примитив, примитива, муж. (от лат. primitivus - первоначальный, первобытный) (книж.). Примитивно сделанная вещь.
| Всякое явление, первоначальное, неразвитое и простое по сравнению с последующими явлениями того же рода.
| Произведение искусства, принадлежащее ранним стадиям развития той или иной культуры со сравнительно невысокой техникой. Русские примитивы 16 в.
Простой (лат.).
15 (2) августа – мученик Примитив Римский.
Syn: см. базисный элемент
более архаичная или провинциальная форма культуры, значительно отличающаяся от ее "высоких" стилей (напр., произведения треченто и кватроченто в сравнении с памятниками Ренессанса 16 в. или провинциальный, "наивный" портрет в сравнении с теми виртуозными портретами, что создавались в художественных центрах). В 19-20 вв. было пересмотрено отношение к примитиву как к чему-то неполноценному, в нем открыли особую силу и искренность художественного выражения (что сказалось в остром интересе к "наивному искусству" и примитивизму).
ПРИМИТИВ, а, м.
1. Нечто простое, не развившееся (по сравнению с позднейшим, более совершенным) (книжн.).
2. Примитивный, нравственно неразвитый человек.
(от лат. primitivus ≈ первый, самый ранний), в первоначальном смысле ≈ памятник раннего периода эволюции искусства. Понятие «П.» возникло из характерного для эстетики и искусствознания 18≈19 вв. противопоставления «младенческих» и «зрелых» ступеней развития искусства; при этом т. н. П. (особенно с 18 в.) могли привлекать целостностью и кажущейся простотой своего образного строя, т. е. чертами, наглядно выступающими при сравнении их с произведениями господствующих стилей. В современном искусствознании обозначение П. в целом утратило оценочный оттенок и обрело чисто номенклатурный смысл. Оно употребляется применительно к произведениям художников позднего средневековья (например, «итальянский П.»), к искусству народов, сохранивших черты первобытно-общинного строя (понятие «примитивное искусство» бытует, однако, лишь в зарубежной науке), к творчеству мастеров, не получивших систематического художественного образования, и представителей примитивизма .
Лит.: Previtali G., La fortuna dei primitivi dal Vasari ai neoclassici, Torino, 1964; Venturi L., iI gusto dei primitivi, Torino, 1972.