различие, различия, ср. Разница, несходство между кем-чем-нибудь. Различия между ними очень существенны. Без различия (одинаково). Он относится ко всем без различия.
• Знаки различия (неол.) - значки на форменной одежде, обозначающие звание, занимаемую должность.
в экспертных исследованиях выявленное сравнением отношение несовместимости, неравенства между минимум двумя объектами экспертизы (совокупности их признаков), разновременными состояниями, родами или группами объектов, обусловленное тем, что один из них обладает признаками (совокупностью признаков), отсутствующими у другого. Установление Р. является положительным результатом процесса дифференциации или отрицательным результатом идентификации. Конструируется в форме вывода о принадлежности к разным множествам или вывода об отсутствии тождества единичного объекта.
сходство
Различие
♦ Différence
Когда я учился в школе, у нас была в ходу такая шутка: – Знаешь, какая разница между вороной?
– ???
– У нее одно крыло правое, а другое левое!
Эта детская загадка напоминает нам, что понятие различия подразумевает множественность, либо пространственную (две разные вороны, два одинаковых крыла), либо временную (человек сегодня в сравнении с тем, кем он был вчера или будет завтра). Оно же подразумевает и наличие чего-то иного: в настоящем времени никто не может отличаться от того, что он есть; отличаться можно только от других или от себя в другое время. Тот факт, что мы изменчивы, противоречивы и амбивалентны, ничего не меняет. Таков наш способ быть собой, и мы такие и есть (бессознательное игнорирует принцип тождества, но не способно его нарушить).
Различие предполагает инаковость, однако не сводится к ней. Чтобы с основанием говорить о различии между теми или иными предметами, необходимо, чтобы между ними существовало хоть какое-то сходство или тождество. На это указывает Аристотель: «Различными называются вещи, которые, будучи инаковыми, в некотором отношении тождественны друг другу, но только не по числу, а или по виду, или по роду, или по соотношению» («Метафизика», книга V, глава 9). Между вороной никакого различия быть не может (если есть количественное тождество, значит, различие отсутствует). Но точно так же нет различия между вороной и стиральной машиной (если только не поместить то и другое в один общий ряд, например сказать, что это две разные вещи). Напротив, между двумя воронами различие обязательно есть, и даже не одно, а множество (количественное различие при видовом тождестве). Есть различие между вороной и дроздом (видовое различие при родовом тождестве); между птицей семейства вороновых и клеветником (аналогия). Иначе говоря, различие предполагает сравнение и настолько же обоснованно, насколько обоснованно сравнение. Поэтому, с определенной точки зрения, обоснованно всякое различие. Когда мы говорим о двух каких-то вещах, что они несопоставимы, предполагается, что мы их сравниваем, т. е. помещаем в один и тот же разряд (хотя бы в почти не поддающийся определению разряд вещей или живых существ). Таким образом, всякая вещь (сущность) отличается от всех и всего, кроме самой себя. Вернее говоря, все на свете отличается от всего остального (поскольку все на свете тождественно себе, что само собой разумеется), в том числе и от себя самого в другой момент времени (поскольку все на свете меняется). Следовательно, различие – правило, которое делает целое бытия исключением.
Различие и непостоянство неразрывно связаны между собой, учит Праджнянпада. Все всегда не такое, как все остальное («каждая песчинка и каждая пылинка отличаются от остальных песчинок и пылинок»), и все всегда изменяется («Ничто не стоит на месте; все пребывает в постоянном изменении»). Но основополагающим понятием остается различие: «Что такое изменение? То же различие под другим именем. Изменение есть различие во времени» (Р. Шринивасан, «Беседы со Свами Праджнянпадой»). Это тот же принцип неразличимости и становления: на свете нет двух одинаковых песчинок, как нет и двух одинаковых временных мига. Да здравствует Гераклит.
1. Syn: отличительная особенность, отличие, разница
2. Syn: расхождение, несходство, несоответствие
Ant: сходство, схожесть, похожесть
РАЗЛИЧИЕ, я, ср. Разница, несходство между кем-чемн. Существенное р. Без различия (не учитывая разницы, несходства).
ср.
Несходство между кем-л., чем-л.
(differentia, διαηορά) — результат умственного процесса, в котором сопоставляются два или большее количество объектов мысли, причем каждый из этих объектов принимается за самостоятельное целое, отличное от всякого другого или только числом, или же и качественно. Процесс различения противоположен процессу сравнения, когда ищут в объектах сходных черт. Полного тождества двух объектов в природе быть не может; оно существует лишь в понятиях. Два предмета, как бы сходны они ни были, все же различны численно, т. е. занимают различное место в пространстве и воспринимаются в различное время. Однако когда говорят о Р. предметов, то не имеют в виду этого количественного Р., а лишь Р. их свойств, на основании коих ум делит предметы на различные классы, роды, виды и т. д. Это деление основано столько же на сходстве свойстве предметов, благодаря чему их относят к одной группе, сколько и на Р. их, благодаря чему устанавливаются самые группы. Как отрицание немыслимо без утверждения, так и различение немыслимо без предварительного сопоставления двух объектов и сравнения сходных черт их. Если бы мир состоял из предметов ничего общего между собой не имеющих, т. е. если бы каждый предмет отличался индивидуальными особенностями, как это мы видим в мире духовном, то это не помешало бы уму сопоставлять их и сравнивать. Пространство и время — начала разделения (principum individuationis); но вместе с тем, будучи общей формой всех познаваемых объектов, они дают основание и для сравнения их. Таким образом различение и сравнение суть две стороны одного и того же умственного процесса, стремящегося к познанию вещей.
Э. Р.