классицизм [аси], классицизма, мн. нет, муж. (нем. Klassizismus) (книж.).
1. Система образования на основе изучения классических древних языков (греческого и латинского). В 70-х и 80-х годах 19 в. в русской школе царил классицизм.
2. Направление в литературе, характеризующееся соблюдением правил античной поэтики (ист. лит.). Классицизм ведет свое начало от французских писателей 17 в.
| Направление в изобразительных искусствах, характеризующееся преобладанием античных мотивов (ист. иск.).
3. Тип, манера художественного творчества, характеризующиеся стройной отчетливостью, ясностью, законченностью, гармонией между формой и содержанием (лит. иск.). Классицизм Гёте. Классицизм Пушкина.
(лат. classicus – первоклассный, образцовый)
художественный стиль и направление в европейской литературе и искусстве XVII- начала XIX в., одной из важных черт которых являлось обращение к образам и формам античной литературы и искусства как идеальному эстетическому образцу. Достиг наивысшего расцвета во Франции и других европейских странах в период абсолютизма, а затем в эпоху Просвещения. Архитектуре классицизма присущи четкость и геометризм форм, логичность планировки и сдержанный декор. Изобразительное искусство отличается логическим развертыванием сюжета, ясностью, уравновешенностью композиции, ведущей ролью главного обобщенного рисунка. К середине ХIХ в. классицизм переродился в безжизненный академизм.
стиль в европейском искусстве XVII - начала XIX в., основанный на эстетике, связанной с античным искусством, принятым за эталон. В архитектуре классицизма использовался язык «классических», т. е. античных форм, возрожденный в эпоху Ренессанса.
(Архитектура: иллюстрированный справочник, 2005)
|
* * *
(нем. Klassizismus) течение в европейской художественной культуре XVII - начала XIX вв. Классицизм возник во Франции в период формирования абсолютной монархии, он нес в себе прогрессивные общенациональные тенденции, утверждал идеальное представление о рационально организованном государстве, основанном на подчинении интересов сословий и отдельных личностей интересам нации. Рационалистический подход к явлениям общественной жизни классицизм переносил и в область искусства, считая его основной темой торжество гражданского долга и разума над стихийными индивидуалистическими тенденциями. Как архитектурному стилю классицизму присущи четкость и геометризм форм, логичность планировки, сочетание стены с ордером и сдержанный декор. В русской архитектуре и изобразительном искусстве классицизм возник в середине XVIII века. Патриотические и просветительные идеи нашли замечательное воплощение в русской классической архитектуре второй половины XVIII - начала XIX вв. Ее отличают яркое национальное своеобразие, конкретный реалистический характер, чуждый абстракции и слепого копирования античных форм; творческая разработка классического наследия сочеталась с развитием традиций национального зодчества. Русские архитекторы классицизма решали важнейшие задачи градостроительства, осуществляли систематическую регулярную планировку старых городов и застройку новых, сооружали общественные здания, дворцы, жилые дома, строили усадьбы. Ранний этап русской архитектуры классицизма связан с деятельностью крупнейших русских зодчих В. И. Баженова (1737-1799), М. Ф. Казакова (1738-1812) и И. Е. Старова (1745-1808), создавших шедевры мирового значения, а также выдающихся архитекторов А.-Ф. Кокоринова (1726-1772), А. Ринальди (1710-1794), Ж.-Б. Валлен-Деламота (1729-1800), Ю. М. Фельтена (1730-1801), Ч. Камерона (1730-е - 1812), Н. А. Львова (1751-1803), Дж. Кваренги (1744-1817). Постройки этих архитекторов отличаются свободой, ясностью и логичностью замысла. К вершинам русского зодчества принадлежит и архитектура начала XIX в. (высокий, или зрелый классицизм, неправильное название ампир). В ее лучших, передовых проявлениях отразились мощный подъём национального самосознания (достигший особенной силы в период Отечественной войны 1812 года) и освободительные гуманистические идеалы прогрессивной части дворянской интеллигенции. Патриотической гордостью, идеями триумфа и мощи России проникнуты достигающие особого величия, монументальности и торжественности ансамбли и общественные здания Петербурга, созданные А. Н. Воронихиным (1759-1814), А. Д. Захаровым (1761-1811), Т. де Томоном (1760-1813), К. И. Росси (1775-1849), В. П. Стасовым (1769-1848). Возникновение и развитие классицизма в русском изобразительном искусстве тесно связано с учреждённой в 1757 г. Петербургской Академией художеств, где система преподавания основывалась на принципах классицизма. В лучших произведениях русской скульптуры пропагандировались идеи патриотизма, гражданского служения, преданности общественному долгу. Среди скульпторов русского классицизма выделяются крупнейшие мастера, внесшие в свои творения большое жизненное содержание, - И. П. Мартос (1754-1835), М. И. Козловский (1753-1802), Ф. Г. Гордеев (1744-1810), Ф. Ф. Щедрин (1751-1825), И. П. Прокофьев (1758-1828), В. И. Демут-Малиновский (1779-1846), Ф. П. Толстой (1783-1873), С. С. Пименов (1784-1833), Б. И. Орловский (1796-1837), И. П. Витали (1794-1855).
(Словарь терминов архитектуры. Юсупов Э.С., 1994)
(от лат. classicus — образцовый) — художественное направление и стиль в искусстве и литературе XVII—начала XIX в., для которого характерны высокая гражданская тематика, строгое соблюдение определенных творческих норм и правил, отражение жизни в идеальных образах, а также обращение к античному наследию как к норме.
Рб: художественные методы и направление
Род: литературное направление + Художественное направле- ние + стиль (в искусстве)
Перс: Вольтер Г. Державин, И. Гёте, Я. Княжнин, Ф. Ларошфуко, М. Ломоносов, П. Корнель, А. Сумароков, Ж. Расин, Ф. Шиллер
* "Искусству классицизма присущи гражданский пафос, государственность концепции, вера в силу разума, четкость и ясность моральных и эстетических оценок" (Ю.Б. Борев).
"В искусстве классицизм неуследимо возник из барокко, соотносясь с ним как строгий и воспитанный сын с красивой, пышной, но претенциозной матерью... Авторитарность классицизма целиком опиралась на непререкаемый авторитет человеческого разума. Всё и вся подчиняется ему, как верховному господину людских деяний и поступков" (С.С. Наровчатов).
"Своеобразие русского классицизма состояло в его национальном колорите, в том, что его произведения создавались на материале не Древней Греции и Рима, а отечественной истории... Насыщая свое творчество национально-патриотическими мотивами, русские классицисты приближали тем самым литературу к демократическому читателю" (Н. Гуляев). *
Классицизм
♦ Classicisme
Эстетика классического искусства и его сторонников. Для классицизма характерно следование определенному идеалу порядка и ясности, но также и идеалу единства, рационализма, равновесия, дисциплины, гармонии, простоты и устойчивости. Классическое искусство – совершенный образец аполлонийского искусства, отвергающего опьянение, страсти и инстинкты, иначе говоря, отсутствие меры в выражении формы (в отличие от барокко) и чувств (в отличие от романтизма). Классицизм стремится к преодолению глупости и излишеств, свойственных человеку, опираясь на дисциплину, которая ему совершенно не свойственна. Классицизм – это своего рода аскеза и искусство смирения. Художник растворяется в своем творчестве, как само творчество растворяется в истине. В конце концов остается только Бог, который, в свою очередь, также исчезает.
КЛАССИЦИЗМ (франц. classicisme) – художественное направление в европейском искусстве XVII–XIX вв., возникшее в эпоху окончательного сложения в Европе мощных централизованных национальных монархий. Признавая высшим образцом античное искусство и опираясь также на традиции Высокого Возрождения, художники классицизма стремились к выражению идеи гармонического устройства общества, основанного на вечных и незыблемых "законах разума", где индивидуальность целиком подчинена интересам нации, государства и главной добродетелью гражданина является всепобеждающее чувство долга.
стиль в архитектуре XVIII — первой половине XIX вв., одной из важнейших черт которого явилось обращение к образам и формам античного зодчества (ордерная система с колоннами) как идеальному эстетическому эталону.
Наиболее характерным элементом классицистической постройки является портик, увенчанный фронтоном или аттиком и эффектно выделяющий центральную часть здания; нижний ярус часто бывает обработан рустом, в верхних ярусах преобладают гладкие плоскости стен. Часто встречающимся мотивом церковных построек становится венчающая храм купольная ротонда. В истории стиля выделяются периоды раннего и зрелого классицизма (1760-е гг. — начало XIX в.; постройки В.И. Баженова, М.Ф. Казакова, К.И. Бланка и др.) и поздний классицизм — ампир. Произведения мастеров классицизма во многом предопределили масштаб и характер дальнейшей застройки Москвы. К выдающимся образцам московского классицизма относятся усадьба Барышникова, усадьба Баташева, Воспитательный дом, дом Демидова, Кригскомиссариат, дом Пашкова, церковь Филиппа Митрополита и др.
Литература: Шамурин Ю., Очерки классической Москвы, [М., 1915]; Ильин М.А., Архитектура Москвы в XVIII веке, М., 1953; Николаев Е.В., Классическая Москва, М., 1975; Москва. Памятники архитектуры XVIII — первой трети XIX вв., [кн. 1—2], М., 1975.
(от лат. classicus - образцовый), стиль и направление в литературе и искусстве 17 - нач. 19 вв., обратившиеся к античному наследию как к норме и идеальному образцу. Классицизм сложился в 17 в. во Франции. В 18 в. классицизм был связан с Просвещением; основываясь на идеях философского рационализма, на представлениях о разумной закономерности мира, о прекрасной облагороженной природе, стремился к выражению большого общественного содержания, возвышенных героических и нравственных идеалов, к строгой организованности логичных, ясных и гармоничных образов. Соответственно возвышенным этическим идеям, воспитательной программе искусства эстетика классицизма устанавливала иерархию жанров - "высоких" (трагедия, эпопея, ода, история, мифология, религиозная картина и т. д.) и "низких" (комедия, сатира, басня, жанровая картина и т. д.). В литературе (трагедии П. Корнеля, Ж. Расина, Вольтера, комедии Мольера, поэма "Поэтическое искусство" и сатиры Н. Буало, басни Ж. Лафонтена, проза Ф. Ларошфуко, Ж. Лабрюйера во Франции, творчество веймарского периода И. В. Гете и Ф. Шиллера в Германии, оды М. В. Ломоносова и Г. Р. Державина, трагедии А. П. Сумарокова и Я. Б. Княжнина в России) ведущую роль играют значительные этические коллизии, нормативные типизированные образы. Для театрального искусства (Мондори, Дюпарк, М. Шанмеле, А. Л. Лекен, Ф. Ж. Тальма, Рашель во Франции, Ф. К. Нейбер в Германии, Ф. Г. Волков, И. А. Дмитревский в России) характерны торжественный, статичный строй спектаклей, размеренное чтение стихов. В музыкальном театре утвердились героика, нормативность и приподнятость стиля, логичная ясность драматургии, доминирование речитатива (оперы Ж. Б. Люлли во Франции) или вокальная виртуозность в ариях (итальянская опера-сериа), благородная простота и возвышенность (реформаторские оперы К. В. Глюка в Австрии). Архитектуре классицизма (Ж. Ардуэн-Мансар, Ж. А. Габриель, К. Н. Леду во Франции, К. Рен в Англии, В. И. Баженов, М. Ф. Казаков, А. Н. Воронихин, А. Д. Захаров, К. И. Росси в России) присущи четкость и геометризм форм, логичность планировки, сочетание гладкой стены с ордером и сдержанным декором. Изобразительное искусство (живописцы Н. Пуссен, К. Лоррен, Ж. Л. Давид, Ж. О. Д. Энгр, скульпторы Ж. Б. Пигаль, Э. М. Фальконе во Франции, скульпторы Г. Шадов в Германии, Б. Торвальдсен в Дании, А. Канова в Италии, живописцы А. П. Лосенко, Г. И. Угрюмов, скульпторы М. И. Козловский, И. П. Мартос в России) отличается логичным развертыванием сюжета, ясностью, уравновешенностью композиции.
КЛАССИЦИЗМ, а, м. Направление в искусстве 17начала 19 в., основанное на подражании античным образцам. Каноны классицизма.
| прил. классический, ая, ое. Классическая живопись. Русский к. балет.