педагогика, педагогики, мн. нет, жен. (греч. paidagogike). Наука о методах воспитания и обучения.
(греч. paidagogike) – наука о воспитании человека; раскрывает сущность, цели, задачи и закономерности воспитания, его роль в жизни общества и развитии личности, процесс образования и обучения. Включает теорию воспитания, дидактику, школоведение.
(греч. paidagogike)
многозначный термин, обозначающий:
1. различные идеи, представления, взгляды (религиозные, общественные, народные и др.) на стратегию (цели), содержание и тактику (технологию) воспитания, обучения, образования;
2. область научных исследований, связанных с воспитанием, обучением, образованием;
3. специальность, квалификацию, практическую деятельность по воспитанию, обучению, образованию;
4. учебный предмет в составе среднего и высшего профессионального и послевузовского педагогического образования;
5. искусство, виртуозность, мастерство, манёвры и тонкости воспитания.
П. как область научных дисциплин о воспитании и обучении, образовании человека раскрывает закономерности педагогического процесса, а также становления и развития личности в педагогическом процессе. П. познаёт свой объект - растущего, развивающегося человека - в нерасторжимом слиянии природного, общественного и индивидуального в нём; в его сущности, становлении, свойствах и деятельности. Эти проблемы решаются в современной П. на основе философских концепций человека, данных социально-психологических, психологических и психофизиологических исследований.
Состав педагогических научных дисциплин. Эволюцию и современное состояние педагогических систем, институтов и целей изучает история педагогики. Историю современности изучает также сравнительная педагогика, сопоставляющая образовательные системы различных стран и регионов мира.
Теория педагогического процесса, его возможность, необходимость и пути реализации составляют предмет общей педагогики, а также философии П.
Общая П. неразрывно связана с историей П. Последняя изучает эволюцию и современное состояние П. с тех или иных общепедагогических позиций, которые, в свою очередь, вырабатываются с учётом данных о реальной филиации идей и институтов. В предмет общей П. входит и то положение, которое представители аналитической философии называют прояснением и оправданием педагогических высказываний (утверждений и их обоснований). Но предмет П. шире. Он распространяется на ценностные суждения и взаимные отношения теории и практики педагогики. В Новое и Новейшее время заботой философов педагогики стало изучение соотношения между формальным и неформальным (спонтанным, социализационным) научением, учением и обучением. Общая П. включает в свою проблематику все виды опыта, которые влияют на рост и развитие личности, сознательно и плодотворно участвующей в жизни общества (чему и как научается личность у общества, что и как она вносит в общий багаж социального прогресса).
Теория образования (дидактика) - дисциплина, в основном изучающая содержание и методы преподавания и учения в школах и других образовательных учреждениях, отличных от институтов спонтанной социализации (семья, просвещение, приятельские группы и т.д.). Теория образования изучает также функции и подготовку учителя.
Те же вопросы, но применительно к различным областям знания и практики, изучают методики преподавания отдельных предметов. Разделам общей П. соответствуют аналогичные разделы в специальных ответвлениях педагогики: военной, музыкальной, врачебной, театральной, коррекционной, исправительно-трудовой П. и т.д.
Состав и номенклатура областей исследования в сфере современной П. в различных странах отличаются друг от друга. Так, проблемы традиционного для России школоведения, куда гл.о. входят школьное законодательство, вопросы положения учителей, их обеспечения в старости и т.п., за рубежом и ныне в Рос. Федерации изучаются рядом дисциплин: образовательное право, школьная архитектура, управление образованием и др. В ряде стран, сохраняющих верность германской традиции, в частности в Рос. Федерации, дидактика дополняется относительно самостоятельной дисциплиной "теория воспитания". Во франко- и англоязычных странах теория воспитания не выделяется из П. как таковой.
Основные теории и подходы. В фундаменте педагогических теорий лежат идеи о природе человека, его воспитуемости, обучаемости, созревании, росте, развитии, а также о природе различных групп людей. Эти фундаментальные знания о человеке и обществе являются основанием для решения вопроса о природе воспитания, обучения, образования. Наконец, из знаний о природе воспитательных и образовательных процессов формируются утверждения о природе педагогического знания, т.е. о природе П.
Педагогические науки исследуют вопросы о объекте и предмете П., общественных, познавательных, идеологических и практических задачах и методах их решения; о соотношении П. как теории с П. как практикой. В зависимости от способа решения этих проблем различаются следующие осн. типы педагогических теорий.
1. Опытным путём в течение мн. веков были накоплены средства и приёмы воспитания и обучения, которые сохранились в народной педагогике и позднее частично вошли в научную П. Вершиной воспитательного искусства в древнем мире была деятельность Конфуция и Сократа.
2. Структуралистские теории восходят к идеям Пифагора, который считал гармонию одним из осн. начал всего существующего и распространил это представление на человека. Привести в гармонию различные душевные движения, достигнуть надлежащего равновесия между телесной и душевной стороной человеческого существа - задача воспитания. Чтобы не вредить гармонии, Пифагор советовал не действовать на честолюбие питомца, а также не прибегать к наказаниям. Лучшим средством для достижения гармонии служит привычка. Платон также высшую цель человеческой деятельности видел в познании идей. Всё воспитание должно давать необходимую подготовку к этому познанию. По Платону, важно воспитание в раннем детстве, когда закладывается основа последующему развитию. Период ухода, как только ребёнок научится говорить, сменяется периодом игр и сказок. Игры - незаменимое средство воспитания в этом возрасте; благодаря им дитя незаметно приобретает ряд элементарных знаний. С 7-го года начинается систематическое обучение гимнастике и музыке, грамоте и поэзии, математике и военным упражнениям. В современном виде структуралистские идеи в П. разработаны представителями гештальтпсихологии, Ж. Пиаже, Н. Хомским и их последователями. В основе этой дисциплины лежит категория опыта, обладающего свойствами структурированной целостности. Ментальные и языковые структуры являются врождёнными. Образование и воспитание суть приобретение нового опыта. Педагогический процесс начинается с относительно неструктурированного и несистематического ознакомления с тем, что учащемуся кажется важным и ценным. Затем происходит переструктурирование ранее накопленного опыта. Ментальные структуры усваивают новый опыт с помощью ассимиляции и аккомодации. Далее может следовать (но не обязательно) этап проб и ошибок, случайный поиск. Инсайт становится постепенно всё более структурированным и достигает, наконец, стадии понимания или решения проблемы.
3. Сенсуалистские теории зародились в Европе (Аристотель, Квинтилиан) и исходят из того факта, что способность к образованию дана человеку от рождения. Дать образование может, однако, не всякий, а только тот, кто знаком с необходимыми для этого приёмами, а также с условиями психической жизни питомца. Школьное воспитание следует предпочитать семейному, т.к. только в школе могут развиваться социальные чувства. Аристотель, соглашаясь с Платоном, что интересы государства неразрывно связаны с задачами школы, подчёркивал значение общего образования, учитывающего строй того общества, в котором питомцу придётся действовать. Аристотель различал физическое, нравственное и умственное воспитание. Орудием нравственного воспитания служит привычка, умственного - подражание. Он указывал на образовательное значение грамматики, риторики (в связи с мнемоникой), диалектики, математики, графики (рисования) и политики (в современной системе знаний - политология и социология).
Образовательный курс Квинтилиана состоял из семи свободных искусств, составляющих энциклопедию. Квинтилиан остался авторитетом по вопросам воспитания и в Средние века, и в эпоху Возрождения. В Новое время Ф. Бэкон требовал, чтобы преподавание, как и наука, шло от частного к общему, от примера к правилу, от более близкого и знакомого к более отдалённому. Полным выразителем новых требований стал Я.А. Коменский. Золотым правилом для учителей Коменский сделал наглядность. Образование должно начинаться в материнской школе и продолжаться в народной, латинской и университете. Введя в школу массу знаний о природе и человеке, Коменский явился основателем современного направления в содержании образования. Для современной педагогики не менее важны идеи и учебники Э. Кондильяка и К.А. Гельвеция. Они проложили путь натурализму в П., сделав его фундаментом т.н. опытничества (эмпиризма) Л.Н. Толстого, Дж. Дьюи, С.Т. Шацкого и А.С. Макаренко. Педагогический процесс есть постепенное осознание учащимися их чувственного опыта, в результате чего появляется и развивается внимание, память, способности сравнения и суждения. Подчёркивается значение индукции в формировании понятий. Устанавливает
4. Томистский подход в воззрениях Блаженного Фомы Аквинского синтезировал разум и веру, философию и теологию, деятельность и созерцание. Он начинал с посылок, основанных на Откровении, и переходил к философскому исследованию человека и природы. Его модель педагогического процесса подчёркивала значение интеллектуальной дисциплины. Жёстко дисциплинированная рациональность даёт человеку возможность стать на путь нравственного совершенствования. Фома Аквинский отдавал в иерархии ценностей существенное место практическим приложениям разума. Но мн. томисты в П. оставались в рамках сугубо схоластического интеллектуализма. Для Фомы Аквинского важнейшим агентом педагогического процесса являлся учащийся, цель которого в обретении способности к самообразованию. Интеллектуально независимый, он должен сам управлять своими исследованиями и открытиями. Однако и современная римская католическая церковь чаще всего ставит учащегося под жёсткое руководство учителя.
5. Гуманистические теории с возрождением наук и искусств снова привлекли внимание к воспитательным идеалам древности. Воспитать человека для жизни в обществе, человека со здоровым духом и телом - такова задача гуманистической педагогики, имеющей мн. представителей в 14-15 вв. (П. Верджерио и др.). Х.Л. Вивес указывал на необходимость заводить благоустроенные школы, с хорошими учителями и с новыми программами. Ему же принадлежит и первое по времени довольно обширное сочинение, посвящённое женскому образованию. Мн. гуманисты примкнули к Реформации и стали деятельными помощниками М. Лютера в устройстве школ. Первое место здесь принадлежит Ф. Меланхтону, написавшему несколько учебников, составившему первый школьный устав и подготовившему много дельных педагогов. Ряд ценных трудов был посвящён воспитанию принцев и княжеских детей. В начале 20 в. гуманистическая П. пережила новый взлёт (Э. Кей, Г. Гаудиг, А. Нил и др.). В современной П. гуманистический подход опирается на идеи психологов А. Маслоу, К. Роджерса и их школы.
6. Апперцептивная теория заложена в трудах Д. Локка, развита И. Гербартом, экспериментально обоснована Пиаже. Обучение базируется на ассоциации идей и элементов опыта. Мышление детерминирует распределение идей между сознанием и подсознательным с помощью апперцепции. Новые идеи вступают в ассоциативную связь с имеющимися идеями, образуя понятийную матрицу (апперцептивную массу). Установившаяся масса апперцепций нуждается в аккомодации к новому опыту. Это предполагает как интеллектуальное лидерство учителя, так и спонтанную творческую активность учеников.
7. Исторические корни теории К. Маркса уходят в логические построения Платона, И. Канта, Г. Гегеля и А. Смита. В отличие от множества различных марксистских интерпретаций педагогических идей Маркса, её подлинное содержание глубоко гуманистично и прогрессивно. Для собственно человеческого роста и полного созревания необходима благоприятная среда, разумно устроенное общество. Оно ведёт человека к воспитанию самостоятельной, социально активной и ответственной личности. Свобода личности достигается не бегством её от социальных связей, а благодаря им. Образование должно преодолевать отчуждение личности. Вмешательство государства в образование сводится к демократическому расширению доступа к нему, но воспроизведение собственно человеческого в человеке есть задача каждого отдельного индивида.
8. Бихевиористская теория в наиболее развитой форме представлена Б.Ф. Скиннером (см. Бихевиоризм). Подчёркивались возможность и необходимость управления социально позитивным поведением человека с помощью научно организованного педагогического процесса. Управление поведением, для которого нет альтернативы, предполагает создание условий для успешного усвоения знаний и умений. Отсюда - программированное обучение и операционально определяемая таксономия целей педагогического процесса.
9. Педоцентристский подход восходит к идеям и практике Сократа, который исходил из убеждения, что добродетель есть знание и что ей поэтому можно учиться. Сократ создал особый метод преподавания, носящий его имя. Ряд наводящих вопросов помогает мысли родиться в голове учащегося. Учитель играет роль "акушера" мысли. Педоцентристский подход нацелен на адаптацию школы к ребёнку, а не только ребёнка к школе. В современном виде этот поход отчётливо изложен Ж.Ж. Руссо и И.Г. Песталоцци. В 19 в. в Америке поддержан Ф.У. Паркером, в России К.Д. Ушинским. В 20 в. педоцентризм (детоцентризм) опирается на педагогическую антропологию, педологию, психоанализ. Педагоги создают обучающую, воспитывающую и развивающую культурную среду, исследуя которую дети самообразуются и самоопределяются (М. Монтессори, Ж.О. Декроли, К.Н. Вентцель, Шацкий и др.). Роль педагога при этом сводится к консультированию и помощи в самообразовании, саморазвитии.
10. Когнитивные теории обучения (проблемное обучение) в трудах Пиаже и его последователей, развивая апперцептивную теорию, предпосылали обучению возбуждение интереса, затем давали материал для предварительного усвоения условий задачи (проблемы). Далее следовал этап формулирования гипотезы, отбор необходимых для решения идей (понятий), проверка правильности этих идей. Согласно этой концепции, обучение ведёт за собой интеллектуальное развитие. Педагогическая ситуация моделирует последовательность мыслительного акта как такового. Содержание образования даёт посильный для учащихся материал, на котором они тренируют и развивают умственные способности. В России эффективные методы образования выросли на почве когнитивной теории Выготского и его учеников (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов и др.). В концеп- ции подчёркивается значение дедукции в формировании понятий. Технологии проблемного обучения разработали М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер и др.
11. Экзистенциалистский подход представлен моделями педагогического процесса С. Кьеркегора, М. Бубера, Н.И. Пирогова и др., основанными на понимании процесса выбора и принятия решения. Экзистенциальная ситуация задаётся здесь и теперь, и в её исходе важны не только традиции и принципы. Для самоопределения как единичной, отдельной, неповторимой личности, а не только как члена к.-л. группы, необходимо также установление отношений растущего человека с другими "Я" и с "Ты" (Богом). Главное в педагогическом процессе - диалог личности с миром, в ходе которого вырастает и укрепляется ответственность личности за себя и за мир. Положительный результат этого процесса зависит от степени истинности личности ("быть, а не казаться"). Между жизненным потоком и обучением есть преемственность, поэтому оторванное от жизнедеятельности знание не может быть ни целью, ни содержанием образования. Материал обучения пропитывается внутренним духом учащегося.
Теории и научные подходы в П. не имеют взаимоисключающего характера; они скорее дополняют друг друга. Как в теории, так и в практике педагогическое мышление есть особый вид осуществления диагностики, профилактики нарушений и терапевтической тактики. Суть педагогического мышления, как и мышления медика, в том, что всеобщеобязательные принципы при любом их практическом применении модифицируются. Конкретизируясь, теоретическое знание приспосабливается к неповторимо индивидуальной ситуации и (или) случаю. Оно преобразуется, пересматривается, видоизменяется.
Педагогическая практика выливается в формы ученичества, воспитания, перевоспитания, производственного обучения, военной подготовки, общего образования, профессионального образования, профессионально-технического образования, повышения квалификации и переподготовки кадров, непрерывного образования, просветительской деятельности и др. Педагогический компонент присутствует в пропаганде, агитации, рекламе, социальной работе, психологическом консультировании, управлении на всех его уровнях.
В качестве учебного предмета П. входит в структуру гуманитарных курсов и нацелена на развитие природных дарований человека, прежде всего таланта самообразования и самовоспитания. Одновременно курсы педагогики служат самоопределению личности: пониманию себя и других, адекватной оценке мира. П. раскрывает природу становления и созидательного, и разрушительного типа поведения. П. как общеобразовательный предмет нужна будущим и актуальным родителям и членам разных по объёму и характеру коллективов.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 186-188)
наука, имеющая в качестве своего предмета систему, которая сводится к развитию личности, процессуальному развитию личности с помощью педагогического процесса (процесса воспитания, процесса образования, процесса обучения) механизмами развития личности (совместная деятельность, взаимодействие, отношение, сотрудничество, общение).
(Бисько А.Т. Совершенствование совместной деятельности педагога и учащегося в современной общеобразовательной школе. - Тамбов, 2002. С. 279).
См. также Бихевиоризм
Ч30
Ч486.63
♦ "Уроки истории могут стать полезны, только когда мы сами перестанем поучать историю".
ПЕДАГОГИКА, и, ж.
1. Наука о воспитании и обучении. Детская п. (наука о воспитании и обучении детей). Вузовская п. П. профессионального образования.
2. Воспитательные приёмы, воздействие (разг.). С трудными подростками особая п.
| прил. педагогический, ая, ое. Педагогические системы. П. факультет (со специализацией по педагогике). П. институт (готовящий учителей).
(греч. παιδαγωγική) — наука о воспитании и образовании. Необходимость этой науки впервые осознана Квинтилианом (см.), но взгляды на задачи воспитания, его объем и состав высказывались еще греческими философами. Пифагор высказывал такие понятия о воспитании, которые не утратили своего значения и в настоящее время. Считая гармонию одним из основных начал всего существующего, Пифагор перенес это представление и на человека. Привести в гармонию различные душевные отправления, достигнуть надлежащего равновесия между телесной и душевной стороной человеческого существа — такова задача воспитания. Чтобы не вредить гармонии, Пифагор советует не действовать на честолюбие питомца, а также не прибегать к наказаниям. Лучшим средством для достижения гармонии служит привычка. Сократ, исходя из убеждения, что добродетель есть знание и что ей поэтому можно учиться, явился наставником афинского юношества и создателем особого приема преподавания, носящего его имя. Ряд наводящих вопросов как бы помогал мысли родиться в голове другого (Сократ сам себя называл акушером мысли). Больше разработаны взгляды на воспитание у Платона. Задавшись целью нарисовать картину возможно лучшего государственного строя, Платон в своем "Государстве" смотрит на воспитание, как на могучее орудие в руках власти. Так как высшую цель человеческой деятельности Платон видит в познании идей, то и все воспитание должно, по его мнению, давать необходимую подготовку к этому познанию. Не все, однако, оказываются способными созерцать идеи: часть молодежи, не обнаружившая в 20 и затем даже в 30 лет выдающихся способностей, поступает в ряды защитников отечества, те же, которые выдержали надлежащее испытание, продолжают дальнейшие занятия науками, главным образом диалектикой, наукой об идеях. Только в 50 лет оканчивается весь курс образования. Так вырабатываются философы, аристократы мысли, которым должны быть предоставлены все высшие государственные должности: познавая идеи, они в состоянии установить истинный государственный строй, все же остальные люди должны только им подчиняться. По мнению Платона, весьма важно воспитание в раннем детстве, когда кладется основа последующему развитию. Период ухода, как только ребенок научится говорить, сменяется периодом игр и сказок. Игры — незаменимое средство воспитания в этом возрасте; благодаря им дитя незаметно приобретает целый ряд элементарных знаний. С седьмого года начинается период систематического обучения, прежде всего — гимнастике и элементарной музыке, с 10 лет — грамоте, с 13 — поэзии и музыке, с 15 — математике, с 18 — военным упражнениям. Ближе к действительности Аристотель, в своей "Политике" также изложивший вполне законченную педагогическую систему. Соглашаясь с Платоном, что интересы государства неразрывно связаны с задачами школы, Аристотель подчеркивает значение общего образования в зависимости от строя того общества, в котором питомцу придется действовать. Аристотель различает: 1) физическое воспитание, 2) воспитание неразумной части человеческой души, или нравственное воспитание и 3) воспитание разумной души, или умственное воспитание. Орудием нравственного воспитания служит привычка, умственного — подражание. Он указывает образовательное значение грамматики, риторики (в связи с мнемоникой), диалектики, математики, графики (рисования) и политики, которую мы бы теперь назвали социологией. В основных своих воззрениях опирается на Платона и Аристотеля Квинтилиана, который в своем "Наставлении к ораторскому искусству" поставил себе задачей указать, как можно подготовить дельного оратора; но так как, по убеждению Квинтилиана, оратором может быть только образованный и благовоспитанный человек, то и взгляды Квинтилиана гораздо шире, чем это представляется по заглавию его труда. Способность к образованию прирождена человеку, как коню — его бег, хищному животному — лютость и т. п. Дать образование может, однако, не всякий, а только тот, кто знаком с необходимыми для того приемами, а также с условиями психической жизни питомца. Школьное воспитание следует предпочитать семейному, так как только в школе могут развиваться социальные чувства. Телесное наказание порождает только рабские наклонности и свидетельствует прежде всего о полной неспособности воспитателя. Образовательный курс Квинтилиана состоит из семи свободных искусств, составляющих так называемую александрийскую энциклопедию. Квинтилиан остался авторитетом по вопросам воспитания и в средние века, и в эпоху Возрождения. Правда, блаженный Иероним написал "Послание к Лете", в котором дает советы, как воспитывать дочь Леты, а блаженный Августин писал "о воспитании новичков", желающих посвятить себя духовному званию; но эти произведения не имели в последующие века никакого влияния и отличаются крайне узкой точкой зрения. Так, Иероним восстает против музыки и желает, чтобы девочка, едва научившись складам, составляла из подвижных букв только имена апостолов и святых. Пренебрегая земной жизнью и заботясь лишь о жизни будущего века, первые христиане не только не думали о гармоничном развитии всех сторон человеческого существа, но даже считали одну из этих сторон источником греха. Умерщвление плоти и обуздание страстей поставлено было идеалом, к которому должен стремиться всякий христианин. Такой взгляд тяготел и над средними веками с их школами, долго не покидавшими монастырской ограды. Возрождение наук и искусств положило конец этой односторонности. Снова сознанием лучших людей начинают владеть воспитательные идеалы древности. Воспитать человека для жизни в обществе, человека со здоровым духом и телом — такова задача гуманистической П., имеющей много представителей, особенно среди итальянских педагогов XIV—XV вв. (соч. Вержерио — "О благородных нравах и свободных занятиях", Вежио — "О воспитании детей", и целый ряд других, посвященных воспитанию княжеских детей). Оригинальнее педагогические взгляды испанца Вивеса (см.), который наряду с беспощадной критикой современной ему науки указывал на необходимость заводить благоустроенные школы с хорошими учителями и с новыми программами. Ему же принадлежит и первое по времени, довольно обширное сочинение, посвященное женскому образованию ("Об образовании женщины-христианки "). Многие гуманисты примкнули к Реформации и стали деятельными помощниками Лютера в устройстве школ. Первое место здесь принадлежит Меланхтону, написавшему несколько учебников, составившему первый школьный устав и подготовившему много дельных педагогов. Под его влиянием такие деятели школы, как Штурм, Неандер, Троцендорф, положили начало той разновидности гуманистической П., которая ныне слывет под именем классицизма и не переставала иметь многих приверженцев на практике и в теории, особенно в Германии. Унижая родной язык, вводя в круг предметов преподавания греческих и римских авторов, педагоги-классики мало-помалу, особенно когда увлечение гуманизмом улеглось, отдалились от запросов жизни. В виде реакции против них появилась попытка отказаться от традиционных знаний и построить новую науку. Современники Бакона начинают требовать, чтобы преподавание, как и наука, шло от частного к общему, от примера к правилу, от более близкого и знакомого к более отдаленному. Полным выразителем новых требований является Амос Коменский (см.), но и ранее его Ратке (Ратихий) уже учил, что преподавание должно идти на родном языке, сообразоваться с естественным ходом развития детей, пользоваться индуктивным методом и избегать принуждения. Горячо ратуя за то, чтобы усвоение знаний было как можно больше облегчено для учащегося, Коменский указывает много дидактических приемов, вошедших в педагогический обиход настоящего времени. Золотым правилом для учителей Коменский считает наглядность. Образование должно начинаться в материнской школе и продолжаться в народной, латинской и университете. Введя в школу массу знаний о природе и человеке, Коменский сделался основателем реалистического направления в П. Другой крупный представитель этого направления, Локк (см.), в своих "Мыслях о воспитании" несравненно более Коменского принимает во внимание законы развития человека и делает выводы, главным образом на основании данных психической жизни, не прибегая к помощи авторитета Св. Писания или каких-нибудь случайных соображений, как это было у Коменского. С особенной основательностью Локк разбирает некоторые вопросы педагогической психологии, например, вопрос о привычке, о недостатках детей, о наказаниях и наградах, о значении среды и др. Приобретению знаний Локк отводит второстепенное место и потому лишь вкратце затрагивает вопросы дидактики и педагогики. Особенно широкую известность педагогический натурализм получил благодаря Руссо (см.). В своем "Эмиле" он требует воспитания, согласного с природой, считая безрассудством прилаживаться к существующему социальному строю. Нечего думать заранее о какой-нибудь определенной профессии или положении: "жить — вот ремесло, которому я хочу научить Эмиля". Предоставить питомца самому себе и вместе с тем не спускать с него глаз и незаметно для него окружать его подходящей обстановкой — такова трудная задача, которая ставится воспитателю. Увлечение "Эмилем" отразилось особенно у Базедова (см.) с его филантропином, устроенным на совершенно новых началах: в классах ученики вели себя как хотели; преподавание шло по возможности под открытым небом, среди природы; между учениками должно было царить чувство товарищества. Не менее был увлечен "Эмилем" и Песталоцци (см.), стремившийся построить свою систему воспитания на "физико-механических законах" человеческой природы. Песталоцци всесторонне разработал теорию наглядного обучения, элементы которой находятся уже у Коменского и Руссо. В то же время он — творец методики элементарных предметов обучения (грамота, письмо, счет, рисование) и пламенный защитник идеи народного образования. Самые значительные направления немецкой П. текущего века (Фребель, Гербарт, Бенеке, Дистервег) примыкают к Песталоцци. Наибольшим распространением пользуется в настоящее время система П. Гербарта (см.). Высшая цель воспитания, по Гербарту, — добродетель, состоящая в согласии воли с главными нравственными идеями: внутренней свободы, совершенства, благорасположения, права и справедливости. Гербарт различает три стороны воспитательной деятельности. Прежде всего необходимо считаться с некоторой необузданностью ребенка, противоречащей всякому порядку. Надо поэтому справиться с ребенком, научиться управлять им: этот отдел П. Гербарт называет управлением (другие педагоги — уходом). Далее следует обучение, имеющее четыре формальных ступени: ясность, сочетание, система и метод. Чтобы обучение пустило прочные корни, надо затронуть разные стороны психической жизни: мало познания — необходимо участие. Познание отражает многообразие предметов опыта (эмпирический интерес), приводит к усвоению законов явлений (умозрительный интерес) и сопровождается чувством удовольствия или неудовольствия, одобрения или неодобрения (эстетический интерес); участие может касаться человечества вообще (симпатический интерес), или общества (общественный интерес), или, наконец, отношения как человечества, так и общества к высочайшему существу (религиозный интерес). Следует остерегаться преобладания в обучении какого-нибудь одного из этих интересов. Чтобы обучение шло равномерно, следует давать предметные уроки, а затем подвергать приобретенные сведения сначала анализу, потом синтезу. Третью часть П. Гербарта составляет учение о выправке, дисциплине. Надо сдерживать, определять и руководить питомца: сдерживать, чтобы в его поступках сказывалась одна и та же нравственная личность; определять, чтобы питомец был в состоянии самостоятельно делать правильный выбор между возможностями; руководить, чтобы все поступки питомца проистекали из твердого нравственного убеждения.
При современном состоянии знаний и культуры в П. различают следующие части. 1) Общая П., в которой рассматриваются вопросы о задачах воспитания, о возможности его, средствах, значении и т. п. Сюда же относят психологические сведения, а также некоторые отделы этики, без которых невозможно решить общие вопросы о воспитании. 2) Учение о физическом воспитании, куда входят сведения из анатомии и физиологии человека. Главнейшей частью учения о физическом воспитании является школьная гигиена. 3) Дидактика и общая методика, имеющие своим предметом специально обучение и общие его приемы. Сюда относятся вопросы о расположении учебного материала (программа и учебный план), о способах преподавания (акроаматический, когда курс излагается без активного участия учащихся, сократовский — гевристический, или индуктивный, катехетический, наглядный). Так как приемы преподавания видоизменяются, смотря по материалу преподавания, то каждый школьный предмет имеет свою особую методику. 4) Училищеведение, куда главным образом входит школьное законодательство, вопросы о положении учителей, их обеспечении под старость и т. п. 5) История П., рассматривающая в историческом развитии как школу, так и те чаяния в школьном деле, которые были высказываемы лучшими людьми разных веков. В последнее время это подразделение П. подверглось некоторому изменению: стали различать теоретическую, практическую и историческую П., относя к практической П. дидактику, методику, училищеведение и даже учение о физическом воспитании.
Самый полный труд по истории П. — К. Шмидта, "История П., изложенная во всемирно-историческом развитии и в органической связи с культурной жизнью народов" (русск. пер. М., 1880; первый том вышел вторым изданием в 1890 г.). Живее изложение у К. фон-Раумера, "История воспитания и учения от возрождения классицизма до нашего времени" (СПб., 1875—78; два последние тома подлинника остались не переведенными). Главным образом по этим двум трудам Л. Модзалевский составил свой "Очерк истории воспитания и обучения с древнейшего до нашего времени" (2 изд., СПб., 1877—78). В отдельных своих частях много основательного представляет сборное изд. К. Шмидта: "Geschichte der Erziehung vom Anfang an bis auf unsere Zeit" (Штутгардт, 1884 и сл.; еще не окончено). Богата содержанием работа Фр. Паульсена: "Geschichte des gelehrten Unterrichts auf den deutschen Schulen und Universit äte n vom Ausgang des Mittelalters bis zur Gegenwart" (2 изд., Лейпциг, 1896—97). Более доступны: Квик, "Реформаторы воспитания" (пер. с англ., М., 1893); Theod. Ziegler, "Geschichte der P ä dagogik" (Мюнхен, 1895). По общей педагогике: Ziller, "Allgemeine P ädag ogik" (Лейпциг, 1884); Kern, "Grundriss der P ä dagogik" (4 изд., Б., 1887); Schiller, "Handbuch der praktischen P ä dagogik" (3 изд., Лейпциг, 1891; одно из очень распространенных руководств по П.); A. Matthias, "Praktische P ädagogik für höhere Lehranstalten" (Мюнхен, 1895); W. Toischer, "Theoretische P ä dagogik und allgemeine Didaktik" (Мюнхен, 1896); O. Willman, "Didaktik als Bildungslehre" (2 изд., Брауншвейг, 1894). Литература по методикам отдельных предметов подробно указана у Шиллера. В настоящее время в "Handbuch" Баумейстера (в состав которого входят вышеназванные соч. Циглера, Маттиаса и Тойшера) появляются обстоятельные методики по всем предметам, преподаваемым в средней школе. По школьной гигиене см. Eulenberg und Bach, "Schulgesundheitslehre" (Берлин, 1896 и сл.); П. Лесгафт, "Руководство по физическому образованию детей школьного возраста" (ч. 1, СПб., 1888).
Я. Колубовский.