(5-4 вв. до н. э.)
Греческий философ. Представлял мир в виде неподвижного, сплошь заполненного шара. Противопоставлял "учение истины" и "учение мнения". В "учении мнения" Парменид излагал свои естественно-научные взгляды, исходя из того, что в мире существуют два начала: активное (огненное) и инертное (темное).
(Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)
* * *
(ок. 540 - ок. 480)
др.-гр. философ и поэт, создатель фундаментального учения элеатов. Происх. из Элей. Ученик Ксенофана и Аминия-пифагорейца. Осн. соч. П. - филос. поэма «О природе», написанная гомеровским языком, сохран. в отрывках (ок. 160 ст.). Свой путь к знанию П. рисует в виде колесницы, к-рой открывает ворота Дика (Правда).
П. ввел понятие невеществ, бытия, к-рое обозначает все существующее, а не только материальную природу. Оно не возникает и не исчезает, не двигается и не меняется. Оно однородно и цельно (неделимо). Бытие-Единое П. имеет сферическую форму, но не пространств., а умозрит., к-рая сообщает ему единство и бесконечность (не беспредельность) одновременно. П. фактич. отождествлял мышление и бытие: одно не может существовать без др., мысль выражается в бытии, и наоборот. Ум (Нус) всегда присутствует в Едином. Логос у П., в отличие от гераклитовского Логоса, явл. не истиной (разумным принципом, связывающим чувственно-веществ. многообразие), а понятием, содержащим в себе противоречивое челов. понимание мира. Он направлен на выявление истины и подтверждение единства, тождества и полноты бытия. Мир вещей заслоняет истинное бытие от философа. Оно может быть познано лишь 'в результате «просветления» ума, кругового разумного созерцания сущего. Познание не требует рассуждений, т. к. во время созерцания челов. мысль сливается с Единой Мыслью-Бытием и постигает ее. Небытия нет, его нельзя познать и выразить в слове, его имя условно и порождено ложным мышлением. Непросветленное бытие составляет мир видимости, чувственно-веществ. многообразие, причина кажущейся противоречивости к-рого заключается в том, что человеческий разум искажен ложными ощущениями. Бытию присуща абсолют, полнота, оно ни в чем не испытывает недостатка, явл. совершенным и воплощает в себе истинное' благо. Космос П. состоит из 2 начал (свет и ночь), одно из к-рых - определяющее, др. - пассивное. Мир сферичен, все в нем ритмично возникает, растет и гибнет, повинуясь Эросу. Эрос порожден богиней, к-рая управляет миром из центра космоса.
Лит.: Доброхотов А. Л. Учение досократиков о бытии. М., 1980.
М.О.
(Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под ред. В.Н.Ярхо. М., 1995.)