(англ. Media education, от лат. media - средства)
направление в педагогике, выступающее за изучение школьниками массовой коммуникации. Осн. задачи М.: подготовить новое поколение к жизни в современных информационных условиях, к восприятию различной информации, научить человека понимать её, осознавать последствия её воздействия на психику, овладевать способами общения на основе невербальных форм коммуникации с помощью технических средств.
М. ведёт историю с педагогического движения за приобщение школьников к лучшему пониманию киноискусства, распространённого в 40-50-е гг. во многих странах. Концепция М. начала формироваться в конце 60-х гг., когда возникли две относительно независимые линии - т.н. критическая грамотность и визуальная грамотность. Первая из них выдвинула осн. целью "формирование критического мышления" человека по отношению к средствам массовой коммуникации и получила большее распространение в Европе (Вели- кобритания, Франция и др.). Вторая линия рассматривала в качестве главной задачи развитие невербальных навыков коммуникации (восприятия, понимания, использования и создания визуальной и аудиовизуальной информации) и преобладала в Канаде и США. В ряде работ М. отождествляется только с критической линией.
Идеология М. складывалась под влиянием работ Р. Барта, М. Мак-Люэна, А. Моля, С. Френе и др. Идея международного движения М. возникла в секторе информации ЮНЕСКО. В 1973 Международный совет по кино и телевидению предложил ввести в высшей и средней школе учебный курс по теории средств массовой коммуникации. Совет впервые определил М. как обучение теории и практическим умениям для овладения современными средствами массовой коммуникации, рассматриваемыми как часть специфической и автономной области знаний в педагогической теории и практике. Такое обучение следует отличать от использования средств массовой коммуникации как вспомогательных элементов в преподавании различных дисциплин.
М. осуществляется в разнообразных формах, которые можно разделить на школьные и внешкольные. Например, во Франции широко используются обе формы, включая широкомасштабный межведомственный эксперимент "Активные юные зрители", представляющий собой уникальный вариант взаимодействия системы образования с телевидением. Ряд французских спе- циалистов считает, что именно школа должна взять на себя ответственность за организацию М., т.к. только она сможет гарантировать полный охват учащихся М.
В 90-е гг. сложились два осн. подхода к организации М. - интегрированный (изучение массовой коммуникации в курсе традиционных предметов) и специальный (введение нового предмета). В мировой практике интегрированный подход реализуется прежде всего в программах родного языка, литературы, обществознания и др.
С 80-х гг. в Австралии, Великобритании, Канаде, Франции и других странах введён учебный предмет с разными названиями и структурой, но примерно одинаковым содержанием (понятие о коммуникации, понятие о знаковых системах и способах представления информации; массовая коммуникация и её закономерности; средства массовой коммуникации и их особенности и др.).
В середине 80-х гг. была высказана идея о необходимости сочетания "медиаграмотности" с компьютерной грамотностью (см. Компьютеризация обучения), т.к. компьютер можно рассматривать как коммуникационное сред- ство. С этого времени начался процесс объединения медиаобразовательных и компьютерных дисциплин. В ряде стран ведутся эксперименты по обучению "медиаграмотности" в начальной школе и даже дошкольных учреждениях.
В отечественных публикациях термин "М." до 1987 не употреблялся. Хотя ещё в 20-е гг. прослеживаются две осн. линии, заложившие основы М.: кинообразование (И.В. Вайсфельд, Ю.Н. Усов и др.) и детское и юношеское журналистское творчество. С середины 60-х гг. специалистами ведутся эксперименты по введению в учебный курс учебного предмета "Основы киноискусства", а с середины 80-х гг. - "Основы аудиовизуальной культуры". Наиболее массовыми формами М. стали радио-, теле- и видеостудии при учебных заведениях, учреждениях дополнительного образования детей; лектории при кинотеатрах, клубы любителей кино, видео, юных журналистов и др.
К началу 90-х гг. идеи М. реализуют- ся более чем в 40 странах. Значительную роль в развитии М. сыграли международные организации: ЮНЕСКО, Международная ассоциация визуальной грамотности (США), Центр связи между образованием и массовой коммуникацией и Совет культурной кооперации при Европейском совете (Франция) и др. В Рос. Федерации проблемами М. занимается Ассоциация деятелей кинообразования (1988), а также секция массовой коммуникации (1974) Педагогического общества России.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 138-139)
процесс образования при помощи и на основе средств массовой коммуникации (медиа) и развития творческих, коммуникативных способностей личности, критического мышления, умений интерпретации, анализа, оценки и самостоятельного создания медиатекста.
(Кичева И.В. Обогащение педагогической терминологии в 90-е годы XX века. - Пятигорск, 2004. С. 289)
процесс образования, развития, формирования личности на материале и через средства массовой коммуникации.
(Менеджмент в управлении школой: краткий словарь терминов и понятий. - Уфа, 2004. С. 29)
обучение теории и практическим умениям для овладения современными средствами массовой коммуникации, рассматриваемыми как часть специфической, автономной области знаний в педагогической теории и практике; его следует отличать от использования медиа как вспомогательных средств в преподавании других областей знаний, таких, как, например, математика, физика или география.
(Новикова А.А. Медиаобразование в России и Европе в контексте глобализации. - Таганрог, 2004. С. 112)
См. также Информатизация образования, Компьютеризация обучения, Мультимедиа
Ч312.31