раскаяние, раскаяния, мн. нет, ср. Действие и состояние по гл. раскаяться-раскаиваться, сожаление о совершенном дурном, неправильном, ошибочном поступке. «Того змия воспоминаний, того раскаянье грызет.» Пушкин. Преступник заявил о своем раскаянии в совершённом преступлении. Принести род. заявить о своем раскаянии).
признание человеком собственной вины, осуждением им своих проступков. Р. тесно связано с проявлением совести, чувств стыда и вины и в этом смысле выполняет роль нравственной самооценки личности. Р. может выступать в форме публичного признания собственной виновности и готовности понести наказание, в выражении сожалений по поводу содеянного и др. Христианская этика придаёт большое значение исповеди как форме Р. В современном обществе Р. играет существенную роль в нравственном самоочищении и самоусовершенствовании.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 235)
(Тшува)
Смысл понятия "тшува" (дословно: "возвращение") - Р. в прегрешениях и решение не грешить в будущем. "Если человек нарушил одну из мицвот* Торы, злонамеренно или по ошибке, будь это запрет или повеление, - в любом случае он обязан раскаяться перед Богом, благословен Он. Раскаяние - это мицва, обязанность. Как кается грешник? Он говорит: "Господи, согрешил я, нарушил и преступил пред Тобою и совершил то-то и то-то, и вот: я раскаялся и стыжусь своего деяния, и никогда не совершу его вновь". И славен всякий, кто продлевает свое покаяние" (Рамбам, Гилхот тшува, I).
Человек должен стремиться раскаяться и принести покаяние устами своими, и отречься от греха своего, чтобы мог он умереть раскаявшимся и удостоиться жизни в будущем мире. Сказали мудрецы: "Там, где стоят раскаявшиеся [баалей тшува], не достойны стоять праведники", - то есть раскаявшийся поставлен на ступень выше того, кто никогда не грешил, ибо он сумел обуздать свое злое начало. Все пророки требовали от Израиля Р., ибо только в нем обретет Израиль свое спасение. И обещала Тора, что на исходе дней диаспоры раскаются евреи и тотчас спасутся, ибо сказано: "И будет: когда сбудутся на тебе все эти слова [...] и вернешься к Господу, Богу твоему" (Втор. XXX, 1-2).
Раскаявшиеся должны быть скромны и смиренны. Если попрекнут их глупцы прошлым и скажут им: вчера еще ты поступал и говорил так-то, - пусть не обращают внимания на это, а радуются и знают, что это их заслуга. Ибо то, что они стесняются и стыдятся за прошлые грехи, углубляет их раскаяние. Тяжек грех того, кто скажет раскаявшемуся: помни свои деяния в прошлом; ибо сказано: "Не попрекайте друг друга" (Рамбам, Гилхот тшува, VII).
раск’аяние — перемена отношения к своему поведению, отречение от соответствующего убеждения (Рим.42:6). Человеческое раскаяние — это скорее сожаление, перемена мнения о чем-то, чем новое убеждение и состояние — раскаялся и Иуда (Мат.27:3), но он не изменился. Бог иногда раскаивается (Быт.6:6 ; 1Цар.15:35), ибо Он может изменить Свои планы и действия (Исх.32:14 ; Иер.18:8 ; Иер.26:13,19; Ион.3:9 -10), но Бог раскаивается не как человек (1Цар.15:29). (см. покаяние)
Раскаяние
♦ Repentir
«Это вид печали, – утверждает Декарт, – происходящий от сознания того, что мы совершили какой-то дурной поступок; оно очень горько, потому что причина его зависит только от нас. Но это не мешает ему быть весьма полезным» («Страсти души», часть III, § 191). Это определение с равным, а возможно, и с большим успехом следовало бы отнести к угрызениям совести. Декарт разделял эти два аффекта по признаку сомнения, которое присутствует в угрызениях совести и отсутствует в раскаянии. Однако подобное толкование не прижилось. Более глубокое определение принадлежит Полю Жане (***): «Угрызения совести отличаются от раскаяния, которое являет собой более волевое и менее пассивное состояние души. Раскаяние – почти добродетель; угрызения совести – всего лишь кара» («Трактат об основах философии»). Скажем так: угрызения совести – всего лишь чувство, тогда как раскаяние – уже воление; это болезненное осознание совершенной ошибки, соединенное с желанием избежать подобного в дальнейшем и по мере возможности исправить содеянное. Является ли раскаяние добродетелью? Спиноза так не думал. Во-первых, потому, что раскаяние подразумевает свободу воли («Этика», часть III, «Определение аффектов», 27), следовательно, оно иллюзорно. Гораздо больше пользы принесет изучение причин содеянного и самопознание. Во-вторых, потому, что раскаяние сопряжено с печалью, а всякая добродетель прежде всего радостна. В-третьих, наконец, потому, что раскаяние – не более чем чувство бессилия, но никак не осознание своих возможностей, пусть даже ограниченных: «Раскаяние не составляет добродетели, иными словами, оно не возникает из разума; но тот, кто раскаивается в каком-либо поступке, вдвойне жалок или бессилен» («Этика», часть IV, теорема 54; см. также доказательство, отсылающее к доказательству теоремы 53 о приниженности). Почему же жалок вдвойне? Во-первых, потому, что не удержался от дурного поступка; во-вторых, потому, что не удержался от дурных мыслей. И все-таки раскаяние не в пример лучше сознательного довольства подлеца: «Как страдание, точно так же и стыд, хотя и не составляют добродетели, тем не менее хороши, поскольку они показывают, что человеку, который стыдится, присуще желание жить честно, точно так же как боль называется хорошей, поскольку она показывает, что поврежденная часть еще не загнила. Поэтому хотя человек, который стыдится какого-либо поступка и подвергается в действительности неудовольствию, однако он совершеннее бесстыдного, не имеющего никакого желания жить честно» (часть IV, теорема 58, схолия). Как видим, эта мысль довольно близка идее Жане, по мнению которого раскаяние это почти добродетель. Оно не дотягивает до добродетели, поскольку не является актом, но способно к нему подвести. Мало того, только при условии хотя бы частичного приближения к акту раскаяние и становится возможным, в противном случае следует говорить лишь об угрызениях совести.
***
Поль Жане (1859–1947) – французский психолог и психопатолог. Основой неврозов считал нарушение равновесия между высшими и низшими психическими функциями. Разработал сложную иерархическую систему форм поведения от рефлекторных актов до высших интеллектуальных действий.
, -я, ср.
Чувство сожаления о совершённой ошибке, проступке.
* Чистосердечное раскаяние. *
♦ (ENG contrition)
(лат. contritio - устранение чего-то тяжелого)
состояние внутреннего сожаления за совершенный грех и желание исповедаться в грехах. В римско-католической теологии считается, что истинное раскаяние включает желание из-за любви к Богу не грешить снова (противоположно аттриции).
Syn: см. сожаление
РАСКАЯНИЕ, я, ср. Чувство сожаления по поводу своего поступка, проступка. Чувство раскаяния. Испытать р. Позднее р.
ср.
Сожаление о совершенном ошибочном или дурном поступке, сознание своей вины.