16 июня 2024
450 тысяч слов
+54 за сегодня

Значения слова оброк

все
Словарь Ушакова
Словарь забытых и трудных слов ХVIII-ХIХ веков
Тезаурус русской деловой лексики
Энциклопедический словарь
Словарь Ожегова
Словарь Ефремовой
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Словарь Ушакова

оброк

оброк, оброка, муж. (ист.). При крепостном праве - одна из основных форм эксплуатации крестьян помещиками, при которой помещик взимал с крестьян натуральный или денежный сбор. Перевести с барщины на оброк. Посадить на оброк. «Ярем он барщины старинной оброком легким заменил.» Пушкин. Быть на оброке (ант. на барщине). Ходить по оброку (быть отпущенным из деревни на заработки, из которых уплачивался оброк). «Ходя по оброку, нанимался в дворники к купцу.» Л.Толстой.

| Самый сбор, взимавшийся помещиком. «Оброк собирал он понемногу и круглый год сряду.» Пушкин.

Словарь забытых и трудных слов ХVIII-ХIХ веков

оброк

, а, м.

   Натуральный или денежный сбор, взимавшийся при крепостном праве помещиками с крестьян.

   * Ведь Пастуху стада что Барину поместье: Он с него оброк волной берет; И масла и сыры скопляет. // Крылов. Басни //; Иван Петрович принужден был отменить барщину и учредить весьма умеренный оброк. // Пушкин. Повести покойного Ивана Петровича Белкина //; Имение было на оброке. // Тургенев. Отцы и дети //; Пришли... (В губернском городе Стоял с полком Шалашников). Оброк! - Оброку нет! Хлеба не уродилися. // Некрасов. Кому на Руси жить хорошо // *

Тезаурус русской деловой лексики

оброк

Syn: барщина

Энциклопедический словарь

оброк

ежегодный сбор денег и продуктов с крепостных крестьян помещиками. Продуктовый оброк отменен Положениями 19 февраля 1861, денежный - сохранился для временнообязанных крестьян до 1883.

Словарь Ожегова

оброк

ОБРОК, а, м. При крепостном праве: принудительный натуральный или денежный сбор с крестьян, взимавшийся помещиком или государством. О. натурой. Денежный о. Перевести с барщины на о.

| прил. оброчный, ая, ое. О. крестьянин (платящий оброк).

Словарь Ефремовой

оброк
  1. м.
    1. Одна из основных форм эксплуатации крестьян помещиками при крепостном праве, в результате которой помещик взимал с крестьянина натуральный или денежный сбор.
    2. Сбор, взимавшийся помещиком.

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

оброк

— Этот термин встречается в древнерусских памятниках вместе с термином "дань" (см.); поэтому старые финансисты наши думали, что "под О. разумеется всякий налог, собираемый натурой, или доход, получаемый с известного предмета" (Гагемейстер). Уже граф Д. А. Толстой не соглашался с этим определением и полагал, что "О. была подать с разных угодий и вообще плата правительству взамен разнородных повинностей, деньгами или какой другой однообразной ценностью". Новейшие исследователи, гг. Лаппо-Данилевский и Милюков, установили, что "в своем происхождении О. противоположен государственной подати, как доход, вытекающий из договорных, частноправовых отношений". Под словом О. понимали в древности то, что в настоящее время разумеется под словом аренда, т. е. срочное или бессрочное пользование каким-либо недвижимым имуществом, вытекающее из договора найма. Частноправовой характер О. выступает особенно ярко в случаях отдачи "на О. из наддачи", т. е. с публичных торгов, городских торговых мест, лавок, харчевен, перевозов, кузниц, мельниц и других промышленных заведений, а также бобровых гонов, рыбных ловель, бортных ухожьев и других угодий, государством и монастырями. Уже в XVI в. бывали случаи отдачи "на О." (в аренду) целых деревень, с живущими в них крестьянами, причем арендатор, обязываясь уплачивать определенную сумму О., принимал на себя и платеж всех государственных податей и повинностей "по сошному разводу". Наряду с этим уже в XV в. слово "О." употребляется в значении государственной подати. Весьма вероятна догадка, что такое смешение понятий произошло ввиду распространения приемов дворцового хозяйства и на черные волости, при отсутствии резкого различия между государственным и дворцовым управлением. О. являлся взамен тягла в двух случаях: 1) когда земля выходила из тягла (вследствие бегства или смерти тяглеца и т. п.) или еще не бывала в тягле, правительство отдавало запустевшую или порожнюю землю на О. до настоящих тяглецов; 2) когда необходимо было облегчить временно самих тяглецов или упростить их податные обязанности, оброком заменялась одна, или несколько, или все подати, входившие в состав тягла. Когда на О. переходила целая община, то для уплаты он раскладывался, как и тягло, на доли сошного письма и таким образом совершенно утрачивал свой первоначальный характер. В сфере отношений между крестьянами и помещиками или вотчинниками оброку можно противопоставить "изделие", хотя О., в виде платы денежной или продуктами, постоянно встречается наряду с "изделием", т. е. уплатой повинностей работами (см. Крестьяне). Об отношении О. к оброчной подати см. Оброчная подать.

И. Н. М.

Поделиться:
Действия:
Скачать в doc

Предложения со словом оброк

  • Если рассматривать денежный оброк, то оказывается, что на протяжении 1630–1716 годов он практически не меняется, оставаясь примерно на уровне 25 копеек на душу – это хорошо видно по приводимым в таблице средним величинам оброка для различных периодов.
  • Несмотря на то что колоны являлись наследственными собственниками своего хозяйства и держателями земли феодалов, они все в большей мере попадали в личную зависимость, поскольку должны были платить (наряду с государственными налогами) оброк и отрабатывать барщину в пользу землевладельца.
  • князя Михаила Федоровича всеа Руси указу и по наказу из Володимерские чети, за приписью дьяка Василья Юдина, писцы князь Воин Михайлович Кропоткин, да подьячей Иван Раковской на Туле на посаде писали и оброчили лавки, и онбары, и столы, и шелаши, и харчевные избы, и кузницы, и места лавочные пустые, и бани оброчные переписывали, а за кем именем те лавки, и онбары, и столы, и шелаши, и харчевные избы, и кузницы, и бани на оброке и почему хто чем владеете и что хто оброку платил старого и что вновь на ково прибыло, и то писано в сих книгах именно (л.
  • , когда только что собрался Стоглавый собор, дана была крестьянам Плёсской волости Владимирского уезда уставная грамота, из которой видим, что крестьяне этой волости «пооброчились» – решили взамен наместничьих кормов и пошлин платить в казну оброк, за что им предоставлено было право судиться «меж собя» у старост и целовальников, «кого собе изберут всею волостью».