синкретизм, синкретизма, мн. нет, муж. (греч. sygkretismos - соединение).
1. Недифференцированность, первоначальная слитность в каком-нибудь явлении, впоследствии расчленяющаяся в самостоятельные ряды (научн.). Синекретизм первобытного искусства.
2. В истории философии и религий - разновидность эклектизма, отожествляющего и соединяющего разнородные начала, игнорируя различия (филос.).
(от греч. synkretismos — соединение, объединение)
1) смешение, неорганическое соединение разнородных элементов, например, в философии сочетание разнородных воззрений, взглядов, при котором игнорируется необходимость их внутреннего единства и непротиворечия друг другу;
2) нерасчлененность, слитность, характеризующая первоначально неразвитое состояние какого-либо явления.
(греч. synkretismos – соединение)
качество, свойственное первобытной культуре, характеризующееся нерасчлененностью и неразвитостью чего-либо, в частности деятельности и сознания.
1) нерасчлененность, характеризующая неразвитое состояние какого-либо явления, напр. искусства на первоначальной стадии развития культуры;
2) смешение, неорганическое слияние разнородных элементов, напр. различных культов и религиозных систем в поздней античности (религиозный синкретизм периода эллинизма).
соединение, объединение.
(с греч. «смешение») термин, применяемый для обозначения смешения идей и образов различных религий, отдельных культов и ритуалов, понятий и религиозных взглядов.
Синкретизм
♦ Syncrétisme
Род эклектики без правил; сопоставление плохо согласующихся между собой положений, заимствованных из разнородных и отличающихся пестротой учений.
Пиаже и Валлон (***) называют синкретизмом одну из тенденций восприятия и мышления, свойственную маленькому ребенку, который склонен воспринимать окружающее как некую целостность, не различая деталей, связывая все воспринимаемое в единую картину, лишенную четкости. Точность и строгость придут позже.
***
Анри Валлон (1879–1962) – французский психолог и общественный деятель. Основатель школы в области детской психологии.
(греч. synkretismos - объединение)
культурологическая категория, обозначающая:
1) сочетание в пределах некой нерасчле- ненной целостности элементов и свойств, которые впоследствии начнут выделяться в самостоятельные подсистемы и станут основаниями для образования отдельных, сравнительно автономных систем (так, из архаической мифологии как сикретичной системы образовались такие социокультурные формообразования, как религия, философия, искусство и др.);
2) результат эклектического, сугубо внешнего соединения разнородных элементов в единое, порой химерическое целое.
одно из принципиальных глобальных движений человечества по упрочению перспектив рода, получению ясных гарантий выживания, ставится задача сознательного созидания бытия, обеспечивающего будущую историю.
♦ (ENG syncretism)
(греч. synkrêtismos, лат. syncretismus - союз двух частей против третьей)
в древней философии - сведение вместе взглядов двух разных философских или религиозных воззрений. Теперь часто используется в уничижительном смысле для описания собрания взглядов без какой-либо их согласованности или единства.
(от греч. synkretismos - соединение),
СИНКРЕТИЗМ, а, м. (книжн.).
1. Слитность, нерасчленённость, характерная для первоначального состояния в развитии чегон. С. первобытного искусства.
2. То же, что эклектизм. С. воззрений.
| прил. синкретический, ая, ое.
(συνκρητίσμος) — так называется сочетание различных философских начал в одну систему. Понятие С. близко подходит к эклектизму; различие между ними некоторые видят в том, что эклектизм старается путем критики выделить из различных систем состоятельные принципы и органически связать их в одно целое, а С. соединяет разнородные начала, не давая им истинного объединения. С. с особой яркостью проявился в александрийской философии, у Филона Иудейского и других, пытавшихся соединить греческую философию с вост. учениями. То же замечается у гностиков. Термин С. введен, кажется, Георгием Каликстом, немецким богословом XVII в.