(фр. metet, от mot — слово)
1. В XII—XIV вв.— многоголосное вокальное произведение, в котором сочетались несколько самостоятельных мелодий, исполнявшихся на различные тексты (иногда на разных языках).
2. В XV—XVIII вв.— многоголосное полифоническое произведение в нескольких частях. Среди авторов мотета — Ж. Депре, О. Лассо, Д. Букстехуде, В. Моцарт, Г. Гендель. В XIX в. Мотет трактуется как хоровое произведение, непосредственно не связанное с культом (Р. Шуман, Ф. Мендельсон, И. Брамс, М. Регер, Ш. Гуно и др.).
♦ (ENG motet)
(средневек. англ. от старофр. mot - слово, фраза)
хоровая композиция для литургического использования, часто извлеченная из библейских текстов и исполняемая без аккомпанемента.
(франц. motet, от mot - слово), жанр многоголосной вокальной музыки. Возник во Франции в 12 в. В основе раннего мотета - литургический напев в одном из голосов, к которому присоединяются др. голоса, часто с вариантом того же текста или с др. текстом. Высшие образцы принадлежат Гильому де Машо, Жоскену Депре, Палестрине, Г. Шютцу, И. С. Баху.
м.
Жанр вокальной или вокально-инструментальной многоголосной музыки,
первоначально церковного характера, особенно развившийся во Франции в XII-XVII
вв.
(Motetto — итал., Motet — франц.) — хоровое полифоническое сочинение на изречение из Библии, в имитативном стиле. Происхождение М. весьма старинное; многие считают родоначальником его Франкона Кёльнского; настоящее развитие он получает в XV и XVI ст. У Палестрины М. состоит из двух частей. М. достиг высшего художественного развития у И.-C. Баха.