11 июня 2024
450 тысяч слов
+27 за сегодня

Значения слова народность

все
Словарь Ушакова
Политическая наука: Словарь-справочник
Антропологический толковый словарь
Словарь лингвистических терминов
Этнографический Словарь
Словарь социолингвистических терминов
Гаспаров. Записи и выписки
Русская Философия. Энциклопедия
Терминологический словарь библиотекаря по социально-экономической тематике
Энциклопедический словарь
Словарь Ожегова
Словарь Ефремовой
Большой юридический словарь
Большая Советская Энциклопедия

Словарь Ушакова

народность

народность, народности, жен. (книж.).

1. То же, что народ во 2 знач. «...В целом ряде случаев живущие по окраинам угнетенные народности имеют своих сородичей по ту сторону границы...» Ленин. «...Октябрьская революция, порвав старые цепи и выдвинув на сцену целый ряд забытых народов и народностей, дали им новую жизнь и новое развитие.» Сталин. «В Советский Союз входят, как известно, около 60 наций, национальных групп и народностей.» Сталин. «...На Кавказе имеется целый ряд народностей с примитивной культурой, с особым языком, но без родной литературы, народностей к тому же переходных, частью ассимилирующихся, частью развивающихся дальше.» Сталин ("Марксизм и национальный вопрос", 1913 г.). Народности Востока.

2. только ед. Совокупность национальных черт, свойственных какому-нибудь народу. Отстаивать свою народность.

3. только ед. отвлеч. сущ. к народный во 2 знач.; степень соответствия кого-чего-нибудь характерным народным свойствам, тесное родство кого-нибудь с характерными свойствами народа. Народность поэзии Пушкина.

Политическая наука: Словарь-справочник

народность

исторически сложившаяся языковая, территориальная, экономическая и культурная общность людей. В современной литературе идет дискуссия о признаках и соотношении народности и нации.

Антропологический толковый словарь

народность

этническая категория, более высокого ранга, чем племя, но меньшего, чем нация. Чаще всего понимается как синоним народа. Характерно наличие социальной структуры высокой сложности и, обычно, письменности, хотя тотальное распространение последней не обязательно.

Словарь лингвистических терминов

народность

1. Форма этнической общности, иерархически расположенная между племенем или союзом племен и нацией, обладающая:

1) общностью языка;

2) общностью территории;

3) общностью хозяйственной и социально-культурной жизни. В научной литературе термин Н. используется с середины ХХ в.

2. То же, что и народ2.

Этнографический Словарь

народность

исторический тип этноса, следующий за племенем и предшествующий нации; возникает на основе смешения племен и образования племенных союзов в период разложения первобытно – общинного строя.

* * *

термин, применявшийся в русской науке и русском языке для обозначения принадлежности к народу (этносу). С начала 50-х гг. он стал употребляться для обозначения видов этноса, характерных для раннеклассовых обществ и находящихся по форме своего развития между племенами и нациями.

Появление Н. связывалось со смешением (см.: Миксация) и консолидацией племенных групп в период сложения ранних государств. Первые Н. возникли в районах древнейших цивилизаций - древнеегипетской, шумерской и др. В Европе сложение Н., в большинстве своем дающих начало современным европейским этносам, началось с конца эпохи Великого переселения народов. На территории России его начало приходится на конец IX-X вв.

Н. часто складывались из разноязычных компонентов, один из которых подвергался ассимиляции и входил в складывающийся этнос в качестве составляющей части. Так, при формировании древнерусской народности наряду со славянскими племенами участвовали балтские и угро-финские. Из разнородных компонентов в процессе сложения Н. на основе политического объединения в рамках единого государства возникала хозяйственная и культурная (языковая, религиозная и др.) общность. При этом вошедшие в Н. компоненты могли долго сохранять этническую специфику в качестве субэтнических групп. Этническое самопознание часто вытеснялось чувством единства государственной принадлежности. Однако утрата государственного единства (напр., в период феодальной раздробленности) могла не приводить к распаду Н. Так, древнерусская Н. сохранила свое единство после распада Киевской Руси, при развитии своеобразия составлявших ее частей в пределах самостоятельных княжеств. В дальнейшем часть Н. преобразовалась в нации, другие сохранились в виде этнических меньшинств, как, например, в Российской империи коренные этносы Севера, Сибири, Поволжья и др.

В последние годы обострилась дискуссия о правомерности выделения Н. в качестве исторического типа этноса. В западной научной литературе термина, соответствующего понятию Н., не существует.

(Крысько В.Г. Этнопсихологический словарь. М.1999)

Словарь социолингвистических терминов

народность

  1. Форма этнической общности, иерархически расположенная между племенем (союзом племен) и нацией. Обладает общностью языка, общностью территории, хозяйственной и социально-культурной жизни. Исторически Н. появились в результате смешения и консолидации племен. Наибольшим стимулом этого процесса было вхождение этих племен в одно государство. В современном значении данный термин начал употребляться в русской научной литературе с середины XX в. До этого употреблялось слово народ.

  Первые Н. возникли в регионах древних цивилизаций (древнеегипетская, шумерская и др.). В Европе процесс формирования народностей относится к периоду Великого переселения народов (IV-VII вв.) На территории нашей страны в раннем средневековье произошло образование трех восточнославянских Н. - русской, украинской, белорусской, послуживших базой для развития трех соответствующих наций.

  2. То же, что Народ2.

  См. также: Народ, Национальность, Этнос

Гаспаров. Записи и выписки

народность

   ♦ "У нас дважды два тоже четыре, да выходит как-то бойчее". Православие: "Если бога нет, то какой же я штабс-капитан?" Для Самодержавия формулу русской классики я пока не смог найти.

Русская Философия. Энциклопедия

народность

   понятие философии культуры, эстетики, художественной критики, выражающее одну из главных смысловых доминант рус. мысли XIX в. Проблематика Н. восходит к работам Дж. Вико и И. Г. Герде-ра, рассматривавших коллективное творчество народов как исходную форму культуры и первооснову всех позднейших ее форм, ориентированных на принципы индивидуальности и личного авторства. Оформление идеи Н. в рус. мысли осуществляется в тесной связи с распространением идейно-эстетических импульсов романтизма. Важную роль в этом процессе играло увлечение идеями Гегеля: под влиянием нем. философии Н. трактуется преимущественно как выражение "духа народа". Однако практически с самого начала эта трактовка была тесно связана и со специфически российскими проблемами - преодолением "наружных приемов" наносного "европеизма", выявлением в искусстве и др. формах культуры истинных национальных начал, критикой сформировавшегося под влиянием поверхностной европеизации пренебрежительного отношения к своему, рус. (любомудры, Надеждин, Белинский). Н. в этом контексте понимается как совокупность всех физических, умственных и нравственных черт, из к-рых складывается облик рус. человека, его отличительный характер, особый "сгиб" ума и воли, отличающие его от представителей др. народов. На базе трактуемой т. обр. народности к сер. 30-х гг. XIX в. были выработаны идейные и творческие установки, во многом определившие развитие рус. культуры периода ее золотого века. В соответствии с этой программой Н. - это одновременно эстетическая оценка и мера духовной глубины, идейной содержательности творчества. Сказать о том или ином художественном произв., что оно "народно", означало, по сути, то же, что назвать его "великим" "вековым" произв. Вместе с тем понятие "Н." часто выступало одним из концептуальных эквивалентов верного понимания жизни. Сила произв., отвечающего такому пониманию творчества, - не в изощренности формального мастерства, а в непосредственности чувства нравственной честности, верности критериям художественной правды. Идея Н. ориентирует искусство не на создание идеальных миров, а на проникновение в реальную жизнь народа во всех ее не только светлых, но и темных сторонах. Специфической особенностью понимания Н. (в отличие, в частности, от нем.) было то, что представление о национальной самобытности имело для нее определенную социальную окраску. Подлинным носителем национальных начал признавался преимущественно "простой народ", часто даже в более узком смысле "низшего сословия". Для т. наз. "образованного об-ва" Н. становилась неким социальным заданием, а для отдельных его представителей - личной проблемой, решение к-рой требовало определенных усилий и представляло собой особый нравственно-рефлексивный акт (покаяние, возвращение к "почве" и т. п.). Эта особенность определила общее направление эволюции идеи Н. в рус. культуре в сторону нарастания мотивов социальной критики. Для марксистской эстетики и литературно-художественной критики, опиравшейся в основном на классовый подход, категория Н. долгое время оставалась вне поля исследования. Однако в специфической идеологической ситуации, сложившейся в СССР к сер. 30-х гг., когда решение задачи внутренней консолидации страны потребовало от партийного руководства частичного восстановления линии исторической преемственности, идея Н. как элемент "демократического наследия" была интегрирована в систему официально признаваемого мировоззрения (марксизм-ленинизм). В целом это сыграло позитивную роль в преодолении доминировавших в культурной политике вульгарно-социологических подходов, стоявших на т. зр. "жесткой" партийности. В рамках парадигмы Н. осуществилась легитимация огромного массива явлений национальной культуры, выразивших свободолюбивые устремления широких слоев дореволюционного рус. об-ва, к-рые при всем желании трудно было связать с концепцией социалистической революции. Установка на Н. нередко использовалась и как инструмент, при помощи к-рого насаждалось примитивное искусство и обосновывались запретительные меры против творческих экспериментов. Н. была признана одной из основополагающих категорий марксистско-ленинской эстетики. Ее разработке было посвящено множество книг и статей, далеко не всегда чисто пропагандистских. В нек-рых из них, в частности в трудах М. А. Лившица, Г. А. Недошивина и др., наряду с устоявшимися идеологическими формулами содержались ценные исторические и теоретические обобщения, раскрывавшие многообразие форм культуры и ее субъектов. Однако при всем этом исследование категории "Н." в рамках идеологии того времени было достаточно специфично. Ее обязательно связывали и уравновешивали при помощи политически более прозрачной и операциональной категории партийности, в связке с к-рой ее обычно и старались употреблять. Отсюда идет характерное для официальной идеологии разделение Н. на "подлинную" (потенциально совпадающую с коммунистической партийностью) и "неподлинную" (куда относились стремления раскрыть такие грани народной души и народной жизни, к-рые шли вразрез с "утвержденным" воззрением или, по крайней мере, не укладывались в его рамки). В сложном контексте идеологических конфликтов того времени апелляция к Н. нередко служила внешне законным выражением внутренней оппозиционности, духовного противостояния неоправданному историческому оптимизму и утратившей чувство эмоциональной причастности к "своему" технократической бюрократии. Таковы "деревенская" проза 60-80-х гг., распространившееся в эти годы увлечение фольклором, а также философско-исторические исследования, посвященные народному свободомыслию, в рамках к-рых, по существу, изучались формы народной религиозности.

   Л и т.: Бахтин М. М. Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М., 1965; Белинский В. Г. Общая идея народной поэзии // Избр. соч. М; Л., 1949; Он же. Взгляд на русскую литературу. М., 1983; Герцен А. И. Эстетика. Критика. Проблемы культуры. М., 1987; Григорьев А. Эстетика и критика. М, 1980; Достоевский Ф. М. Об искусстве. М., 1973; Кузнецова Т. В. Россия в культурно-историческом контексте: парадигма народности. М, 1999; Лотман Ю. М. О русской литературе: Статьи и исследования. Спб., 1997;Потебня А. А. Языки народность // Эстетика и поэтика. М., \91в, Флоренский П. А. Избр. труды по искусству. М., 1996.

   Т. В. Кузнецова

Терминологический словарь библиотекаря по социально-экономической тематике

народность

   исторический тип этноса (см.), возникающий, как правило, на основе союза племен в процессе формирования классового общества и становления государства. Н. характерна в основном для эпохи рабовладения и феодализма. Каждой общественно-экономической формации или двум из них соответствует определенный исторический тип этноса: первобытному обществу — род и племя, рабовладению и феодализму — народность, капитализму — нация. Понятие Н. не имеет эквивалентности в европейских языках. Четкой границы между Н. и др. историческими типами этноса не существует, поэтому весьма затруднительно определить, какие этносы в современную эпоху существуют в виде народностей. В современной России понятие Н. применяется в основном к народам Севера и некоторым другим малочисленным этносам.

   см. также Нация, Этническая группа

Энциклопедический словарь

народность

исторически сложившаяся языковая, территориальная, экономическая и культурная общность людей. В современной литературе идет дискуссия о признаках и соотношении народности и нации.

Словарь Ожегова

народность

НАРОДНОСТЬ, и, ж.

1. см. народный.

2. Общность людей, исторически сложившаяся в процессе разложения племенных отношений на базе единства языка и территории и развивающейся общности экономической жизни и культуры. Малые народности Севера.

3. Национальная, народная (во 2 знач.) самобытность; выражение в искусстве народных интересов и психического склада. Н. поэзии Пушкина.

Словарь Ефремовой

народность
  1. ж.
    1. Общность людей, исторически сложившаяся в процессе разложения племенных отношений, основанная на общности языка, территории и развивающейся экономической жизни и культуры.
    2. Национальная самобытность.

Большой юридический словарь

народность

исторически сложившаяся языковая, территориальная, экономическая и культурная общность людей. В современной литературе идет дискуссия о признаках и соотношении Н., народа и нации.

Большая Советская Энциклопедия

народность

исторически сложившаяся языковая, территориальная, экономическая и культурная общность людей, предшествующая нации . Начало формирования Н. относится к периоду консолидации племенных союзов; оно выражалось в постепенном смешении племён, замене прежних кровнородственных связей территориальными. Первыми сложились Н. рабовладельческой эпохи (древнеегипетская, древнеэллинская и др.). В Европе процесс образования Н. завершился в основном в период феодализма (древнерусская, польская, французская и др. Н.). В остальных частях света этот процесс продолжался и в последующие эпохи. Н. обычно складывались из нескольких племён, близких по своему происхождению и языку (польская ≈ из славянских племён: полян, вислян, мазовшан и др.), или из разноязычных племён, смешавшихся в результате завоевания одних племён другими (французская ≈ из галльских племён, римских колонистов и германских племён: франков, вестготов, бургундов и др.). В процессе складывания Н., по мере усиления связей между отдельными её частями, язык одного из этнических компонентов (более многочисленного или более развитого) превращается в общий язык Н., а остальные племенные языки низводятся до роли диалектов, а иногда совсем исчезают; формируется территориальная, культурная и хозяйственная общность с общим самоназванием. Становление государства способствовало упрочению Н., но в процессе исторического развития Н. могли не совпадать с государством ни территориально, ни по языку.

С развитием капиталистических отношений и усилением экономических и культурных связей Н. превращаются в нации. Н., оказавшиеся разделёнными на части государственными границами, могут дать начало нескольким национальным образованиям (португальцы и галисийцы, немцы и люксембуржцы и др.). Древнерусская Н. явилась общим корнем русской, украинской и белорусской Н., сложившихся впоследствии в нации. Не менее часты случаи, когда в формировании одной нации участвовали или участвуют несколько Н. В СССР некоторые Н. (туркменская, киргизская и др.) превратились в нации, минуя капиталистическую стадию развития. Многие Н. (особенно мелкие), отставшие по ряду причин в своём развитии, могут и не превратиться в нации; с течением времени они вступают в тесные связи с другими, более развитыми Н. и нациями, усваивают их культуру и язык и постепенно сливаются с ними.

Распад колониальной системы империализма и завоевание многими странами Азии и Африки государственной независимости ускорили процессы этнической консолидации и рост национального самосознания. Из племенных территориальных этнических групп формируются новые Н. и нации.

Лит.: Энгельс Ф., Происхождение семьи, частной собственности и государства, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21; Ленин В. И., Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов?, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 1; Алексеев В., Род, племя, народность, нация, М., 1962; Численность и расселение народов мира, под ред. С. И. Брука, М., 1962; Козлов В. И., Динамика численности народов, М., 1969.

С. И. Брук.

Поделиться:
Действия:
Скачать в doc

Каким слово народность может быть

Предложения со словом народность

  • Под народностью Надеждин понимал «то патриотическое одушевление изящных искусств, которое, питаясь родными впечатлениями и воспоминаниями, отражает в своих произведениях родное, благодатное небо, родную святую землю, родные драгоценные предания, родные обычаи и нравы, родную жизнь, родную славу, родное величие», подчеркивая – как и все те, кто рассуждал о первопричинах формирования этнонациональной самобытности до него – «связь духа с природою».
  • Аксаковым, и он же первым фактически углубил ее, в статье «Опыт синонимов» (1857) разграничив понятия «публика» и «народ», понимая под «публикой» «фальшивый народ», «ряженых», некую промежуточную сферу, возникшую в результате петровского переворота – оторвавшихся от народа и существующих только за счет государства, только его ненародностью, и в то же время не являющихся собственно государством.
  • Все эти Талантины, Ариостовы, Ориенталины, Эпитетины витают мечтой, кто на Востоке, кто на Западе, кто любит пальму Ливанова, кто испанский романс, кто Петрарку, кто Шиллера за его романс «Kannst du das Land», кто, наконец, бредит народностью и думает, что будет истинно самобытен, если напишет роман, в котором Наполеона русская баба бьет башмаком и где у маршала Нея голодная кошка выхватывает жареную ворону.
  • Конечно, причина этой религиозной бесплодности не зависит ни от христианского начала, которое заключает в себе полноту всякого духовного содержания, ни от особенного характера русской народности, которая, напротив, могла бы быть наиболее способною для религиозной культуры, насколько эта народность соединяет в себе созерцательную религиозность восточных народов с тем стремлением к деятельной религии, которое свойственно народам западным.