Царь Латиума (Лация) (названной по его имени) - одного из государств древней Италии. По Гесиоду - сын Одиссея и Кирки, а по Вергилию - сын Фавна и нимфы Марики. Согласно версии, которой придерживаются Ливий и Вергилий, Латин сначала не позволял Энею и троянцам высаживаться в Италии, но уступил, когда Эней пообещал жениться на его дочери Лавинии. Затем он вынужден был вместе с Энеем вступить в войну с царем соседней Рутулии. Согласно Ливию, Латин погиб в этой войне, и Эней стал царем Лация; в "Энеиде" Латин остается в живых и вместе с Энеем празднует свадьбу.
(Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)
Лати́н - в римской мифологии сын Одиссея, отец Лавинии, почитался под именем Юпитера Латиараса.
Источники:
● М.Б. Ладыгин, О.М. Ладыгина Краткий мифологический словарь - М.: Издательство НОУ "Полярная звезда", 2003.
в римской мифологии сын Фавна и Марики, царь Лаврента; эпоним латинян, образовавшихся из слияния аборигенов и троянцев. После гибели в бою Латин был обожествлен под именем Юпитера Латиариса. Его святилище, общее для всех латинян, построенное римскими царями после разрушения Альбы, находилось на Альбанской горе. Там ежегодно во время латинского праздника царями, затем консулами совершалось жертвоприношение. С Латином был связан народный обычай качаться в праздник Либера на перекрестках на качелях для нахождения на земле и небе исчезнувшего Латина.
(лат. Latinus), в греческой мифологии сын Одиссея (или Телемаха). В римской мифологии царь Лаврента, сын Фавна; его имя связано с происхождением названия племени латинян. Почитался в Др. Риме как Юпитер Латиарис; святилище находилось на Альбанской горе.
(Latinus) — эпоним латинского племени. Его имя мы встречаем уже у Гезиода в "Феогонии", где Л. считается сыном Одиссея и Кирки (Цирцеи). По Гезиоду, он был царем тирренов (этрусков), которые тогда жили к С и Ю от Тибра. Историк Каллий упоминает о Л., как о туземном царе Италии, который женился на Роме, прибывшей из Трои, и был отцом Рома, Ромула и Телегона. По Тимею, Л. был царем Италии (Альбы), но не имел ничего общего с Энеем и троянцами. Позднее распространившиеся сказания о прибытии троянцев и Энея слились со сказаниями о Л., и Л. является царем Лавиниума. По этим сказаниям троянцы, высадившись на италийский берег, были враждебно встречены аборигенами, но удержались в области между Лаврентом и троянским лагерем. Примирение пришельцев с аборигенами было скреплено браком Лавинии с Энеем; но так как троянцы стали грабить латинскую землю, то Л. соединился против Энея с царем рутульским Турном. При Лавролавинии произошла битва, в которой пали Турн и Л., и Эней принял власть над аборигенами. Троянцы слились с латинами в один народ, названный, по Л., латинским. Такова версия мифа, переданная Катоном в его соч. "Origines". По художественным причинам и политич. тенденции Виргилий своеобразно обработал сказание о Л. По "Энеиде" Л., сын Фавна и лаврентской нимфы Марики, правил латинами, жившими в то время при устье Тибра, и имел резиденцию в укрепленном и богатом городе Лавренте. У него была единственная дочь Лавиния, отличавшаяся красотой, и руки ее добивались многие окрестные князья; в числе их был Турн, которому уже была обещана рука Лавинии. Дурные предзнаменования заставили Л. обратиться к оракулу Фавна, который изрек, что Лавиния должна выйти замуж за чужестранца. Выбор отца пал на Энея, который как раз в это время высадился на берег Италии. Война, последовавшая за высадкой Энея, была вызвана недоброжелательством оскорбленного Турна, который, наконец, пал в поединке. Л. заключил с Энеем вечный мир и оба народа слились в один. Л. является героем-эпонимом латинского племени, но не стоит на одной ступени с италийскими божествами — Яном, Сатурном и Фавном, которых религиозное представление превратило в древне— италийских царей. Если имя его живет в мифологии, то единственно благодаря связи сказаний о нем со сказаниями об Энее. Апофеоза Л. (он был назван впоследствии Juppiter Latiaris, Indiger) была следствием апофеозы Энея. Мифологический образ Л. не есть создание латинской народной веры и народного культа, но искусственный продукт греческой и римской мифографии.
Н. О.