interior — внутренний) — формирование внутренних структур человеческой психики благодаря усвоению структур внешней внешней социальной деятельности. Понятие ИНТЕРИОРИЗАЦИИ было введено французскими психологами П.Жане, Ж.Пиаже, А.Валлон и др. У Ю.Лотмана читаем: "Двойственная роль ИНТЕРИОРИЗИРОВАННОГО образа, от которого требуется, чтобы он был переводим на внутренний язык культуры (то есть не был бы "чужим") и был "чужим" (то есть не был бы переводим на внутренний язык культуры), порождает коллизии большой сложности, а порой и отмеченные печатью трагизма. Так проблема КОНТРОВЕРЗЫ Россия — Запад породила тип русского западника. …Некоторые русские сторонники западного просвещения никогда не бывали в Европе, как Пушкин, или, попав в нее, оказывались ей совершенно чужды, как Белинский" (Ю.Лотман "Семиосфера" СПб, Искусство — СПб, 2000г., стр. 611). См. противопол. ЭКСТЕРИОРИЗАЦИЯ.
(от лат. interior - внутренний), переход извне внутрь; психологическое понятие, означающее формирование умственных действий и внутреннего плана сознания через усвоение индивидом внешних действий с предметами и социальных форм общения.