Prana
"дыхание", "жизнь", как общемировой процесс жизни, её принцип или же как жизненный принцип тела. В теле различают много специальных "дыханий", пран, направления их различны, и они носят специальные названия в системе йоги, одной из задач которой является сознательное управление этими "жизненными токами" или "дыханиями". В узком смысле "праной" называется "восходящее дыхание" тела, апаной – "нисходящее дыхание".
(инд.) вся энергия, накопленная внутри человека, в том числе физическая, психическая, тонкая и прочие; слово "энергия" в данном контексте имеет общего с "энергией" в физике только то, что содержит те же семь букв, расположенных в том же порядке:
* "Nomen omen! Amo, Amas, Amat, не так ли? Ars amandi [искусство любви (лат.)] - не какая-нибудь там прана, дао, нирвана, студенистое блаженство, равнодушное безделье и самовлюбленность, а чувственность в чистом виде, мир как эмоциональная привязанность молекул, уже при рождении хозяйственных и деловитых". - Повторение *
в древнеиндийской философии и религиозной практике различные формы дыхания, обеспечивающие жизнедеятельность человека и природы.
(санскрит. Рr ânâ — ветер, дыхание, жизнь) — "дыхание жизни". В индийской философии этим термином обозначается живое, жизненное начало в теле человека, т. е. душа. В этом значении данный термин употребляется уже в Ригведе. В Атхарва-веде П. является олицетворенной; к ней обращен особый гимн. Душа называется также amман, пуруша. В пантеистических рассуждениях упанишад все эти термины отличаются друг от друга. Живое начало в человеке, называемое атман, тождественно с тем, которое оживляет природу. Человеку это живое начало кажется праной, т. е дыханием, воздухом или материей еще более тонкой, чем воздух — эфиром. Но атман является и маленьким существом, гомункулусом пуруша, сидящим в сердце, откуда он управляет всеми жизненными силами (см. Пуруша). Итак, П. — синоним души, потому что признаком ее в человеке служит дыхание; пуруша обращает внимание на другой признак жизни — биение сердца; атман является основным, общим и отвлеченным живым началом, великим я сам, в котором сливаются объект и субъект, душа и Бог или вселенная. 2) П. есть также мера времени, равная одному дыханию. Шесть таких П. составляют одну викала (vikâla).
С. Б—ч.