1.
совершенный1 *****
Совершенное разорение. «Вскоре узнали мы о совершенном его (Пугачева) разбитии.» Пушкин. Совершенно (нареч.) оглох. Совершенно (нареч.) глухой. Совершенно (нареч.) раздетый. «В три года Горюхино совершенно (нареч.) обнищало.» Пушкин. Совершенно (нареч.) верно, необходимо, случайно и др. Совершенно (нареч.) не соответствует. Совершенно (нареч.) не надо. Совершенно (нареч.) нейдет. Совершенно (нареч.) зря.
| То же при сущ., означающем человека каких-нибудь отрицательных качеств, в знач. обладающий этими качествами в высшей степени, исключительный (разг.). Совершенный болван. Совершенный идиот. Совершенный профан.
• Совершенное число (мат.) - число, равное сумме всех своих делителей, включая и единицу. Совершенные года или лета (устар.) - возраст по достижении совершеннолетия. Человек в совершенных летах или годах.
2.
совершенный2, совершенная, совершенное. Только в выражении: совершенный вид (грам.) - грамматическая категория, выражающая результат, законченность, начало или какой-нибудь из моментов глагольного действия, напр. послать, в отличие от несовершенного вида - посылать, запеть, в отличие от запевать, прыгнуть, в отличие от прыгать.
СОВЕРШЕННЫЙ 1, ая, ое; енен, енна.
1. Являющийся совершенством, превосходный. Совершенное творение. Совершенная красота.
2. Полный, несомненный. Совершенная правда. С. нахал.
3. совершенно, нареч. Полностью, в полной мере. Совершенно справедливый. Совершенно верно. Совершенно секретно.
| сущ. совершенность, и, ж. (к 1 знач.).
СОВЕРШЕННЫЙ 2: совершенный вид в грамматике: категория глагола, выражающая ограниченность протекания действия по отношению к пределу, целостность действия (напр. законченность действия, его начало или завершение, результативность, один из моментов действия); противоп. несовершенный вид.
1. Syn: глубокий, полный, абсолютный, идеальный
Ant: далекий от идеала
2. Syn: ненарушимый (кн.), невозмутимый (кн.)
Совершенный
♦ Parfait
Не испытывающий недостатка ни в чем, ни количественно (в этом смысле совершенный означает законченный), ни качественно (в этом смысле совершенный означает то, что не может быть улучшено или превзойдено).
Оба значения близки друг к другу – совершенно то, что не имеет недостатков. Но что такое недостаток? Нехватка чего-либо, т. е. небытие, которое становится реальностью только посредством воображения чего-то другого. Но это означает, стоит только отказаться от воображения, совершенным становится все. Это самая трудная и в то же время самая простая из тайн, суть которой Спиноза вслед за Фомой Аквинским и Декартом, правда, переиначив ее смысл, гениально выразил одной короткой фразой: «Под реальностью и совершенством я разумею одно и то же» («Этика», часть II, определение 6). Это означает, что реальность – все, что есть (а в настоящем – все, что может быть), без всяких исключений.
Обычно в качестве контраргумента приводят очевидность зла и тщету наших усилий – зачем стараться изменить существующее, если оно совершенно? Здесь кроются сразу две ошибки. Ведь то, что мы называем злом (боль, несправедливость, эгоизм и т. д.) так же реально и так же истинно, как и все остальное, и в этом смысле так же совершенно. То же самое относится и к нашим усилиям, направленным на сопротивление злу или его преодоление. Злокачественная опухоль убивает не потому, что она несовершенна; напротив, она убивает потому, что совершенна в своем смертоносном качестве опухоли. Аналогично дело обстоит с противоопухолевыми препаратами: они либо совершенно эффективны, либо совершенно не эффективны, но в любом из этих качеств – совершенны. Это означает, что любое оценочное суждение субъективно, следовательно, необходимо (для субъектов, т. е. нас) и иллюзорно (если мы пожелаем увидеть в нем что-либо кроме отражения своего субъективизма). Точнее других это сформулировал Делез со ссылкой на Спинозу: «Если, по Спинозе, зло – ничто, то не потому, что существует только Добро и только оно имеет бытие, а напротив, потому, что добро существует не больше, чем зло, а Бытие есть и добро и зло одновременно» (Спиноза, «Практическая философия», III). Значит, бытие находится по другую сторону добра и зла? Но с равным успехом можно сказать, что оно – по эту сторону, и это будет точка зрения Бога (так мог бы сказать Спиноза) или истины (как предпочитаю говорить я), содержащей все остальное. Реальность ни в чем не испытывает недостатка, потому что в ней присутствует все. Такова мудрость Праджнянпрады. Такова же мудрость Этти Хилсама, и другой мудрости нет. Оптимистична ли она? Отнюдь нет. Пессимистична? Тоже нет. Суть дела точно выражают строки, написанные Этти Хилсамом в пересылочном лагере накануне отправки в Освенцим: «Мне иногда говорят: "Ты всегда смотришь на вещи с хорошей стороны!" Какая плоскость мысли! На самом деле мир совершенно добр. И одновременно совершенно зол. Каждая вещь имеет две стороны, и они всегда и везде взаимно уравновешены. У меня никогда не возникало ощущения, что я принуждаю себя смотреть на вещи с хорошей стороны – они и так совершенно хороши сами по себе. Всякая ситуация, даже самая плачевная, есть абсолют и соединяет в себе хорошее и дурное» (Письмо из Вестерборка от 11 августа 1943 года). Это трагическая мудрость, которая означает: мы уже в Царствии Небесном, но жестоко ошибется тот, кто решит, что это рай.