18 мая 2024
450 тысяч слов
+36 за сегодня
Всё об этом слове:

Разборы слова огузы

все
по составу
морфологический
фонетический

Морфологический разбор слова огузы

  1. имя существительное: нарицательное, неодушевлённое, женский род, 1-е склонение, родительный падеж, единственное число
Обратите внимание: морфологический разбор слова "огузы" произведён по специальному машинному алгоритму и он может быть неточным.

Фонетический разбор слова огузы

Ударение, транскрипция: о́гузы→[о́гузы]
В слове «о́гузы»: слогов—2 (о-гу-зы), букв—5, звуков—5
Возможные переносы: о-гу-зы

Разбор по буквам:

  • о: [о́]:гласный, ударный
  • г: [г]:согласный, звонкий парный
  • у: [у]:гласный, безударный
  • з: [з]:согласный, звонкий парный
  • ы: [ы]:гласный, безударный
Обратите внимание: фонетический разбор слова "огузы" произведён по специальному машинному алгоритму и он может быть неточным.
Поделиться:
Действия:
Скачать в doc

Значение слова огузы

Уральская Историческая Энциклопедия:

("гуззы" - в соч. арабских ср.-век. авторов, "узы" - у византийских авторов, "торки" - в рус. летописях), кочевой тюркояз. народ, появившийся в степях Ур.- Поволжья в конце IX в. н.э. В регион О. пришли из Вост. Туркестана и Приаралья, преследуя разгромленных ими печенегов и их союзников. По свидетельствам ср.-век. арабских авторов (Ибн-Фадлан, Истахри, Ибн-Хаукаль), в X - нач. XI в. О. жили в степях к В. от Нижней Волги (Итиль) и к З. от Аральского моря (море Джурджан или Хорезмийское оз.). На З. О. граничили с Хазарским каганатом, на В. - с гос-ми Мавераннахра (Ср. Азия) и Хорезмом, на С. - с заволжскими печенегами. Археол. культура О. представлена небольшими земляными курганами или погребениями, совершенными в насыпях более ранних курганов. Ум. хоронили в простых могилах прямоугольной формы, часто перекрытых деревянным настилом, на к-ром над телом размещалась шкура или чучело взнузданного и оседланного коня. Эти признаки огузского погребального обряда перекликаются с описанием погребения знатного гуза, приведенным в книге Ибн-Фадлана, в 922 проезжавшего через кочевья О. в басс. Чагана и Эмбы. Отличительной особенностью огузских погребений является относительное богатство сопровождающего вещевого комплекса. Кроме обязательных удил и стремян, часто встречаются серебряные украшения конской узды и детали поясной гарнитуры, а также бронз. копоушки и нашивки на костюм в виде стилизованных птичьих фигурок. Господство О. в ур.-поволжских степях продолжалось до сер. XI в., когда они были разгромлены наступавшими с В. кыпчаками-половцами и были вынуждены уйти на З., за Волгу и Дон. О. потерпели неск. поражений от рус. кн. и византийцев (в 1055, 1064-65). Поражения, а также непрекращающийся нажим со стороны кыпчаков-половцев заставили огузских ханов искать более сильных покровителей и в конце XI в. остатки огузских (торческих) орд переходят под вассалитет киевского кн. Затем к ним присоединяются и уцелевшие в южнорус. степях печенеги. Так на юж. границе Киевского княжества, в басс. р. Рось, образуется зависимое от Киева этнополит. объединение Торки, или "Черные Клобуки".

   Лит.: Ковалевский А.П. Книга Ахмеда ибн-Фадлана о его путешествии на Волгу в 921-922 гг. Харьков, 1956; Кригер В.А. Огузские курганы в междуречье Волги и Эмбы // Новое в средневековой археологии Евразии. Самара, 1993.

   Иванов В.А.

Все значения

Предложения со словом огузы

  • Некоторые ученые считают, что огузы – это в действительности хуинь-ну, разбойничавшие в западных провинциях Китая еще в 1200 году до нашей эры, или их преемники хунну, которые в 215 году нашей эры были обращены в бегство китайцами и двинулись на запад, в итоге опустошив всю Европу, где и стали известны как гунны.
  • В перечне имен узнаваемы по разным источникам огузы (узы), печенеги (баджанак, возможно караберекли), аланы (ал-арс), известно, что тортоба («дурут» в источнике) были кыпчакского (Ибн Халдун) происхождения, а токсоба– монгольского, кыпчаксками очевидно были и эльбори (борили), так как они были ханским племенем.
  • Арабы, очевидно, ознакомились с этой областью в то время, когда там жили токуз-огузы, и продолжали употреблять то же самое название для обозначения ее жителей и впоследствии, не зная, что токуз-огузы оттуда ушли и что их заменили другие тюркские народы.
  • Первые две («Кипчаки», «Кипчаки, огузы») я написал в конце ХХ века, когда хотел увлечь историей тех, кто вступал во взрослую жизнь – старших школьников.