(неизм.)
немецкая автомобильная компания, возглавляющая холдинг Porsche Group. Специализируется на производстве высококлассных спортивных автомобилей, дизайнерских услугах и финансовых операциях. Название – по имени Ф. Порше.
Фердинанд Порше - Ferdinand Porsche (1875–1951)
австрийский автоинженер и предприниматель. Родился в семье судетских немцев в Мафферсдорфе (ныне Вратиславице над Нисой, Чехия). Наиболее известные его конструкции – «Фольксваген» (знаменитый «жучок»), а также немецкие танки «Тигр» и самоходное орудие «Фердинанд». Автомобили Порше названы по имени его сына, Фердинанда (Ферри) Порше.
Детство и юность будущего предпринимателя были такими, как у многих. Он учился на вечернем отделении Имперской технической школы в Либерце, а днем помогал отцу, хозяину механической мастерской. В 18 лет переехал в Вену, где работал на предприятии Белы Эггера, а затем на местной каретной фабрике. В 1896 г. на фабрике начали производство автомобилей. В 1898 г. выпущен первый автомобиль конструкции Ф. Порше. В 1902 г. он был призван на военную службу. Служил личным шофером у эрц-герцога Франца-Фердинанда. В 1906 г. был назначен главным конструктором завода Даймлера в Австрии, управляющим директором этой фирмы, а в 1916 г. получил почетную степень доктора технических наук в Венском техническом университете.
В 1923 г. стал техническим директором заводов Даймлера в Штутгарте. В 1931 г. организовал консультационную фирму в Штутгарте, к работе в которой привлек некоторых из бывших сотрудников. Приступил к созданию автомобиля для среднего класса. В финансирование проекта вложил собственные средства. Идея «народного автомобиля» была поддержана Гитлером. В июне 1934 г. был получен государственный заказ на постройку трех автомобилей-прототипов. К 1936 г. они были построены. Поскольку на заводах «Фольксваген» в Вольфсбурге производились танки, а также использовался принудительный труд, после войны, в ноябре 1945 г., Ф. Порше был выслан во Францию, где ему надлежало в счет репараций подготовить выпуск французского малолитражного автомобиля. Но этот проект не начался из-за разногласий французского правительства и руководителей французской автомобильной промышленности. В декабре 1945 г. Фердинанд Порше, Антон Пьёх и Ферри Порше были объявлены военными преступниками и арестованы. Ферри затем освободили, а Фердинанд и Антон без суда провели 20 месяцев в Дижонской тюрьме. В это время Ферри Порше пытался спасти компанию. Она в конце войны была эвакуирована из Штутгарта и находилась в австрийском городке Гмюнде. Предприятие занималось также ремонтом автомобилей, водяных насосов и лебедок. Был подготовлен к выпуску новый автомобиль Porsche-356. Первые 49 автомобилей были изготовлены практически вручную на территории старой лесопилки.
Семейство Порше возвратилось в Штутгарт в 1949 г. На вновь построенном заводе стали производиться автомобили марки «Порше»; с заводом «Фольксваген» был заключен договор, и Фердинанд Порше начал получать часть прибыли от продажи «жука», который явился мировым чемпионом продаж автомобилей: было продано 20 млн этих машин. В 1999 г. Ф. Порше был признан самым лучшим автоконструктором столетия.
См. также Даймлер.
(Porsche)
(Dr.Ing. h. c. Ferry Porsche AG)
немецкая автомобильная компания. Штаб-квартира находится в Штутгарте. Компания основана известнейшим конструктором Фердинандом Порше-старшим как дизайн-бюро в 1931 в Германии. Для компании «Авто-Унион» в 1936 году был разработан гоночный автомобиль Type 22. В этом же бюро, как известно, разрабатывалась модель знаменитого «Жука» «Фольксваген», имевшего и другое название —Type 60. В послевоенной Германии в 1948 компания запускает первый автомобиль под именем «Порше» — небольшой спортивный «Порше 356» с форсированным фольксвагеновским двигателем и купе обтекаемой формы. «356» выпускалась до 1965 и послужила базой для модели Carrera («Каррера»). Новая удача компании — спортивная модель RSC с абсолютно новым двигателем и оригинальным коленвалом на роликовых подшипниках. Дело Порше-старшего продолжил его сын Ферри. «Каррера» 1965 года получила двигатель 550, с системой смазки типа «сухой картер» и двумя свечами на цилиндр — довольно сложный механизм, с коленчатым валом на роликовых подшипниках и двумя распределительными валами на каждый цилиндр, приводимыми в движение сложной системой конических шестерен. Сын Ферри, Фердинанд Александр, руководил разработкой нового автомобиля «Порше 911», миниатюрного купе с шестицилиндровым двигателем, появившегося в 1963. Мотор у этой модели, как в свое время у «Жука», располагался позади, вне колесной базы. Этот шестицилиндровый механизм с горизонтальным расположением цилиндров и воздушным охлаждением, одним кулачковым валом на каждый ряд цилиндров, смазкой «сухим картером» и непривычно жестким коленчатым валом, достигал мощности 130 л.с. Малышка «911» стала родоначальницей целого модельного ряда, популярного и до сих пор. С двигателем 911 в 1969 выпускается спортивный VW Porsche 914, впервые завоевавший титул чемпиона мира среди производителей. В 1970 эта модель выиграла ралли в Монте-Карло. В настоящее время компания, ставшая акционерным обществом, продолжает усовершенствовать пользующуюся успехом модель 911. Самый мощный и быстрый в этой серии полноприводный 911 Turbo имеет много поклонников. 911GT1 — оригинальный дорогостоящий автомобиль, выпускается только по индивидуальным заказам и при всех качествах настоящего гоночного автомобиля может с успехом использоваться для обычной городской жизни. Хитом компании стала спортивная модель Boxter («Бокстер»), спрос на которую в настоящее время удовлетворяется не полностью. Продолжена и линия модели «Каррера», заденеприводный вариант которой, модель 4S, появился только в 1997. Компания постоянно продолжает поиски новых конструктивных решений.