("гуззы" - в соч. арабских ср.-век. авторов, "узы" - у византийских авторов, "торки" - в рус. летописях), кочевой тюркояз. народ, появившийся в степях Ур.- Поволжья в конце IX в. н.э. В регион О. пришли из Вост. Туркестана и Приаралья, преследуя разгромленных ими печенегов и их союзников. По свидетельствам ср.-век. арабских авторов (Ибн-Фадлан, Истахри, Ибн-Хаукаль), в X - нач. XI в. О. жили в степях к В. от Нижней Волги (Итиль) и к З. от Аральского моря (море Джурджан или Хорезмийское оз.). На З. О. граничили с Хазарским каганатом, на В. - с гос-ми Мавераннахра (Ср. Азия) и Хорезмом, на С. - с заволжскими печенегами. Археол. культура О. представлена небольшими земляными курганами или погребениями, совершенными в насыпях более ранних курганов. Ум. хоронили в простых могилах прямоугольной формы, часто перекрытых деревянным настилом, на к-ром над телом размещалась шкура или чучело взнузданного и оседланного коня. Эти признаки огузского погребального обряда перекликаются с описанием погребения знатного гуза, приведенным в книге Ибн-Фадлана, в 922 проезжавшего через кочевья О. в басс. Чагана и Эмбы. Отличительной особенностью огузских погребений является относительное богатство сопровождающего вещевого комплекса. Кроме обязательных удил и стремян, часто встречаются серебряные украшения конской узды и детали поясной гарнитуры, а также бронз. копоушки и нашивки на костюм в виде стилизованных птичьих фигурок. Господство О. в ур.-поволжских степях продолжалось до сер. XI в., когда они были разгромлены наступавшими с В. кыпчаками-половцами и были вынуждены уйти на З., за Волгу и Дон. О. потерпели неск. поражений от рус. кн. и византийцев (в 1055, 1064-65). Поражения, а также непрекращающийся нажим со стороны кыпчаков-половцев заставили огузских ханов искать более сильных покровителей и в конце XI в. остатки огузских (торческих) орд переходят под вассалитет киевского кн. Затем к ним присоединяются и уцелевшие в южнорус. степях печенеги. Так на юж. границе Киевского княжества, в басс. р. Рось, образуется зависимое от Киева этнополит. объединение Торки, или "Черные Клобуки".
Лит.: Ковалевский А.П. Книга Ахмеда ибн-Фадлана о его путешествии на Волгу в 921-922 гг. Харьков, 1956; Кригер В.А. Огузские курганы в междуречье Волги и Эмбы // Новое в средневековой археологии Евразии. Самара, 1993.
Иванов В.А.