26 ноября 2024
450 тысяч слов
+17 за сегодня

Значения слова совесть

все
Словарь Ушакова
Энциклопедический словарь
Словарь Ожегова
Словарь Ефремовой
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
Фразеологический словарь русского языка
Фразеологический словарь (Волкова)
Толковый словарь русского языка (Алабугина)
Словарь антонимов русского языка
Гаспаров. Записи и выписки
Библейский Словарь к русской канонической Библии
Библия: Тематический словарь
Вестминстерский словарь теологических терминов
Педагогический терминологический словарь
Словарь Богословских Терминов (Майерс)
Православный энциклопедический словарь

Словарь Ушакова

совесть

совесть, совести, мн. нет, жен. Внутренняя оценка, внутреннее сознание моральности своих поступков, чувство нравственной и за свое поведение. «Ничто не может нас среди мирских печалей успокоить; ничто, ничто... Едиразве совесть.» Пушкин. «Меня и совесть никогда не грызла.» Пушкин. «Жгучие упреки совести язвили его, как иглы.» Гончаров. «Забыли робость и печали, а совесть отогнали прочь.» Пушкин. Спокойная совесть. Совесть не позволяет. Угрызения совести. Усыпить совесть. Поступить по совести. Есть ли в тебе совесть? (не совестно ли тебе). Ни стыда, ни совести нет. Без зазрения совести (см. зазрение).

***** ответственность, без оформления документами (устар.). Брать деньги на совесть. Не за страх, а за совесть - вполне добросовестно. «К общей благости работай не за страх, а за совесть.» Маяковский. По совести или говоря (сказать) по совести (вводное слово; разг.) - говоря откровенно, чистосердечно. «Никем, по совести, она не дорожит.» Грибоедов. «Кроме свежевымытой сорочки, скажу по совести, мне ничего не надо.» Маяковский. По чистой совести (разг.) - то же, что по совести. Свобода совести (полит.) - отсутствие ограничений в исповедывании какой-нибудь религии или в отказе от религии. «За всеми гражданами признается свобода совести и свобода антирелигиозной пропаганды.» История вкп(б). Со спокойной совестью - совершенно спокойно. Со спокойной совестью могу сказать.

Энциклопедический словарь

совесть

понятие морального сознания, внутренняя убежденность в том, что является добром и злом, сознание нравственной ответственности за свое поведение. Совесть - выражение способности личности осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков.

Словарь Ожегова

совесть

СОВЕСТЬ, и, ж. Чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми, обществом. Люди с чистой совестью. С. нечиста у когон. Со спокойной совестью делать чтон. (будучи уверенным в своей правоте). Угрызения совести. Поступить по совести (как требует совесть). Этот поступок лежит (остается) на его совести (он несёт за это моральную ответственность). Надо и с. знать (о чёмн. предосудительном: нельзя так делать, пора прекратить; разг.). И как только у него совести хватило! (как он не постыдился, не постеснялся).

Свобода совести (офиц.) право исповедовать любую религию или быть атеистом.

На совесть (сделать) (разг.) добросовестно, хорошо. Сработано на совесть.

Для очистки совести (разг.) чтобы не обвинять потом себя в чёмн.

По совести, по совести говоря, вводн. сл. говоря откровенно.

| прил. совестный, ая, ое (устар.).

Словарь Ефремовой

совесть

ж.
Чувство моральной ответственности за свое поведение и свои поступки перед самим
собою, окружающими людьми и обществом.

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

совесть

— Во всех европейских языках (греческ. συνείδησις, латинск. conscientia, французск. conscience, итальянск. coscienza, англ. conscience, немец. Gewissen) это слово образовано из корня, обозначающего знание (вед), и приставки "с"; это образование указывает на близкую связь, в которую народная мудрость ставит понятия С. и сознание. Как сознание есть корень и центральный пункт всех психических явлений, так совесть есть корень явлений нравственного мира. Словом С. обозначается тот всеобщий факт, что люди производят нравственную оценку как своих собственных поступков (до и после совершения их), так и действий других людей. Эта оценка выражается в форме суждения, в котором критерием служит понимание добра и зла; она имеет безусловный характер и сопровождается определенными чувствами самоудовлетворенности, если поступок согласуется с индивидуальной оценкой добра и зла, или же угрызениями С., если такого совпадения нет. Сила и характер самоудовлетворенности и мучений С. бывают чрезвычайно разнообразны как по степени интенсивности, так и по качеству. Хотя показания С. и кажутся всегда простыми и непосредственными, но в действительности явление С. весьма сложно. В истолковании ее природы, а, главным образом, ее возникновения и значения, мыслители сильно расходятся. Уловить природу С. нелегко по той причине, что она связана с другими родственными ей явлениями. Многие (напр Дарвин) прямо отожествляют С. с нравственным чувством, хотя правильнее, казалось бы, делать между ними различие и видеть в С. основу нравственности. С. стоит в некоторой связи с свободой воли, ибо человек только в таком случае может упрекать себя в совершении известного поступка, если предполагает, что от него зависело и не совершать его. Все, что произвольно — т. е. вся практическая деятельность человека, — подлежит оценке С. Не лишено основания сравнение схоластической морали, называющее С. практическим силлогизмом, только в том отличающемся от обыкновенного силлогизма, что С. в каждом отдельном случае умалчивает о большой посылке и свое суждение (или осуждение) непосредственно связывает с меньшей посылкой, т. е. с конкретным случаем или поступком. Решение С. имеет не только безусловный, т. е. всеобщий и необходимый характер, но и непосредственный или непроизводный. Наконец, С. кажется чем-то чисто индивидуальным, хотя она, очевидно, способна и к объективации в нравах и правовых понятиях народа. С. может быть и сословной (напр мы говорим судейская С.), причем объективная С. может приходить в столкновение с субъективной. Явление С. свойственно только человеку: только человек обладает стремлением к совершенствованию и к истине, т. е. занимает как бы срединное положение между истиной и ложью, добром и злом; посему в мистических сочинениях С. приписывается "только человеку, а не ангелам и не черту". Если к сказанному прибавить, что многие мыслители (напр Фихте) утверждали, что С. не может ошибаться — т. е. что ее оценка не только безусловная, но и безусловно истинная, — то из этого видно, насколько различно толковалась природа С.

Весьма различно понимали возникновение С. Это различие может быть сведено к двум противоположным теориям: эволюционизму и интуитивизму. Первая объясняет развитие С. из психологических и социологических условий жизни человека; вторая связывает С. с природой человека или с объективным добром. Первая теория, явившаяся в истории позднее интуитивизма и как критика его, нашла себе главным образом защитников среди английских психологов и позитивистов. Рассуждения их сводятся к следующему. Эгоистические действия, приносящие вред ближним, вызывают порицание; альтруистические действия, приносящие пользу ближним, вызывают одобрение; с течением времени, когда связь между альтруизмом и одобрением твердо установлена и закреплена наследственной передачей, отношение к пользе и вреду забывается и эгоизм порицается сам по себе, безотносительно, точно так же, как альтруизм безотносительно одобряется. Это различие эгоизма и альтруизма и различную оценку их чувством стараются внедрить детям, у которых, благодаря повторению и наказанию, устанавливается неразрывная ассоциация между эгоизмом, злом и порицанием их — и альтруизмом, добром и одобрением их. Благодаря прочности установившейся ассоциации людям кажется, что связь установлена не ими, а существовала от века и иной быть не может. В действительности эти два явления, т. е. альтруистическое действие и одобрение его, нужно различать, ибо они имеют различный источник. Альтруизм есть нечто унаследованное человеком от его животных предков, одобрение же свойственно лишь известной ступени культурного развития и вошло, благодаря наследственности, в привычку. Эгоизм есть также нечто прирожденное; порицание его возникло одновременно с одобрением альтруистического действия и точно так же вошло в привычку. Тот, кто привык одобрять в других альтруизм и порицать эгоизм, невольно перенесет эту оценку и на свои действия и вместе с тем будет испытывать чувство самоудовлетворения, раскаяния и угрызения, причем самоудовлетворенность непосредственно будет сопряжена с действием, а раскаяние и мучения С. будут следовать за совершенными, уже эгоистическими поступками. Таким образом возникают и развиваются явления, которые мы называем С. С этим объяснением в принципе согласен и Дарвин ("Происхождение человека", гл. II и III); он только несколько иначе представляет себе происхождение укоров С. По его мнению, в нас есть стремление заботиться о других; если мы, под влиянием эгоизма, не последуем этому стремлению и, напр., не поможем беде ближнего, то впоследствии, когда мы живо представим себе испытываемое бедствие, стремление к помощи ближнему вновь возникнет и неудовлетворенность его вызовет в нас болезненное чувство укоров С. Эта теория происхождения С. в сущности указывает лишь условия развития, а не происхождения С. Если предположить, что у человека имеется хотя бы зародыш С., то несомненно, что он под влиянием указанных условий разовьется в пышный цветок; но откуда взялся сам зародыш? Вот главное основание, почему наряду с эволюционизмом продолжает держаться интуитивизм. Существуют, конечно, и другие причины. Так, Ницше, в своей "Genealogie der Moral", указывает на невероятность того, чтобы альтруистические действия одобрялись теми, кому они идут на пользу. Ницше думает, что отождествление понятий добра и альтруизма устанавливается теми, кто совершает добрые дела, а не теми, кто пользуется ими. Он считает психологически невероятным, чтобы можно было забыть об источниках С., т. е. перенести одобрение с пользы на само действие. Он повторяет упрек, который утилитарно-ассоциационному объяснению делали и раньше: возможность выработки новых свойств сознания, отличных от первоначально данных элементов есть предположение не обоснованное, а средство для выработки этих новых элементов — ассоциация представлений — в действительности не выдерживает критики (ср. например, А. Мальцев, "Нравственная философия утилитаризма", СПб., 187 9). Третьим слабым пунктом эволюционной теории является учение об относительности всякой морали, с которым не мирится нравственное чувство. Что признание добра покоится только на привычке, а не на внутреннем содержании его — это столь же невероятно, как и утверждение, что логические и математические законы истинны не сами по себе, а лишь для человека, установившего неразрывные ассоциации.

Слабое обоснование эволюционизма вызывает необходимость интуитивизма. Интуитивизм покоится на утверждении, что С. есть природное свойство человека, не производное из других элементов. Он не отрицает развитие С. и зависимость ее проявлений от исторических условий в пространстве и времени, но считает зародыш С. основным свойством человеческого духа: Ламартин в этом смысле называет С. la loi des lois. Кант (у которого в "Критике практического разума", рассматривающей вопросы нравственности, слово С. не встречается) считает категорический императив или нравственный закон априорным, а посему всеобщим и необходимым; но так как Кант признает, что "нравственный закон ведет путем понятия о высшем благе, как объекта и цели практического разума, к религии, т. е. к признанию, что все обязанности должны быть рассматриваемы как божественные заповеди не в смысле санкций, а в смысле существенных законов всякой свободной воли", то мы и Кантовскую форму интуитивизма можем подвести к общему его виду, рассматривающему С. как непосредственное выражение в человеке нравственного мирового порядка или высшего существа. С. есть голос Божий — вот, в конце концов, кратчайшая формула интуитивизма. "В С. человека заключается сила, стоящая выше человека, следовательно указывающая на вышечеловеческий принцип" (Олесницкий, "История нравственности и нравственных учений"). Эволюционизм рассматривает С. как чисто человеческий принцип; за пределы индивидуума он выходит лишь для того, чтобы в предках его искать источники нравственности. Интуитивизм берет человека в его связи с объективным миром и из высшего принципа бытия выводит основы нравственности. Для первого нравственность, а, следовательно, и С. является изменчивой и относительной, для второго принципы нравственности и показатель их С. являются абсолютными и объективными. Главной трудностью интуитивизма является вопрос об ошибках С., о ложной С. Если С. есть голос Божий, то каким образом объяснить ошибки С. и кажущееся или действительное отсутствие ее у преступников, в случаях так называемой moral insanity, moral insensibility и т. п.? С точки зрения эволюционизма эти факты объясняются нравственным недоразвитием, отсутствием воспитания, средой и т. д. Этот путь объяснения закрыт для интуитивистов. Они должны допустить, как это делали схоласты и отчасти Кант, двойную С., трансцендентную и эмпирическую: первую — как непосредственно данное в природе человека, в виде зародыша, духовное свойство, общее для всех людей (и эта С. не может ошибаться); вторую — проявляющуюся в мире явлений, подверженную законам развития и зависимую от весьма сложных внешних и внутренних условий — и эта С. может ошибаться.

Теория интуитивизма имеет некоторое преимущество перед эволюционизмом. Допустив прирожденность С., интуитивизм не имеет надобности выводить С. из элементов, совершенно ей чуждых; не отрицая развития явлений С. и зависимости ее от явлений культуры, он может, по-видимому, объяснить объективный и безусловный характер С., связав ее с природой человека и нравственным мировым порядком. Преимущества этой теории, однако, не так велики, как это может показаться на первый взгляд. Если понимать С. как показатель высшей воли, то этим нравственности придается опять-таки характер случайный, хотя и в ином значении, чем в теории эволюционизма. Добро потому оказывается добром, что оно есть веление Бога, а не потому, что оно добро само по себе: нравственность лишается своего самодовлеющего характера и ставится в зависимость от теологии. Если же сказать, что добро есть выражение природы человека, что оно априорно, т. е. в известном смысле врожденно, тогда добру (и показателю его, С.) будет дан субъективный характер и возникнет вопрос, какое объективное значение имеют С. и добро, ибо из априорности (или врожденности) вытекает необходимость известного понятия, но не его объективность; можно себе представить прирожденное понятие, которое никакого объективного значения не имеет. Эти затруднения не могут, однако, пошатнуть интуитивизма; о них можно сказать то же, что Паульсен говорит об эволюционизме, отрицая мысль, что психологическое исследование возникновения С. лишает предписания ее святости. "Исчезновение обязательности предписаний С. не представляется мне ни логическим следствием, ни необходимым психологическим результатом антропологического объяснения. Я не вижу здесь логической связи: как могли бы нравственные законы утратить свое значение из-за того, что люди признают эти законы выражением опыта, постепенно приобретаемого знания, что полезно и что вредно. Напротив, что может служить в подобных вещах доводом более сильным, чем наследственная мудрость народа? С. представляется нам как бы отражением объективного порядка природы, присущего нравственной жизни, как он проявился в нравах и праве... и народ, который совершенно утратил бы то, что мы называем С., не прожил бы ни одного дня" (Паульсен, "Основы этики"). Точно так же и априорное происхождение С. нисколько не лишало бы ее объективного характера и обязательности.

Независимо от объяснений природы и возникновения С. существует и чисто психологическая проблема, состоящая в описании различных видов С. и различных ее проявлений и в указании тех психических элементов, из которых вырастает С. Напрасно мы стали бы искать в животном мире явлений, аналогичных явлениям С. (натуралисты утверждают противное и приводят любопытные факты; см. напр. Houzeau, "Etudes sur les facult és mentales des animaux comparées à celles de l'homme", 2-й том, стр. 280 сл.). Психология детского возраста может дать указания о том, как слагается в душе ребенка С. и понятие о ней. Главной основой С. следует признать чувство стыда. С. есть только развитие стыда, утверждает Вл. Соловьев (см. "Оправдание добра"), и с ним вполне согласен Сикорский (см. "Всеобщая психология", стр. 270:. "С. есть филогенетический плод развития человечества и соответствует не личному опыту индивидуума, но вековому нравственному опыту поколений. Путем сложной дифференцировки чувство стыда поднялось до высоты чувства С."). Дети в весьма различной степени одарены стыдливостью; точно так же различно действуют на них пример, воспитание и среда (об этом см. Сэлли, "Психология детства"). Психологический материал, доставляемый наблюдениями над детьми, пополняется этнографическим материалом. Этнография показала, что взгляд на дикарей, как на людей, лишенных всяких нравственных понятий, неправилен. Этого взгляда держится Мюнстерберг ("Ursprung der Sittlichkeit"); но стоит только с некоторым вниманием прочесть сочинения знаменитых путешественников, чтобы убедиться, что не только у различных племен различное понимание нравственных понятий, но у некоторых племен, стоящих на весьма низкой культурной ступени, относительно высоко понимание нравственности, и наоборот. Так, напр., Томсон в своем сочинении о племени Массаи говорит, что народ Вакавирондо хотя и ходит совершенно нагим, но имеет весьма высокую нравственность и очень стыдлив. Массаи также высоко ценят стыд и стыдливость, ибо mulierum gravidam, neque alicujus viri mat r imonium tenenteminterficiunt Massai quum primum patet eam concepisse. В Азии встречаются племена, стоящие на низкой ступени культуры, но с превосходными нравственными качествами, правдивостью, добротой и т. д. (ср. О. Fl ügel, "Das Ich und die sittlichen Ideen im Leben der Vö lker"). Таким образом, поставить в непосредственную связь высоту нравственного понимания с высотой культуры вообще и сказать вместе с Гельвецием, что добродетель и счастье народов зависят от хороших законов, нет никакой возможности. Весьма богатый материал для психологии доставляет криминология. Деспин (Despine, "Psychologie naturelle", Париж, 1868) первый подробно исследовал явления С. у преступников. Процесс разложения С. бросает еще более яркий свет на ее природу, чем процесс сложения ее. После Деспина об этом предмете писали весьма многие, напр., Koppe ("Les criminels", 1889), Эллис ("The criminal", 1890), Ломброзо и его последователи. У Лебона и Тарда можно найти указания о С. толпы. Наконец, одичалые люди и выродившиеся народы (см. R auber, "Homo sapiens ferus", Лпц., 1885) представляют также большой интерес для анализа С. Некоторые явления С., напр., угрызения С., были всегда любимой темой для поэтического изображения (напр Макбет Шекспира). Очень хорошо об угрызениях С. замечает Даниель Стерн (Графиня д'Агу): "Угрызения нашей С. прямо пропорциональны добродетелям, которые в нас еще живы, а не нашим порокам". Психологическое исследование С. может быть дополнено историческим, т. е. указанием на то, как понимание С. в различные времена менялось. В этом отношении в книге L. Schmid'a, "Die Ethik d. alten Griechen", можно найти очень любопытные указания и пример, как следовало бы анализировать и средневековую историю, и историю нового времени. Такое исследование должно бы иметь в виду не теоретическое рассмотрение вопросов этики, а реальную этическую жизнь народов и изменение воззрений на конкретные вопросы жизни. Материалы для такой истории существуют в изобилии; имеются и попытки их систематизации: см., напр., Lecky, "History of european m o rals from Augustus to Charlemagne" (Нью-Йорк, 1879); его же, "Geschichte d. Ursprungs und Einflusses der Aufkl ä rung in Europa" (Лпц., 1873); H. v. Eicken, "Geschichte und System d. mittelalterlichen Weltanschauung" (Штутгарт, 1887); H. Reuter, "Geschichte der religiösen Aufklä rung im Mittelalter" (Берлин, 1875); A. Desjardins, "Les sentiments moraux au XVI si è cle" (Пар., 1887).

Представить историю философских учений о С. нелегко, потому что трудно выделить С. из связи с другими этико-религиозными понятиями. Ближайшим образом понятие С. связано с понятиями свободы и греховности; только там, где есть сознание свободы и греховности, и можно искать анализ С. В древней греческой философии нет слова для обозначения понятий С. и греховности. Термин συνείδησις, как существительное, впервые появляется у стоиков. Само собой разумеется, что само явление С. и ранее служило предметом анализа и изображения, напр., у трагиков. Демон Сократа также имеет отношение к понятию С., хотя указания демона касались не столько нравственной оценки поступков, сколько их внешнего успеха, и поэтому более напоминают предсказания оракула, чем голос С. Из стоиков в особенности Сенека указал на чистоту С., как на источник самоудовлетворенности, и на укоры С., как на наказание за проступки. Сенека и Эпиктет указывают на важность показаний С. и на относительно малое значение мнения ближних. Греки подметили и то, что С. — не всегда непреложный указатель правильного пути, что существуют и ошибки С.; но только в христианстве дана почва для учения о С. В посланиях апостола Павла мы встречаемся с анализом С.; так, напр., в послании к Римлянам, XIII, 5, ап. Павел рекомендует послушание властям не только из страха наказания, но "и ради совести". Он признает рост С. и различает ступени С. (συνείδησις έαυτοΰ и συνείδησις έτέρου), причем не только разумеет под С. явление религиозной жизни, но прямо ставит ее в связь с практическими целями нравственности. Позже догматические вопросы заслоняют этические, и о С. мы встречаем у первых отцов церкви лишь изредка упоминание, причем С. рассматривается главным образом как элемент религиозной жизни. Иоанн Златоуст первый заговорил о свободе С.; он неоднократно изображал неподкупного судью и указывал, что С. — достаточный путеводитель для достижения добродетели. Некоторый анализ явлений С. можно найти и у Пелагия, и у противника его, блаженного Августина; но их главный интерес вращается не около вопроса о С. В средние века в схоластической литературе С. отводится значительное место, но не столько общему вопросу о природе С., сколько казуистическому решению частных случаев. Духовнику на исповеди приходилось решать различные вопросы жизни и разрешать различные сомнения. Вследствие этой практической потребности появились казуистические толкования (различные Summae, напр., A r tesana, Angelica), которые не всегда служили развитию нравственности, а часто прямо-таки затемняли и засоряли С. На этой почве впоследствии развилась мораль иезуитов, изображенная Паскалем, а в недавнее время — графом П. Генсбреком (Hoensbroech). Наряду с анализом casus conscientiae шло теоретическое обоснование этических вопросов, в согласии с основными понятиями христианского миросозерцания; древнее учение о четырех добродетелях получает более глубокое обоснование, которое необходимо приводить к рассмотрению вопроса о С. В практических руководствах, рассматривающих различные житейские случаи и коллизии чувства долга с наклонностями, С. изображена как изменчивое и условное начало; для объяснения этого начала схоластики придумали незыблемую основу, которую и обозначили словом синдерезис, в отличие от изменчивой conscientia. Это различение с полной ясностью выражено у Фомы Аквината. Фома считает С. (в смысле синдерезиса) не потенцией, а основным свойством (εξις, habitus), из которого проистекают принципы человеческой деятельности, как из разума — принципы умозрения. Синдерезис представляет собой врожденный орган нравственных принципов, на который опирается всякое нравственное суждение. Напротив того, conscientia есть сложная деятельность, акт, свидетельствующий о совершенных уже поступках. Подробный анализ С. согласно принципам Фомы Аквината мы находим у Антонина из Флоренции (1389—1459) и у Герсона, различающего безошибочный синдерезис от conscientia, суждения которой часто оказываются ложными. В этом схоластическом учении следует видеть начало того разногласия, которое существует и поныне и которое мы отметили выше в двух различных взглядах на возникновение С. Эпоха реформации устранила схоластическую философию; вместе с тем исчезло и учение о двойной С. (синдерезис и conscientia). Эта эпоха выдвинула живую личность и заговорила о правах С.; но сначала реформация лишь разрушала учение схоластики, не созидая стройной системы этических понятий. Некоторый психологический анализ можно найти, однако, у Меланхтона, сравнивающего С. с практическим силлогизмом, в котором большая посылка — божественный закон, а меньшая — частный случай применения этого закона. Возникновение полной системы этики в духе реформации было необходимостью, и Будде, Мосгейму и другим пришлось вновь считаться с теми различиями, которые были установлены в учении Фомы Аквината. Эпоха просвещения отодвинула догматические вопросы на второй план и выдвинула вопросы нравственного характера. Не религия и не вера суть основы нравственности, а, напротив, нравственность есть путь, ведущий к религии. Добродетель и счастье — основы нравственности; но в то же время и С. отводится видное место и ей приписывается непреложность. Главное приобретение этой эпохи заключается не в философском анализе С., а в понятии свободы С. Эта свобода провозглашается как принцип, из которого вытекает требование веротерпимости. Значение и завоевания эпохи просвещения весьма велики, но, выдвигая идею индивидуальности и субъективизма, философы просвещения (Гетчисон, Юм, Руссо) не могли объяснить всеобщности и необходимости решений С. Решение этого вопроса принадлежит Канту и его последователям. Кант требует подчинения внутреннему судилищу, которое присуще человеку, а не приобретено им. Это судилище имеет безусловную достоверность; ошибки С. невозможны. Фихте в "Sittenlehre" еще решительнее высказывается в том же духе. "Если возможно поведение, согласное с долгом, то должен существовать абсолютный критерий истинности нашего убеждения, относящегося к долгу. Известное убеждение должно быть абсолютно истинным, и мы на него должны опереться ради долга... Этот критерий есть чувство истины и достоверности. Это чувство никогда не обманывает, ибо оно существует лишь при полном согласии нашего эмпирического и чистого "я", а чистое "я" и есть наше истинное бытие. С. есть не что иное, как непосредственное сознание нашего определенного долга". Итак, в учении Фихте, признающего кантовское разделение эмпирического и трансцендентального "я", а вместе с тем и двойную С., совершенно меняется отношение прирожденной С. к эмпирической, встречаемое в схоластической философии. Схоластика главным образом занималась ошибками С. и признавала лишь scintilla, т. е. слабую искру божественного света в человеке. В немецкой идеалистической философии эта искорка разгорается в яркий внутренний свет, уничтожающий возможность ошибок. — Гербарт и Шопенгауер уделяют большое внимание явлениям С., но стараются рассматривать это явление с психологической точки зрения, устраняя по возможности религиозные и философские элементы. В новейшей философии эволюционизм, став на естественнонаучную точку зрения и отбросив схоластические разделения С. на эмпирическую и трансцендентную, занялся выяснением возникновения С. Весьма много интересных замечаний о происхождении и природе С. можно найти у Ницше, в его "Genealogie der Moral". Ницше согласен с точкой зрения эволюционизма, но не согласен с объяснением, которое дается эволюционизмом возникновению С. С философами просвещения Ницше сходится в ненависти к религиозной морали. Однако, не смотря на свои симпатии к эволюционизму и к философии просвещения, Ницше вновь вводит учение о двойной С., различая мораль господ от морали рабов. Несмотря на всю показную симпатию его к морали господ, кое-где прорывается и прямо противоположное чувство. Двойная мораль, конечно, ведет к отрицанию морали вообще; этот вывод мы находим в "Новом учении о нравственности" Менгера, где говорится, что сила и нравственность по существу совпадают: нравственность есть приспособление к соотношениям социальных сил, а С. есть страх перед дурными последствиями противодействия в приспособлении к соотношениям социальных сил.

Литература. Кроме сочинений, указанных в тексте, см. Зимар, "Совесть и ее свобода" (СПб., 1904); Дарвин, "Происхождение человека"; Р. Ree, "Der Ursprung der moralischen Empfindungen" (Хемниц, 1877); Hartmann, "Ph ä nomenologie des sittlichen Bewusstseins"; Gass, "Die Lehre vom Gewissen" (Б., 1869); Elsenhans, "Wesen und Entstehung des Gewissens" (1894); St äudlin, "Geschichte d. Lehre vom Gewissen" (1824); Kreibig, "Geschichte und Kritik des ethischen Scepticismus" (Вена, 1896).

Э. Р.

Фразеологический словарь русского языка

совесть

Для очистки совести - в оправдание себя, своих поступков

Идти (или поступать) против (своей) совести - поступить вопреки своим нравственным принципам, убеждениям

Лежит на совести - кто-либо виноват в чем-либо, ответственен за какой-либо проступок, преступление

Надо (или пора) и совесть знать - возглас, обычно возмущенный, обозначающий: довольно, хватит, пора прекратить что-либо мешающее, утомляющее, раздражающее и т. п. других

На совести - кто-либо не выполнил того, что был обязан сделать, или поступил не так, как следовало

На совесть - добросовестно, хорошо

Не за страх, а за совесть - очень хорошо, добросовестно

По совести (жить, поступать и т. п.) - правильно, справедливо

По совести говоря - говоря откровенно, чистосердечно

Примириться (или помириться) со своей совестью - избавиться от угрызений совести, исправив совершенное зло или раскаиваясь

Со спокойной совестью - совершенно спокойно, не испытывая угрызений совести или тревоги, боязни

Совести хватило прост. - не постыдился, не постеснялся сделать что-либо

Фразеологический словарь (Волкова)

совесть

  Для очистки совести (разг.) - чтобы не раскаиваться, не обвинять себя потом в чем- н.

    Знаю, что не удастся, но для очистки совести попытаюсь сделать.

  На совести у кого или на чьей (лежит, имеется и т.п.) - кто- н. отвечает за что-н., виноват в чем-н., подлежит ответственности за что-н.

    На моей совести нет ни единой пакости. Салтыков-Щедрин.

    -Это у меня лежит на совести.

    Оставить этот поступок на его совести.

  На совесть

   1) добросовестно, хорошо (разг.).

    Сделать что-н. на совесть.

   2) усердно, как следует (разг.).

    Поработали на совесть.

   3) под свою ответственность, без оформления документами (устар.).

    Брать деньги на совесть.

  Не за страх, а за совесть - вполне добросовестно.

    К общей благости работай не за страх, а за совесть. Маяковский.

  По совести или говоря (сказать) по совести (вводное слово; разг.) - говоря откровенно, чистосердечно.

    Никем, по совести, она не дорожит. Грибоедов.

    Кроме свежевымытой сорочки, скажу по совести, мне ничего не надо. Маяковский.

Толковый словарь русского языка (Алабугина)

совесть

   , -и, ж.

   Чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми, обществом.

   * Со спокойной совестью. Совесть нечиста. *

   ♦ Свобода совести. Отсутствие ограничений в исповедовании какой-н. религии или отказе от неё.

Словарь антонимов русского языка

совесть

бессовестность

Гаспаров. Записи и выписки

совесть

   ♦ "Душ великих сладострастье" — Батюшков, 114.

   ♦ "Совесть — внутренний голос, который предостерегает, что кто-то на тебя смотрит" (Г. Менкен).

   ♦ Совесть (революционная?). Судьи на уставы мало смотрят, а вершат по своей природной пыхе (Посошков).

   ♦ "Впрочем, попы стыдились таких проповедей, но не совестились" (Гиляров-Плат, II, 205). Я вспомнил знаменитую статью В. Н. Ярхо "Была ли у древних греков совесть?".

Библейский Словарь к русской канонической Библии

совесть

с’овесть — нравственное чувство, сознание и разумение человеческой души своих собственных поступков и побуждений (Рим.2:15). Совесть не есть голос Божий, как думают некоторые. Совесть человека есть его отношение к известным ему Божественным законам и она может быть сожженной и порочной (1Тим.4:2 ; Евр.10:22) и человек должен прилагать усилие, чтобы хранить ее чистой (1Пет.3:16,21). Слово «совесть» не встречается в Ветхом Завете.

Библия: Тематический словарь

совесть

внутренний голос, определяющий, что правильно и что неправильно

А. Каждый имеет совесть:

Рим 2:14,15

Б. Наша совесть в отношении к греху

помогает нам делать правильный выбор:

Рим 2:15; 2Кор 1:12

осуждает наши грехи:

2Цар 24:10; Деян 2:37; 1Кор 8:7

может быть развращена:

Притч 30:20; Еф 4:19; 1Тим 4:2

добрая совесть может быть отвергнута:

1Тим 1:19

В. Наша совесть в отношении к Христу

очищается через Христа:

Евр 9:14; Евр 10:19,22

подвигает нас любить ближнего:

1Тим 1:5

подвигает нас повиноваться закону Божию:

1Ин 3:21,22

должна быть чиста:

Деян 24:16; 1Тим 3:9; Евр 13:18

Г. Наша совесть и другие христиане

у немощных христиан немощная совесть:

1Кор 8:7,10; 1Кор 10:27-29

слабая христианская вера может быть разрушена:

Рим 14:14,15; 1Кор 8:11

мы должны оберегать слабого христианина:

Рим 14:13,15,19–21; 1Кор 8:9-13; 1Кор 10:27-32

мы не должны судить совесть других людей:

Рим 14:1-13; 1Кор 10:29

Вестминстерский словарь теологических терминов

совесть

 ♦ (ENG conscience)

 (лат. cons-cientia - знание с другим, со-знание)

   этически - чувство морального сознания, когда выдвигаются практические суждения о добре и зле или об ответственности человека. Теологически - совесть подвержена греху и может быть "заблуждающейся совестью".

Педагогический терминологический словарь

совесть

   способность человека, критически оценивая свои поступки, мысли, желания, осознавать и переживать своё несоответствие должному как собственное несовершенство.

   С культурно-исторической точки зрения идея и понятие "С." складываются в процессе осмысления различных механизмов самоконтроля. В отличие от страха (перед авторитетом, наказанием) и стыда (в котором также отражается осознание человеком своего несоответствия некоторым принятым нормам), С. воспринимается автономной. В качестве нравственного регулятива она ориентирует на исполнение совершенства и выражает ответственность человека перед самим собой как субъектом высших и общезначимых (а также абсолютных и универсальных) ценностей.

   В наиболее общем плане в моральной философии С. трактуется как "внутренний голос"; различия касаются понимания источника этого "голоса", который воспринимается как не зависимый от "Я" человека или как голос его сокровенного "Я", или как "другое Я". С этим сопряжены различные теоретические установки относительно природы С.

   1. С. - это обобщённый и интериоризированный "голос" значимых других или культуры, и её содержание культурно и исторически изменчиво.

   2. С. выражает чувство несогласия человека с самим собой и тем самым представляет собой одно из удостоверений личностности и самосознательности человека; будучи совестливым, человек независим от внешнего давления.

   3. С. не только метафорически, но и по существу трактуется как "голос иного"; "устами С." как бы говорит Всеобщий закон, высшая Истина.

   С различиями этих установок сопряжены расхождения в понимании содержания С. и той роли, которую она играет в нравственной жизни человека. С. может трактоваться негативно и позитивно. Как негативная С. предстаёт предостерегающей, критичной, судящей. Как позитивная С. предстаёт ещё и побуждающей к заботе и "решимости" (М. Хайдеггер). Усмотрением же С. в качестве голоса Бога предопределено понимание её как призыва к совершенству; соответственно, совестность осознаётся человеком как воля к совершенству и является осн. проявлением внутреннего освобождения личности.

   Выражение "чистая С." в обычной речи обозначает осознание человеком исполненности своих обязательств или реализации всех своих возможностей в данной конкретной ситуации. По существу, в таких случаях речь идёт о достоинстве.

   Выражение "свобода С." обозначает право человека на независимость внутренней духовной жизни. В узком и более распространённом смысле "свобода С." означает свободу вероисповедания. В моральном же смысле С. не может быть иной, как свободной.

   (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 265)

Словарь Богословских Терминов (Майерс)

совесть

 • Conscience

   Нравственная способность человека, посредством которой он пытается отличать что правильно и что неправильно. Иногда совесть может быть обманчивой или вводить в заблуждение. Только Библия является верным руководством по поводу того, что правильно и что неправильно.

Православный энциклопедический словарь

совесть

врожденное Богом данное нравственное чутье, побуждающее человека к истине и добру и отвращающее от зла и лжи.

Поделиться:
Действия:
Скачать в doc

Каким слово совесть может быть

Предложения со словом совесть

  • Общими для всех групп являются элементы ядра социальных представлений, отражающие глубокое понимание содержания феномена совести («совесть связана с осознанием своих поступков, ответственностью и нравственным долгом перед другими») и приобретенный характер совести («в человеке совесть закладывается воспитанием», «у разных людей совесть развита в разной степени»).
  • Если он, иерей, облеченный силою свыше, имел возможность творить так много добра, то не показывает ли сие, что и в наше скудное верою, погруженное в эгоизм, житейский материализм, время упадка нравов есть еще немало живых душ, ищущих света Божия, жаждущих благодати, готовых нести к стопам добраго пастыря нескудныя лепты, лишь бы найти таковаго пастыря, лишь бы удовлетворил он их духовную жажду, утешил скорбящее сердце, примирил с Богом смущенную совесть.
  • Эта теория, появившаяся как критика этологами и психологами интуитивистских воззрений на совесть, опирается на то, что в процессе эволюции человеческого общества эгоистические действия, приносящие вред ближним, вызывали порицание, а альтруистические действия, приносящие пользу ближним, вызывали одобрение.
  • Но, если вам сейчас вдруг покажется, что вы уже чисты и непорочны, и что вы уже почти или полностью являетесь чистым и совершенно святым, то именно сейчас ваша совесть спит или вы не даете ей право голоса в ваших дебатах, где негативные качества в своем большинстве взяли верх над разумным, и ваш духовный «парламент» развел произвол.