(греч. Niobe)
в греческой мифологии жена фиванского царя Амфиона, дочь фригийского царя Тантала; имела шесть сыновей и столько же дочерей. Н. высмеивала Лето, родившую лишь Аполлона и Артемиду, за что была жестоко наказана: Аполлон поразил стрелами ее сыновей, а Артемида - дочерей, сама же Н. превратилась в скалу.
(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
* * *
Дочь Тантала, царя Сипила (Лидия) и жена фиванского царя Амфиона. Согласно Гомеру, Ниоба имела шесть сыновей и шесть дочерей (по другой версии - по десять). Ниоба хвасталась своим многодетным потомством перед Лето, у которой было только двое детей - Артемида и Аполлон. Тогда Лето послала Артемиду с Аполлоном убить всех детей Ниобы. Ниоба рыдала девять дней и девять ночей, пока боги не предали тела детей Ниобы огню, а ее саму не превратили в скалу, до сих пор источающую слезы. Неподалеку от этого места (гора Сипила) родился Павсаний, который видел скалу, но объяснял ее происхождение естественными причинами. Об истории Ниобы Ахилл напоминает Приаму в 24-й песне "Илиады", пытаясь доказать, что даже в таком горе, как у Ниобы (соответственно и у самого Приама), нельзя забывать о сне и пище. История Ниобы - это пример того, как Немесида наказывает человеческую дерзость со стороны богов.
Греческие скульпторы эпохи эллинизма часто изображали рыдающую Ниобу и ее убитых детей. Смерть детей Ниобы рисовал Давид. Имя Ниобы иногда употребляется в качестве символа горя - так, Байрон называл современную ему Италию "Ниобой народов".
(Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)
, Ниобея
Дочь Тантала, жена царя Фив Амфиона. Обладая многочисленным потомством (согласно Гомеру, у Н.было шесть сыновей и шесть дочерей; по Гесиоду и Пиндару, десять сыновей и десять дочерей; начиная с афинских трагиков, Н.приписывали семь сыновей и семь дочерей), Н.возгордилась перед Лето, имевшей только двоих детей, Аполлона и Артемиду. Разгневанная богиня пожаловалась на Н.своим детям, которые стрелами из луков убили всех детей Н.(Ниобидов): Аполлон поразил юношей, Артемида — девушек. Потрясенный гибелью детей, Амфион покончил с собой, а сама Н.окаменела от горя. Существовала версия мифа, согласно которой Артемида сжалилась над самой младшей дочерью Н., а также был вариант, что в живых остался младший сын.
Согласно одной из версий мифа, Н.после гибели детей и мужа вернулась на родину; увидев отца, обреченного богами на мучительное испытание (пребывание под нависающей над ним скалой), не могла более переносить все выпавшие на ее долю страдания и взмолилась Зевсу, чтобы он превратил ее в камень. По другой версии, Н.оцепенела без божественного вмешательства, как только увидела гибель детей; ветер унес ее окаменевшую фигуру на вершину горы Сипил в Лидии, где из глаз Н.продолжали вечно литься слезы.
в греческой мифологии дочь царя Тантала. Гордая своими детьми (а их у нее было 7 дочерей и 7 сыновей), смеялась над богиней Лето, родившей только двоих - Аполлона и Артемиду. В отместку за это она убила всех детей Ниобы. От горя Ниоба окаменела и была превращена Зевсом в скалу. Образ Ниобы стал символом надменности.
(Ниобея), в греческой мифологии дочь Тантала, супруга фиванского царя Амфиона. Гордясь многочисленным потомством (12, 14 или 20 детей), Ниоба оскорбила хвастовством богиню Лето (Латону) - мать Аполлона и Артемиды. За это дети Лето стрелами из лука убили всех детей Ниобы, а сама Ниоба окаменела от горя.
(Νιόβη, Niobe) — дочь Тантала, сестра Пелопа, жена фивского царя Амфиона, возгордилась своими 12 детьми (6-ю сыновьями и 6-ю дочерьми; у трагиков — всего семь) и вздумала сравниться с Лето (Латоной), у которой были лишь двое детей, Феб Аполлон и Артемида. Раздраженная высокомерием Н., Лето обратилась к своим детям, которые своими стрелами уничтожили всех детей Н. Девять дней лежали они непогребенные; наконец, на десятый были преданы земле богами, ибо Зевс обратил сердца людей в камень. Н. от горя обратилась в камень и в вечной тоске проливала слезы о погибшем потомстве (Илиада, XXIV, 602 — 617). Такова версия этого мифа у Гомера. Многие поэты после него пользовались этим сюжетом, воспевая вошедшие в поговоркуΝιόβης πάθη, т. е. страдания Н. Особенно драматически сказание о Н. выражено у Овидия (Metam., VI, 146 — 312). По версии мифа, принятой Овидием, Н., После обращения в камень, была унесена вихрем на родной Сипил, где каменное изваяние ее срослось с вершиной Фригийской горы. Еще в древности объясняли этот миф тем, что действительно вершина горы Сипила имеет формы человеческого тела в согнутом положении (Павзаний, I, 25, 5).
Ср. Stark, "Niobe" (Лпц., 1863); Trendelenburg, "Niobe. Einige Betrachtungen über das Schöne und Erhabe ne" (Б., 1846).
H. O.
Судьба H. и ее детей была одной из любимых тем античного искусства. В числе древнегреческих скульптур на эту тему особенно славилась группа, украшавшая собой фронтон одного из малоазйских храмов Аполлона, впоследствии перевезенная в Рим и поставленная в тамошнем храме Аполлона Созиана. Воспроизведение ее представляет собой известная группа Ниобид, хранящаяся в музее Уффици во Флоренции, а также отдельные ее части и копии, находящиеся в других музеях, напр. в Ватикане ("Убегающая дочь Н."), в Дрездене и Мюнхене (две фигуры убитых сыновей и так наз. "Илионей"). Части группы, хранящиеся в Уффици, изображают Н. с припавшей к ней дочерью, шесть сыновей, трех дочерей и педагога; вся же группа состояла, по всей вероятности, из 16 фигур: 8 мужских и 8 женских. Историки искусства еще не пришли к окончательному заключению относительно того, кому из великих греческих ваятелей принадлежал оригинал, повторением которого являются дошедшие до нас фигуры Ниобид — Праксителю или Скопасу, но, судя по смелости их движений, тонкой обработке форм и патетичности выражения, с наибольшей вероятностью можно приписать этот оригинал второму из названных мастеров. Из прочих произведений пластики, трактующих тот же сюжет, отметим: саркофаги с изображением Ниобид, находящиеся в Мюнхене и Ватикане, а также хранящийся в Имп. Эрмитаже обломок мраморного фриза, работы I в. до Р. Х., представляющий собой переделку рельефа, которым Фидий украсил престол олимпийского Зевса.
А. А. С.