20 мая 2024
450 тысяч слов
+52 за сегодня
Всё об этом слове:

Значения слова персефона

все
Античный мир. Словарь-справочник
Скифы. Византия. Причерноморье. Словарь исторических терминов и названий
Словарь по мифологии М. Ладыгина.
Словарь греческой мифологии
Античность от А до Я. Словарь-справочник
Словарь духов и богов
Энциклопедический словарь
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Античный мир. Словарь-справочник

персефона

(Прозерпина)

   Греческая богиня доэллинского происхождения, которую называли также Корой, то есть "девой". Впоследствии Персефона (Прозерпина) стала считаться дочерью Зевса и Деметры. История о том, как Дит (Плутон, Аид) похитил Персефону, удерживая ее ежегодно по полгода (или две трети года) в Подземном царстве, отражает периоды сельскохозяйственного цикла, а также умирание и возрождение растительной природы. В качестве царицы преисподней Персефона (Прозерпина) встречает Орфея, когда тот спускается в Аид в поисках Эвридики.

   О похищении Персефоны (Прозерпины) упоминает Мильтон в четвертой книге "Потерянного рая":

Не так прекрасна Энна, где цветы

Сбирала Прозерпина, что была

Прекраснейшим цветком, который Дит

Похитил мрачный...

   В средние века легенда о Персефоне (Прозерпине) была известна в Европе по произведениям Овидия, в "Морализованном Овидии" эта легенда приобретает новое христианское содержание, которое подразумевал Данте, когда сравнивал с Персефоной (Прозерпиной) свою Мательду - девушку, встреченную им в Чистилище. Изображения Персефоны (Прозерпины) наряду с изображениями Деметры и Плутоса часто встречаются на римских саркофагах. Образ Прозерпины волновал Тернера и Рембрандта; статуи Персефоны (Прозерпины) входят в скульптурные группы Бернини, Джованни из Болоньи и Франсуа Жирардона; "Похищение Прозерпины" последнего находится в садах Версаля. В литературе образ Персефоны (Прозерпины) обычно используется как символ смерти, но смягченный, женский:

В Петрополе прозрачном мы умрем,

Где властвует над нами Прозерпина.

Мы в каждом вздохе смертный воздух пьем,

И каждый час нам смертная година.

Богиня моря, грозная Афина,

Сними могучий каменный шелом.

В Петрополе прозрачном мы умрем, -

Здесь царствуешь не ты, а Прозерпина.

О. Мандельштам

   (Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)

   * * *

   см. Деметра.

   (И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)

Скифы. Византия. Причерноморье. Словарь исторических терминов и названий

персефона

(Кора-Персефона)

дочь древнегречекой богини плодородия, Деметры, и супруга Аида, охранявшего мертвых. Являлась богиней подземного царства, олицетворяла силы земли. У римлян - Прозерпина.

Словарь по мифологии М. Ладыгина.

персефона

Персефо́на - в древнегреческой мифологии дочь Зевса и Деметры, жена Аида, богиня подземного царства, проводящая треть года с мужем, а две трети года - с матерью, «умирающая и воскресающая богиня».

Источники:

● М.Б. Ладыгин, О.М. Ладыгина Краткий мифологический словарь - М.: Издательство НОУ "Полярная звезда", 2003.

Словарь греческой мифологии

персефона

   Богиня царства мертвых. Дочь Зевса и Деметры, супруга Аида, который с разрешения Зевса похитил ее. Горевавшая Деметра наслала на землю засуху и неурожай, и Зевс был вынужден послать Гермеса с приказанием Аиду вывести П.на свет. Аид отправил П.к матери, но дал вкусить ей насильно зернышко граната, чтобы П.не забыла царство смерти и снова вернулась к нему. Деметра, узнав о коварстве Аида, поняла, что отныне ее дочь треть года будет находиться среди мертвых, а две трети с матерью, радость которой вернет земле изобилие. П.мудро правит царством мертвых, куда время от времени проникают герои. Царь лапифов Пирифой пытался вместе с Тесеем похитить П.За это он был прикован к скале, а Гераклу П.разрешила вернуть Тесея на землю. По просьбе П.Геракл оставил в живых пастуха коров Аида. П.была растрогана музыкой Орфея и вернула ему Эвридику (однако по вине Орфея та осталась в царстве мертвых). По просьбе Афродиты П.спрятала у себя младенца Адониса и не пожелала вернуть его Афродите; по решению Зевса Адонис треть года должен был проводить в царстве мертвых. От Зевса, обернувшегося змеем, П.рождает Загрея, впоследствии растерзанного титанами.

Античность от А до Я. Словарь-справочник

персефона

   в греческой мифологии богиня мертвых, подземного царства и плодородия (римск. Прозерпина). Аид похитил ее и увел в подземное царство. Но сжалившись, он разрешил ей, чтобы она на половину или на две трети года возвращалась на землю. Прозерпина в качестве Коры (греч. «девушка») почиталась богиней плодородия вместе со своей матерью Деметрой. Ее возвращение на землю символизировала вновь пробуждающаяся природа.

Словарь духов и богов

персефона

в греческой мифологии дочь Зевса и Деметры, супруга Аида, богиня царства мертвых.

Энциклопедический словарь

персефона

(Кора), в греческой мифологии богиня плодородия и царства мертвых. Дочь Деметры и Зевса, супруга Аида. Ей соответствует римская Прозерпина.

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

персефона

(Περςεφόνη, Περσέφασσα, Περρέφαττα, Φερσέφασσα, Φερέφαττα, Κόρη, у римлян — Proserpina) — дочь Деметры (Цереры), супруга Аида (Плутона), неразрывно связанная в сказаниях и культе с этими двумя божествами, богиня плодородия и произрастания, властительница царства мертвых. П. и Деметра обыкновенно упоминаются как "две богини" (τώ θεώ) с эпитетами владычиц, цариц, великих богинь. Культ П. относится к глубокой древности и коренится в земледельческом характере народного быта. К этой же отдаленной эпохе относится представление о П. как о подземной богине, почитавшейся в местностях, которые изобиловали ущельями и пропастями, — а таких местностей в Греции было много. Средоточием сказаний о П. служит миф о похищении ее Аидом. Как подруга подземного царя, П. представляется грозной и мрачной богиней смерти. На это указывает и происхождение ее от Деметры-Эринии и грозного бога Посейдона. Некоторые феогонии называют П. дочерью Стикса, елевзинское учение — его сестрой. Как дочь Деметры и Зевса, П. представлялась в образе веселой, юной и прекрасной девушки и была приобщена к резвым нимфам, устраивавшим весенние хороводы. Сказание о похищении П. было подробно разработано представителями елевзинского и орфического вероучений. Местом похищения П. в древнйших сказаниях считался Океан, позднее — Елевзис и другие местности на греческом материке, на Крите, в Карии, Понте и Сицилии. Поэзия и изобразительное искусство выделили в сказании два главных момента: похищение П. во время собирания ею цветов (так наз. Άνθολογία) и скитание Деметры в поисках за дочерью. Когда человеческому роду стала угрожать гибель от голода — так как земля, оставленная Деметрой, перестала быть плодородной, — Зевс решил восстановить права матери и примирил Деметру с Аидом, согласившимся отпускать П. ежегодно на свидание с матерью на срок от весны до осени. В этом мифе символизирована смена времен года, чередование расцвета и увядания, переход от жизни к смерти. Позднее П. стали смешивать с Гекатой, богиней таинственного начала и ночных страхов. Двойственный характер П. отразился и в культе: весенние праздники ее были веселые, осенние — таинственные. К весенним праздникам относятся так называемые малые мистерии и Антесфории (в Пелопоннесе и Сицилии), к летним и осенним — Елевзинии, Фесмофории, Феогамии, Анакалиптерии, Хтонии и др. Точно так же в искусстве мы встречаем П. то как подземную богиню, сидящую на троне рядом с Аидом, то как богиню плодородия и растительной жизни, вместе с Деметрой. В первом случае атрибутом ее служил гранат, во втором — колосья, мак, нарцисс и пр. Прозерпина, соответствовавшая в римской мифологии подземной П. греческого мифа, рассматривается то как самостоятельное италийское божество произрастания (ср. proserpere), причем сходство в названиях греческом и латинском считалось случайным, то как греческая богиня, принятая в число италийских божеств. Ср. Preller, "Demeter u. Persephone" (Гамбург, 1837); Overbeck, "Griech. Kunstmytho l ogie. IV т.: Demeter u. Kora" (Лейпциг, 1878); F örster, "Raub und Rü ckkehr der Persephone" (Штутгардт, 1874).

Н. О.

Поделиться:
Действия:
Скачать в doc