(Прозерпина)
Греческая богиня доэллинского происхождения, которую называли также Корой, то есть "девой". Впоследствии Персефона (Прозерпина) стала считаться дочерью Зевса и Деметры. История о том, как Дит (Плутон, Аид) похитил Персефону, удерживая ее ежегодно по полгода (или две трети года) в Подземном царстве, отражает периоды сельскохозяйственного цикла, а также умирание и возрождение растительной природы. В качестве царицы преисподней Персефона (Прозерпина) встречает Орфея, когда тот спускается в Аид в поисках Эвридики.
О похищении Персефоны (Прозерпины) упоминает Мильтон в четвертой книге "Потерянного рая":
Не так прекрасна Энна, где цветы
Сбирала Прозерпина, что была
Прекраснейшим цветком, который Дит
Похитил мрачный...
В средние века легенда о Персефоне (Прозерпине) была известна в Европе по произведениям Овидия, в "Морализованном Овидии" эта легенда приобретает новое христианское содержание, которое подразумевал Данте, когда сравнивал с Персефоной (Прозерпиной) свою Мательду - девушку, встреченную им в Чистилище. Изображения Персефоны (Прозерпины) наряду с изображениями Деметры и Плутоса часто встречаются на римских саркофагах. Образ Прозерпины волновал Тернера и Рембрандта; статуи Персефоны (Прозерпины) входят в скульптурные группы Бернини, Джованни из Болоньи и Франсуа Жирардона; "Похищение Прозерпины" последнего находится в садах Версаля. В литературе образ Персефоны (Прозерпины) обычно используется как символ смерти, но смягченный, женский:
В Петрополе прозрачном мы умрем,
Где властвует над нами Прозерпина.
Мы в каждом вздохе смертный воздух пьем,
И каждый час нам смертная година.
Богиня моря, грозная Афина,
Сними могучий каменный шелом.
В Петрополе прозрачном мы умрем, -
Здесь царствуешь не ты, а Прозерпина.
О. Мандельштам
(Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)
* * *
см. Деметра.
(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)