Распространителем пелагианства, появившегося в начале V в, был Пелагий, мирянин, родом из Британии. Основные черты пелагианства следующие: 1) Первородный грех не произвел никакой перемены в природе человека. 2) Смерть - не следствие греха, но следствие природы, которая создана смертной. 3) Грех Адама не распространяется на его потомков. 4) Спасение человека достигается его собственными силами при помощи благодати. 5) Благодать не имеет освящающего и возрождающего действия, но только указывает путь, которым можно достигнуть спасения. Пелагианство вызвало в V в. большие споры на Западе.
♦ (ENG pelagianism)
теологические воззрения, связанные с именем английского монаха Пелагия (ок. 354-ок. 420), к-рый в богословском споре с Августином (354-430) утверждал, что совершенно свободная человеческая воля заключается в делании добра, а также что Божественная благодать была дарована за человеческие заслуги. Эти взгляды были осуждены Эфесским собором (431).
• Pelagianism
Учение Пелагия (400 г. от Р. Х.) о том, что каждая душа сотворена непосредственно Богом и поэтому непорочна. Таким образом, человек сам может быть инициатором своего спасения. Пелагий учил, что человек грешит только лишь из-за влияния окружающей среды, а не из-за своей греховной природы.
учение христианского монаха Пелагия (Pelagius, ок. 360 - после 418), распространившееся в странах Средиземноморья в нач. 5 в.; в противовес концепции благодати и предопределения Августина ставило "спасение" человека в зависимость от его собственных нравственно-аскетических усилий, отрицая наследственную силу "первородного" греха. Осуждено как ересь на 3-м Вселенском соборе (431).
— одна из важнейших христианских ересей, возникшая в начале v в. на почве вопросов о благодати Божьей, о человеческих силах и заслугах, о первородном грехе и смерти, о свободе и предопределении. См. Пелагий, ересиарх.