самоистязание, самоистязания, ср. (книж.). Истязание самого себя, причинение самому себе физических или нравственных страданий.
действия, направленные на причинение себе психической или физической боли, мучений, целью которых является искупление вины. Может быть вариантом саморазрушающего поведения.
ср.
Причинение себе физических или нравственных страданий.
— Стремление причинить себе вред и страдание по существу своему несвойственно здоровому человеку при нормальных условиях и встречается только или в болезненном состоянии у нервно- и душевнобольных, или же под влиянием религиозного фанатизма. С. у душевнобольных проявляется в разнообразной форме — одни больные отказываются от пищи, другие причиняют себе раны, ожоги, увечья и т. п.; в некоторых случаях С. смежно с стремлениом к самоубийству. Мотивами к С. у душевнобольных служат чаще всего ложные идеи, бред самообвинения у меланхоликов; эти идеи, которые больной принимает нередко за "голоса", требуют самонаказания за грехи. Обыкновенно это бывает связано с потерей кожной и вообще телесной чувствительности; больные, причиняя себе глубокие раны, иногда при этом испытывают весьма слабую боль. И нелепые идеи слабоумного и помешанного также могут быть поводом к такому С. Особенно интересны случаи С. у истеричек, которые нередко морят себя голодом, проглатывают массу булавок, выпивают вредные жидкости и т. п. Кроме свойственной истеричкам малой чувствительности кожи и слизистых оболочек, здесь специальную роль играет стремление обратить на себя внимание, позировать, вызвать сочувствие и т. п. С. на почве религиозной — явление довольно распространенное; оно встречалось во все времена и особенно свойственно сектанству, т. е. преследуемым религиозным учениям, хотя наблюдалось и в господствующих или признанных религиях. Так, в средние века, в эпоху сильного религиозного движения, совпавшего с крестовыми походами, толпа приходила иногда под влиянием процессий, религиозных картин, проповедей в такое возбужденное состояние, что многие делали себе повреждение, некоторые бросались в воду для очищения от грехов. У мусульманских дервишей до сих пор можно наблюдать проявление С. в момент религиозного экстаза. С этой же точки зрения можно смотреть на обеты крайнего голодания, бичевания, на подвергание себя непогоде при полуобнаженном теле, на отказ от постели и т. д. как на проявления С. Среди лиц, упорно подвергающих себя активному С. и проповедующих это другим, иногда попадались настоящие душевнобольные, маньяки, которых жизнь и идеи в сущности ничего общего не имеют с религиозными учениями, а представляют собою известную форму бреда. В средние века особенно распространен был бред одержимости дьяволом; страдавшие этим бредом подвергали себя нередко самым жестоким истязаниям для изгнания нечистой силы. Гораздо интереснее по своей близости к нам явления С., игравшие большую роль в истории нашего раскола (см. выше Самоистребление). С. на почве фанатизма также встречается на Руси (вериги, самопоранение и т. п.). Членовредительство для уклонения от воинской повинности навряд ли можно отнести к С. Об С. в форме оскопления см. Скопчество. Ср. Максимов, "Сибирь и каторга"; Ch. R ichet, "L'homme et l'intelligence" (1884); Legrand de Saull, "L'état mental des Hysteriques"
И. Оршанский.