26 июня 2024
450 тысяч слов
+11 за сегодня

Значения слова митрополит

все
Словарь Ушакова
Культурология. Словарь-справочник
Православие. Словарь-справочник
Словарь забытых и трудных слов ХVIII-ХIХ веков
Православный энциклопедический словарь
Словарь церковных терминов
Православная энциклопедия
Вестминстерский словарь теологических терминов
Энциклопедический словарь
Словарь Ожегова
Словарь Ефремовой
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
Большая Советская Энциклопедия

Словарь Ушакова

митрополит

митрополит, митрополита, муж. (греч. metropolites) (церк.). Высшее звание православных епископов.

Культурология. Словарь-справочник

митрополит

в ряде христианских церквей один из высших санов архиереев. Глава крупной епархии, подчинен патриарху.

Православие. Словарь-справочник

митрополит

(греч. «человек столичный»)

   первоначально архиерей, глава митрополии – крупной церковной области, объединяющей несколько епархий. Архиереи, управляющие епархиями, были подчинены митрополиту.

   Т.к. церковно-административные деления совпадали с государственными, кафедры митрополитов располагались в столицах стран, которые охватывали их митрополии. Впоследствии митрополитами стали называться архиереи, управляющие крупными епархиями. В настоящее время в Русской Православной Церкви титул «митрополит» является почетным званием, следующим после титула «архиепископ». Отличительной частью облачения митрополита является белый клобук.

   См. Епископ, Священнослужители.

Словарь забытых и трудных слов ХVIII-ХIХ веков

митрополит

, а, м.

   Высшее почетное звание епископа, а также лицо, имеющее это звание.

   * Митрополит, хвастун бесстыдный, Тебе прислав своих плодов, Хотел уверить нас, как видно, Что сам он бог своих садов. // Пушкин. Стихотворения // *

   МИТРОПОЛИЧИЙ.

Православный энциклопедический словарь

митрополит

архиерей очень крупной церковной области.

Словарь церковных терминов

митрополит

(греч. столичный) - первоначально архиерей, глава митрополии - крупной церковной области, объединяющей несколько епархий. Архиереи, управляющие епархиями, были подчинены митрополиту. Т.к. церковно-административные деления совпадали с государственными, кафедры митрополитов располагались в столицах стран, которые охватывали их митрополии. Впоследствии митрополитами стали называться архиереи, управляющие крупными епархиями. В настоящее время в Русской православной церкви титул "митрополит" является почетным званием, следующим после титула "архиепископ". Отличительной частью облачения митрополита является белый клобук.

Православная энциклопедия

митрополит

   в первоначальном значении глава митрополии, обширной церковной области, в которую входили несколько епархий. Руководящие епархиями архиереи подчинялись митрополиту. Но в связи с тем что церковное разделение страны территориально совпадало с государственными границами областей, кафедры митрополитов находились в столицах республик. Позднее звание митрополита стали присваивать архиереям, которые руководили особо крупными епархиями. В наши дни Православная церковь присваивает звание митрополита особо отличившимся архиереям в качестве награды за достойные подражания труды. Титул «митрополит» стал почетным званием, которое на иерархической лестнице стоит выше звания «архиепископ». Главным отличием облачения митрополита от других представителей духовенства является клобук белого цвета.

Вестминстерский словарь теологических терминов

митрополит

 ♦ (ENG metropolitan)

 (от греч. meter - мать и police - город)

   епископ, чья власть распространяется на более широкий, чем диоцез, регион, такой, как провинция.

Энциклопедический словарь

митрополит

(греч. metropolites), в ряде христианских церквей один из высших санов архиереев. Глава крупной епархии, подчинен патриарху.

Словарь Ожегова

митрополит

МИТРОПОЛИТ, а, м. Высшее почётное звание (духовный сан) архиерея, а также архиерей, имеющий это звание.

| прил. митрополитский, ая, ое и митрополичий, ья, ье.

Словарь Ефремовой

митрополит
  1. м.
    1. Высший почетный титул некоторых епископов в православной и католической церкви, управляющих крупными епархиями.
    2. Духовное лицо, имеющее такой титул.

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

митрополит

— епископ митрополии, т. е. главного города области (Επάρχια) или провинции (diocesis) в греко-римской империи. Одни думают, что название М. явилось не ранее 1-го вселенского собора (325 г.); другие, если не название, то функции деятельности М., особые от общих епископских, усматривают еще в лице самих апостолов; третьи полагают, что митрополичья юрисдикция установлена во II в. и была вызвана назревшей необходимостью централизации в областном церковном управлении. На 1-м вселенском соборе и на соборе Антиохийском 341 г. юрисдикция М. была окончательно установлена, увеличена в объеме и точно регламентирована. Кроме права созывать областные соборы, им были усвоены: право надзора за церковными делами всей области, так что ни один епископ без М. не мог постановлять чего-либо важного; право давать общительные грамоты лицам из клира, отлучающимся из своих епархий (litters formatas); принимать апелляции на епископов от пресвитеров и клириков; утверждать и посвящать, при участии других двух или трех епископов, вновь избранных на епископство. При открытии епископской вакансии в области, М. извещал о том всех епископов, приглашая их к избранию нового епископа, и все епископы должны были собраться для того в митрополию или прислать письменное согласие на избрание кого-либо. При избрании самого М. должны были присутствовать все епископы лично (см. Епископ) Трулльский собор (692 г.) постановил, чтобы митрополичьи округи в точности совпадали с диоцезами государственного деления империи, но это правило соблюдалось только на Востоке: на Западе держались указаний апостольского происхождения церквей, почему митрополия римского епископа обнимала десять областей, прилегавших непосредственно к Риму. В этом смысле на Востоке папу долго еще называли (например, Михаил Пселл в XI в.) митрополитом, хотя, согласно определению Халкидонского собора, он, наравне с епископами Иерусалима, Антиохии, Александрии и Константинополя, носил название патриарха. Права митрополичьей юрисдикции сначала и на Западе были те же, что и на Востоке. Собор Толедский 589 г. усилил права митрополита, позволив ему, с согласия областного собора, подвергать подведомых ему епископов наказаниям. С образованием новых германских государств значение митрополичьего управления изменилось в той мере, в какой прежние митрополии в это время утратили свое значение, и место областных церковных соборов заступили имперские сеймы. К тому же деление на диоцезы здесь отсутствовало. Правда, папа Захария пытался восстановить митрополичью систему церковного управления, но попытка его не имела успеха. Карл Великий, по настоянию папы Адриана, своими капитуляциями установил митрополичью юрисдикцию во всех своих владениях; но фактически прежняя власть М. не могла осуществляться вполне уже потому, что на сеймах подведомственный ему епископ являлся на равных с ним правах представительства и, по обстоятельствам или по выдающимся способностям представительства, епископ имел иногда в делах собрания большее значение, чем М. С течением времени западные М. вместо того, чтобы самим вместе с собором избирать епископов, как было в начале, должны были ограничиться правом "исследовать законность" избрания и правом посвящения. Мало-помалу епископы сделались совершенно независимыми от М., политические права тех и других были совершенно одинаковы — оба были одинаково подчинены королю; но король мог защищать епископа против М., М. же не мог защищать епископа против короля; епископ мог апеллировать на М. к папе, а М. должен был тем не менее приглашать епископов своей митрополии к участию в своих решениях. Лишь в Англии митрополичье управление держалось прочно; епископы кентерберийский и йоркский пользовались правами М. во всей их первоначальной полноте. В последующее время юрисдикция M. на Западе чем далее, тем более сокращалась, в той мере, в какой развивалась централизующая система папизма. Сардикийский собор предоставил римскому епископу право принимать апелляции епископов на М. и постановлять по ним окончательное решение. Папа Николай I (858—867) постановил, что без его согласия ни один епископ не может быть низложен. Иннокентии III усвоил себе право непосредственного суда во всех делах о епископах, а Александр III постановил, что на всякий суд, духовный и светский, даже в незначительных делах (in causis minimis) возможна апелляция к папе. На соборе Равеннском (877 г.) постановлено, что каждый М., который не испросит у папы паллиума, должен считаться низложенным. Григорий VII требовал от М. присяги в том, что они будут защищать папство, во всякое время являться к папе по первому призыву и т. д. Климент IV (1264—1268) усвоил себе право полного распоряжения всеми приходами и бенефициями. В XI в. от М. отнято, наконец, даже право созывать провинциальные соборы, через учреждение должностей сначала апостолического викария, а затем папского легата, которые посылались из Рима для созыва соборов. Наконец, папы усвоили себе и все поместное церковное законодательство и кодификацию церковных законов. Папские декреталии получили значение канонов — то самое, какое имели определения соборов, и заменяли последние. От прежней митрополичьей юрисдикции к XIII в. на Западе уже ничего не осталось. Последующие столетия представляют лишь несколько безуспешных попыток борьбы епископализма с куриализмом, стремления отстоять права епископа вообще против всепоглощающего абсолютизма римской курии, так как не митрополитство только, но и самое епископство провозглашено было излиянием папства. Ныне в католической церкви название М. — лишь почетный титул. В восточных патриархатах титул М. удерживается за всеми теми епископами, епископии которых были митрополиями во времена Византийской империи, и имеет то же каноническое значение, какое дано им в века вселенских соборов, но ввиду современного состояния их епархий — по необходимости — лишь в теории и номинально. В других православных автокефальных церквах права и обязанности М. осуществляются в большей мере, хотя и сообразно с политическим положением страны. Так, в Австрии права митрополичьего управления православных церквей часто нарушаются государственной властью.

Н. Б—в.

Большая Советская Энциклопедия

митрополит

(от греч. mētropolítēs), высший духовный сан в некоторых христианских церквах.

Поделиться:
Действия:
Скачать в doc

Каким слово митрополит может быть

Предложения со словом митрополит

  • Великий князь смиловался, взял большой окуп (15500 рублей) и заключил с новгородцами новый договор (11 августа), по которому они обязывались пред великим князем и сыном его Иоанном Иоанновичем «за короля и великого князя литовского от вас, великих князей, нам, вашей отчине, вольным людям, не отдаваться никакою хитростию и князей нам у короля на пригороды не просить и не принимать, а на владычество нам избирать себе по своей старине, и владыке нашему ставиться в дому Пречистой, у гроба святого Петра чудотворца в Москве, и нигде нам, кроме Московского митрополита, владыки себе не ставить, а пошлины вам, великим князьям, и вашему отцу митрополиту от владыки нашего иметь по старине и лишнего не прибавлять».
  • «Русское Православное собрание» в составе Председателя – митрополита Антония, архиереев – архиепископа Феофана (Быстрова), епископов Феофана (Гаврилова), Гавриила (Чепура), Михаила (Космодамианского), Аполлинария (Кошевого), а также представителей духовенства и мирян, приняло решение, что «Высшее Церковное управление сохраняет свои полномочия впредь до установления нормальных почтовых и телеграфных сношений со Святейшим Патриархом, который затем укажет дальнейшее устройство Православной Русской Церкви заграницей».
  • Верховный суд штата Нью-Йорк отказался признать подлинность упомянутого подложного патриаршего указа о назначении митрополита Платона в Америку, и теперь он надеялся на помощь Собора РПЦЗ Однако Собор постановил, что о просимой митрополитом Платоном грамоте он будет «иметь суждение после доклада о нестроениях в Русской Православной Церкви в Америке, составленного по поручению Синода епископом Серафимом» Ввиду такого соборного определения Платон отказался подписать протокол заседания Собора Тогда Собор постановил «признать несомненным, что митрополит Платон, вопреки своим устным и письменным заявлениям, стремится к организации автокефального управления для Северо-Американской Церкви», «потребовать от митрополита Платона и его викариев заявления, что они не признают постановлений так называемого Детройтского Собора» и «подчиняются временно, до установления нормальных сношений с законной высшей церковной властью в России, канонической (судебно-административной) власти Заграничного Собора и Синода».
  • В ней Алексей Михайлович сообщает воеводе, что Паисий, разрешенный было по просьбе царя патриархом Досифеем, через два месяца вследствие каких-то жалоб на него снова был запрещен, чему «мы, великий государь, наше царское величество, удивилися», «о чем и архиереи государства нашего царскаго величества имеют не мало жали (жалости)», и, «понеже нам, великому государю, нашему царскому величеству, в другорядь к святейшим патриархом притещи о прощении его митрополитове не к чести показася», то он, государь, и просит теперь воеводу от себя порадеть об этом деле перед патриархами, «понеже ты, – говорит царская грамота, – вяшщую и частую имеешь со блаженнейшими патриархами ссылку и дружбу».