овца, овцы, мн. овцы, овец, овцам, жен. Самка барана. «Паршивая овца все стадо портит.» (посл.) Отделить овец от козлищ (см. козлище).
• Заблудшая овца (ритор.) - о беспутном, сбившемся с правильного пути человеке (от библейского образа овцы, отбившейся от стада).
спекулянт, ведущий игру на бирже вслепую.
Древнерусское – овьца (овца).
Общеславянское – ovika.
Латинское – ovis (овца).
Слово «овца» распространено в русском языке с древнейших времен, его возникновение относят к IX–X вв.
По мнению одних исследователей, данное слово является производным от древнерусского «овенъ», что означает баран. По мнению других, этимологические корни следует искать в общеславянском ovika, которое, в свою очередь, восходит к индоевропейской основе.
Слова с похожим написанием и значением встречаются во многих языках различных семей, что подтверждает мысль исследователей о значительной древности слова «овца».
Родственными являются:
Украинское – вiвця.
Белорусское – авечка.
Болгарское – овца.
Сербохорватское – овца.
Словенское и словацкое – ovca.
Польское – owca.
Производные: овечка, овечий.
Одна паршивая овца все стадо портит - один недобросовестный, безнравственный человек позорит весь коллектив
(Быт 4:2). Древние Израильские патриархи были пастырями и занимались преимущественно разведением овец и другого мелкого скота. Стада овец у них были так многочисленны во времена патриархов, что составляли главное их богатство. Вот почему у евреев уход за овцами считался самым древним и самым почетным занятием (Исх 3:1, 1 Цар 16:11). Ревекка, Рахиль и все семь дочерей священника Иофора занимались овцеводством (Исх 3:16). Патриарх Иаков пас стада овец Лавана; Моисей пас овец у Иофора, тестя своего, священника Мадиамского. «Меса, царь Моавитский, был богат скотом, и присылал царю Израильскому по сто тысяч овец» (4 Цар 3:4). Овцы Сирии отличались длинными широкими хвостами (курдюк), нараставшими вследствие обилия и избытка жира. Овцы и козлы, как то было в древние времена, паслись на одном пастбище (Быт 30:35), и этот обычай несколько объясняет знаменательные слова Спасителя в беседе о Страшном Суде (Мф 25:32-33). Боязливость, кротость и беспомощность овец в то время, когда они отстают от стада, равным образом опасность, которая тогда окружает их, кратко, все то, что служит отличительною чертою этого животного, очень нередко упоминается иносказательно свящ. писателями, как, например, 2 Пар 18:16, Пс 118:176, Ис 11:6, 53:6,7, Мих 5:8, Мф 9:36. Заблудшая овца служит образом человека, отступившего от веры: он оставил стадо, и отступил от Бога, удалился в страну пустынь и сени смертной, лишился возможности возвратиться и никогда не возвратится, доколе Великий Пастырь не обрящет его, и не водворит его снова на зеленых пастбищах и на водах тихих. Пастырь или пастух постоянно находился со своими стадами днем и ночью для того, чтобы считать, собирать, вести и охранять их (Быт 31:39, Лк 2:8), и при нем часто находились собаки (Иов 30:1). Забота пастырей о своих овцах отличалась постоянством и особенною нежностью, и его влияние над ними было очень сильно (Ис 40:11, Ин 10:1-16). В В. З. слово «пастырь» употребляется иносказательно для означения Иеговы (Пс 79:2) и царей (Иез 34:10), но в Н. З. оно означает собственно Господа Иисуса Христа (Ин 10:11 и Евр 13:20, 1 Пет 5:4). Впоследствии словом «пастырь» стали называться служители Евангелия, а пасомые ими — словесным стадом. На пастырях лежала обязанность ежедневно считать овец, и, может быть, не раз и они отвечали за каждую пропавшую овцу (Быт 31:38-39, Исх 22:12). Они необходимо должны быть достаточно внимательными и сильными, чтобы защищать стадо от нападения хищных зверей. Пример Иакова пастыря в этом отношении не служит единственным примером: «я томился днем от жара, а ночью от стужи, и сон мой убегал от глаз моих» (на страже при стаде овец; Быт 31:40). Козел обыкновенно шел впереди стада в качестве главного руководителя. Так мы читаем в Иер 50:8 о козлах, идущих «впереди стада овец». Отсюда выражение у Иер 25:35-36: «И не будет убежища пастырям и спасения вождям стада. Слышен вопль пастырей и рыдание вождей стада, ибо опустошил Господь пажить их». Иногда только что родившегося ягненка приносили в палатку и кормили его там как щенка. Этот обычай неподражаемо трогательно описан в притче пр. Нафана: «У бедного не было ничего, кроме одной овечки, которую он купил маленькой, и выкормил, и она выросла у него вместе с детьми его, от хлеба его она ела, и из его чаши пила, и на груди у него спала, и была для него как дочь» (2 Цар 12:3). В Армении нередко приходилось видеть пастухов, несущих за пазухой ягнят из своих стад. Эти овечки были еще слишком слабы, чтобы пастись вместе с прочими овцами, и вот несут их к молодым овцам для кормления их овечьим молоком. Такое нежное отношение к ягнятам сопоставлено пр. Исаиею в отношении Мессии к верующим: «Как пастырь Он будет пасти стадо Свое, агнцев будет брать на руки и носить на груди Своей, и водить дойных» (40:11). Сезон стрижки овец был временем великого торжества, так сказать, наградою за весь труд и опасность протекшего года (1 Цар 25:8-11, 2 Цар 13:23). Стада овец собирались тогда в непокрытую ограду, называемую «овчим двором» (Чис 32:16, Ин 10:16). Здесь связывали овцам ноги и затем стригли их. В соседстве пасущихся стад нередко воздвигалось сторожевое здание, с которого легко можно было видеть и оповестить наступающую для стад опасность. Оно называлось «башнею стада» (Мих 4:8). Шерсть овец на Востоке, большею частью цветом белая, вероятно, употреблялась женщинами на одежду (Лев 13:47, Прит 31:13). Она составляла часть подати, платимой Моавитянами Израилю (4 Цар 3:4), и составляла общий предмет торговли (Иез 27:18). Мясо овец, особенно баранье и ягнят, было, как и доселе, самым любимым кушаньем у Бедуинов. Оно подавалось и на важных боярских столах (3 Цар 4:23). Молоко овечье также было в употреблении (Вт 32:14). Что овцы, особенно барашки, и овны приносились в жертву — это известно, и для этого при Иерусалимском храме их выставляли на продажу (Ин 2:14). Земли, особенно благоприятствовавшие овцеводству, были: равнина Саронская (Ис 65:10), гора Кармил и Галаад (Мих 7:14), Васан (Иез 39:18).
Заблудшая овца (ритор.) - о беспутном, сбившемся с правильного пути человеке [от библейского образа овцы, отбившейся от стада].
► Я, исключенный из духовного звания причетник, сиречь овца заблудшая. Салтыков-Щедрин.
спекулянт, ведущий игру на бирже вслепую.
овц’а — известное домашнее животное, очень ценимое на востоке. Овцы составляли в древности главное богатство евреев — кочевников и скотоводов, поэтому труд пастуха хоть и был трудным, считался почетным. Многие великие люди, о которых говорит Священное Писание (Иаков, Моисей, Давид, пророк Амос и др.), были пастухами. Овца проста в содержании, послушна, обладает кротким нравом. Господь уподобил праведников овцам (Мат.25:32 -33).
главным занятием ветхозаветных патриархов было разведение мелкого скота, в том числе и овец, которые составляли их главное богатство. В связи с этим у иудеев уход за этими животными считался занятием весьма почетным. Кротость, боязливость и беспомощность овец часто употребляется в Священном Писании в переносном смысле. Заблудшая овца является прообразом отступившего от веры: такой человек «оставил стадо» и никогда не вернется, если Великий Пастырь не найдет его и не водворит снова «на зеленые пастбища при тихих водах». Словом же «пастырь» в Священном Писании неоднократно называют Самого Бога Отца (Иегову). В Новом Завете словом «пастырь» названы Иисус Христос и все служащие Евангелию, а верующие – стадом словесным. На пастыре лежит обязанность заботиться об овцах, ежедневно считать их и отвечать пред Богом за каждую пропавшую овцу. Он должен быть достаточно сильным, чтобы защитить стадо от хищников. У пророка Исайи есть слова, характеризующие Мессию, как заботливого Пастыря по отношению к верующим в Него: «Как пастырь Он будет пасти стадо Свое; агнцев будет брать на руки и носить на груди Своей, и водить дойных» (Книга пророка Исайи, 40, 11).
♦ см. агнец
домашнее парнокопытное жвачное животное семейства полорогих. Произошла от диких горных баранов (муфлонов и архаров). Разводят ради шерсти, мяса, молока, шкур (смушки, овчины). Плодовитость 100-250 ягнят на 100 маток.
ОВЦА, ы, мн. овцы, овец, овцам, ж. Жвачное парнокопытное домашнее млекопитающее сем. полорогих с густой волнистой шерстью. Тонкорунные овцы. Стрижка овец. Заблудшая о. (перен.: о сбившемся с правильного пути человеке; книжн. и ирон.). Не будь овцой (перен.: не будь бессловесным, чересчур покорным; разг.). И волки сыты и овцы целы (посл. о таком решении, исходе дела, к-рое удовлетворит всех). С паршивой овцы (собаки) хоть шерсти клок (посл. о том, от кого можно получить малое и нельзя рассчитывать на большее).
| уменьш. овечка, и, ж. Прикинулся невинной овечкой (будто ничего не знает, ни в чём не виноват; разг. неодобр.).
| прил. овечий, ья, ье. О. сыр. Дрожит как о. хвост (от страха; разг.).