пафос, пафоса, мн. нет, муж. (греч. pathos) (книж.).
1. Страстное воодушевление, одушевление. «Суровым пафосом звучал неведомый язык.» Некрасов. «Пафос всегда есть страсть, выжигаемая в душе человека идеею и всегда стремящаяся к идее, - следовательно, страсть чисто духовная, нравственная.» Белинский.
2. Воодушевление, энтузиазм, вызываемый чем-нибудь. «- В период первой пятилетки мы сумели организовать энтузиазм, пафос нового строительства и добились решающих успехов. Это очень хорошо. Но теперь этого недостаточно. Теперь это дело должны мы дополнить энтузиазмом, пафосом освоения новых заводов и новой техники, серьезным поднятием производительности труда, серьезным сокращением себестоимости. В этом теперь главное.» Сталин (доклад на объединенном пленуме цк и цкк вкп(б) 7/I 1933 г.).
3. Воодушевляющий, творческий источник, основной тон, идея чего-нибудь. Пафос поэзии Пушкина - в ее человечности. «Пафос шекспировой драмы "Ромео и Джульетта" составляет идея любви.» Белинский.
4. Внешнее проявление одушевления, иногда производящее впечатление фальши (неод.). Он не умеет говорить без пафоса.
торжественное воодушевление, восхищение, выраженное в возвышенных тонах.
(др.-греч. παθος страсть, возбуждение, воодушевление)
в риторике: эмоционально-волевой аспект образа ритора, связанный с замыслом высказывания; ритор ставит проблему, предлагает ее решение и стремится к обоснованию и реализации этого решения.
(от греч. pathos - страдание, страсть, возбуждение, воодушевление)
1. в античной эстетике - страсть, душевное переживание, связанное со страданием. П. противопоставляется обычно этосу.
2. "Субстанциональное" (Гегель), всеобщее и существенное содержание, которое присутствует в человеческом "Я", наполняя и проникая собою всю душу.
3. Идейно-эмоциональная настроенность художественного произведения или всего творчества.
4. В общеупотребительном смысле - приподнятое и восторженное состояние челове- ческого духа.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 186)
(др.-греч. παθος страсть, возбуждение, воодушевление)
в риторике: эмоционально-волевой аспект образа ритора, связанный с замыслом высказывания; ритор ставит проблему, предлагает ее решение и стремится к обоснованию и реализации этого решения.
(греч. pathos — страдание, страсть, воодушевление) — идейно-эмоциональная настроенность художественного произведения или всего творчества; страсть, которая пронизывает произведение и сообщает ему единую стилистическую окраску — то, что можно назвать душой произведения. Пафос — ключ к идее произведения.
Рб: эстетические категории в литературе
Асс: идея, патетическое, стиль
* "Поэтическая идея — это не силлогизм, не догмат, не правило, это живая страсть, это пафос" (В.Г. Белинский).
"Образно раскрывая основные качества героических характеров, восхищаясь ими и воспевая их, художник слова создает произведения, проникнутые героическим пафосом" (Е.Г. Руднева). *
и ПАТОС, а, м.
Страстное воодушевление, чрезмерная приподнятость тона.
* ► Она говорила много, Верочка говорила много, обе разгорячились, Верочка, наконец, дошла до пафоса. // Чернышевский. Что делать //* *
♦ (ENG pathos)
(греч. - страдание)
глубокое сострадание другим. Термин означает призвание христиан разделить муки с другими людьми. Нек-рые говорят также о "пафосе Бога", т. е. о сострадании Бога миру и страдании в Иисусе Христе.
(от греч. pathos - страдание, страсть, возбуждение, воодушевление),
ПАФОС, а, м. (книжн.). Воодушевление, подъём, энтузиазм. Говорить с пафосом. П. творческого труда.
| прил. пафосный, ая, ое.
(Paphos) — имя двух древних городов на острове Кипре: старый П. — финикийская колония на западном берегу острова, в 10 стадиях от моря; новый П. в 16 км к западу-северо-западу от первого, где теперь город Баффо. Старый П. был известен храмом и оракулом Афродиты, которая, по сказанию, недалеко отсюда родилась из морской пены. В обоих городах сохранились развалины. В один из них приезжали апостол Павел и Варнава.