(греч. Niobe)
в греческой мифологии жена фиванского царя Амфиона, дочь фригийского царя Тантала; имела шесть сыновей и столько же дочерей. Н. высмеивала Лето, родившую лишь Аполлона и Артемиду, за что была жестоко наказана: Аполлон поразил стрелами ее сыновей, а Артемида - дочерей, сама же Н. превратилась в скалу.
(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
* * *
Дочь Тантала, царя Сипила (Лидия) и жена фиванского царя Амфиона. Согласно Гомеру, Ниоба имела шесть сыновей и шесть дочерей (по другой версии - по десять). Ниоба хвасталась своим многодетным потомством перед Лето, у которой было только двое детей - Артемида и Аполлон. Тогда Лето послала Артемиду с Аполлоном убить всех детей Ниобы. Ниоба рыдала девять дней и девять ночей, пока боги не предали тела детей Ниобы огню, а ее саму не превратили в скалу, до сих пор источающую слезы. Неподалеку от этого места (гора Сипила) родился Павсаний, который видел скалу, но объяснял ее происхождение естественными причинами. Об истории Ниобы Ахилл напоминает Приаму в 24-й песне "Илиады", пытаясь доказать, что даже в таком горе, как у Ниобы (соответственно и у самого Приама), нельзя забывать о сне и пище. История Ниобы - это пример того, как Немесида наказывает человеческую дерзость со стороны богов.
Греческие скульпторы эпохи эллинизма часто изображали рыдающую Ниобу и ее убитых детей. Смерть детей Ниобы рисовал Давид. Имя Ниобы иногда употребляется в качестве символа горя - так, Байрон называл современную ему Италию "Ниобой народов".
(Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)