(Milton) Джон (1608 - 74), английский поэт, политический деятель. В период Английской революции 17 в. - сторонник индепендентов. В двух памфлетах "Защита английского народа" (1650, 1654) выступил как поборник суверенитета английской республики, противник реакции. В библейских образах поэм "Потерянный рай" (1667) и "Возвращенный рай" (1671) отразил революционные события, поставил вопрос о праве человека преступать освященную мораль. Тираноборческие мотивы характерны также для поэмы "История Британии" (1670) и трагедии "Самсон-борец" (1671). Лирические поэмы, сонеты, переводы псалмов.
м. разг.-сниж.
То же, что: мент.
(John Milton) — классический английский поэт (1608—1674); род. в Лондоне, был сыном состоятельного ходатая по делам, получил очень тщательное образование, отчасти в школе св. Павла, отчасти дома, а потом в кембриджском университете. По окончании курса он провел пять лет у родителей в маленьком городке Гортоне (близ Лондона) без определенных занятий, всецело погруженный в самообразование и самосовершенствование. Этот первый юношеский период жизни М. завершился в 1637 г. путешествием по Италии и Франции, обогатившим поэта неизгладимыми впечатлениями и дружбой Галилея, Гуго, Гроция и др. В противоположность большинству великих людей, М. провел первую половину жизни среди полной душевной гармонии; страдания и душевные бури омрачили зрелый возраст его и старость. Светлому настроению молодого М. соответствует характер его первых поэтических произведений, поэм "L'Allegro", "Il Penseroso", "Lycidas" и "Comus". Последняя — одна из самых блестящих драматических пасторалей (masks), на которые в то время еще не прошла мода. В "Allegro" и "Il Penseroso" М. рисует человека в двух противоположных настроениях, радостном и созерцательно-грустном, и показывает, как окрашивается для созерцателя природа со сменой этих настроений. Обе короткие поэмы проникнуты непосредственным чувством и особой грациозностью, характеризующей лирику Елизаветинской поры и уже более не встречающейся у самого M. "Lycidas" задуман в том же духе и дает тонкие описания идеализированной сельской жизни, но самое настроение глубже и обнаруживает таящиеся в душе поэта патриотические страсти; фанатизм революционера-пуританина странным образом переплетается здесь с меланхолической поэзией в духе Петрарки.
С 1639 по 1660 г. длится второй период в жизни и деятельности М. Вернувшись из Италии, он поселился в Лондоне, воспитывал своих племянников и написал трактат о воспитании ("Tractate of Education, to Master Samuel Hartlib"), имеющий главным образом биографический интерес и показывающий отвращение М. ко всякой рутине. В 1643 г. М. женился на Мэри Повэль — и эта женитьба превратила его до того безмятежное существование в целый ряд домашних бедствий и материальных невзгод. Жена М. уехала от него в первый год жизни, и своим отказом вернуться довела его до отчаяния. Свой собственный неудачный опыт семейной жизни М. распространил на брак вообще и написал полемический трактат "The Doctrine and Discipline of Divorce". Перейдя в ряды партии "независимых", М. посвятил целую серию политических памфлетов разным вопросам дня. Все эти памфлеты свидетельствуют о силе мятежной души поэта и о блеске его воображения и красноречия. Самая замечательная из его защит народных прав посвящена требованию свободы для печатного слова ("Areopagitica: A Speech for the Liberty o f unlicensed Printing to the Parliament of England"). Из остальных 24 памфлетов первый ("Of Reformation touching Church Discipline in England and the Causes that hitherto have hindered it") появился в 1641 г., а последний ("A ready and easy way to establis h a free Commonwealth") в 1660 г.; они обнимают собой, таким образом, все течение английской революции. При наступлении парламентского правления М. занял место правительственного секретаря для латинской корреспонденции. В числе других поручений, исполненных М. во время его секретарства, был ответ на анонимный роялистский памфлет "Eikon Basilike", появившийся после казни Карла I. М. написал "Eikonoklastes", в котором остроумно побивал доводы анонима. Менее удачной была полемика М. с другими политическими и религиозными антагонистами, Салмазием и Морусом. В 1652 г. М. ослеп, и это тяжко отразилось на его материальных средствах, а реставрация Стюартов принесла ему полное разорение; еще тяжелее был для М. разгром его партии.
На старости он очутился один в тесном кругу семьи — второй жены (первая умерла рано, вернувшись в дом мужа за несколько лет до смерти), совершенно чуждой его духовной жизни, и двух дочерей; последних он заставлял читать ему вслух на непонятных им языках, чем возбуждал в них крайне недружелюбное к нему отношение. Для М. наступило полное одиночество — и вместе с тем время величайшего творчества. Этот последний период жизни М., от 1660 до 1674 г., ознаменовался тремя гениальными произведениями: "Paradise Lost", "Paradise Regained" и "Samson A g onistes". Первое из них появилось в печати в 1667 г., два последних — в 1670 г. "Paradise Lost" — христианская эпопея о возмущении отпавших от Бога ангелов и о падении человека. В противоположность героическим эпопеям Гомера и средневековым эпопеям, а также поэме Данте, "Потерянный Рай" не дает простора творческому вымыслу поэта. Пуританин М. избрал библейский сюжет и передавал его согласно словам Писания; кроме того, его действующие лица принадлежат большей частью к области сверхчеловеческой и не допускают того реализма описаний, который так обаятелен у Данте. С другой стороны, ангелы и демоны, Адам и Ева и другие действующие лица Мильтоновской эпопеи имеют определенный образ в народном воображении, воспитанном на Библии, — и от этих традиций М., поэт глубоко национальный, никогда не уклоняется. Эти особенности материала, над которым работал М., отражаются на его поэме; техническая сторона описаний условна, в изложении мало образности; библейские существа часто кажутся только аллегорией. Великое значение "Потерянного Рая" — в психологической картине борьбы неба и ада. Кипучие политические страсти М. помогли ему создать грандиозный образ сатаны, которого жажда свободы довела до зла. Первая песнь "Потерянного Рая", где побежденный враг Творца горд своим падением и строит пандемониум, посылая угрозы небу, — самая вдохновенная во всей поэме и послужила первоисточником демонизма Байрона и всех романтиков вообще. Воинственная религиозность пуританина воплотила дух времени в образе души, рвущейся на свободу. Пафосу этой демонической (в буквальном смысле слова) стороны "Потерянного Рая" соответствует идиллическая часть — поэтические описания рая, любви первых людей и их изгнания. Бесчисленные поэтические красоты в передаче чувств, музыкальность стиха, грозные аккорды, говорящие о непримиримости в деле веры, дают вечную жизнь эпопее XVII в. "Paradise Regained" ("Возвращенный Рай") передает историю искушения Иисуса Христа духом зла и написана более холодно и искусственно. В третьей поэме, написанной М. в дни старости — "Samson Agonistes" — поэт отразил в образе библейского героя разбитые надежды своей партии.
См. Johnson, "Lives of poets"; Macaulay, "Essays"; "Great Writers: Milton" (с библиографическими указаниями).
З. Венгерова.
В 1682 г. напечатана "Brief History of Moscovia", компиляция, несомненно принадлежащая М. Она издана по-русски, со статьей и примечаниями Ю. В. Толстого, под заглавием: "Московия Джона М." (М., 1875).
Русские переводы сочинений М.: М. А. П. А. (т. е. московской академии префект Амвросий — Серебренников), "Потерянный рай" поэма героическая (Москва, 1780; 3-е изд. с приобщением "Возвращенного рая", М., 1803; 6-е изд., М., 1827, с биографией М., 1828; 7-е изд., М., 1860; перевод с французского); E. П. Люценко, "Потерянный рай" (СПб., 1824); Ф. Загорский, "Потерянный рай" и "Возвращенный рай" (М., 1827; 4-е изд., 1842—1843); E. Жадовская, "Потерянный рай", с приобщением поэмы "Возвращенный рай" (М., 1859; очень неудачный перевод в стихах); А. Зиновьев, "Потерянный рай" (М., 1861); С. Писарев, "Потерянный рай" (СПб., 1871; стихами); "Потерянный рай", с присовокуплением "Возвращенного рая" (М., 1871); А. Шульговская, "Потерянный и возвращенный рай" (СПб., 1878); H. М. Бородин, "Потерянный и Возвращенный рай" (М., 1882; 2-е изд., 1884, перевод с французского); В. Б—ъ, "Потерянный и Возвращенный рай" (М., 1884, перевод с французского); "Потерянный рай", изд. А. Ф. Маркса, с рис. (СПб., 1895); Андреев, "Рождение Христа", гимн (СПб., 1881); "Ареопагитика", речь М., обращенная к английскому парламенту, 1644 г. ("Современное Обозрение", 1868, № 5).
Ср. Маколей, "М." ("Светоч", 1860, № 11 и "Сочинения", т. I); Ф. Ч., "Публичные чтения в Киеве профессора Седина" ("Молва", 1857, № 9).