сознание, сознания, мн. нет, ср.
1. Действие и состояние по гл. сознать-сознавать в 1 знач. «Коммунизм есть выСШАя ступень развития социализма, когда люди работают из сознания необходимости работать на общую пользу.» Ленин. Сознание своего долга. Сознание своей вины.
2. Действие по гл. сознаться-сознаваться в 1 знач. Сознание преступника в своем преступлении.
3. Мысль, чувство, ощущение. «Неотразимое сознание, что без меня нет счастья ей.» Некрасов. Его угнетало сознание невозможности спасти больного. Сознание неловкости сказанного.
4. Способность мыслить и рассуждать, свойство высшей нервной деятельности человека определять свое отношение к окружающей действительности. «Наши ощущения, наше сознание есть лишь образ внешнего мира...» Ленин. «Сознание человека не только отражает объективный мир, но и творит его.» Ленин. «С точки зрения наших внутренних задач центр тяжести переносится теперь на вопросы воспитательные, на вопросы коммунистического воспитания, на задачи ликвидации столь еще живучих пережитков капитализма в сознании трудящихся.» Молотов. «Мы должны активно взяться за политическое воспитание рабочего класса, за развитие его политического сознания.» Ленин (1902 г.). Общественное бытие, говорит Маркс, определяет сознание людей.
5. Состояние человека в здравом уме и твердой памяти, способность воспринимать действительность и отдавать себе отчет в своих действиях, в своих переживаниях. «Водка ослабила его тело, но не погасила сознания.» М.Горький. Больной потерял сознание. Лежать без сознания. К больному вернулось сознание. Потеря сознания. Прийти в сознание.
одно из основных понятий философии, социологии и психологии, обозначающее человеческую способность идеального воспроизведения действительности в мышлении. Сознание - высшая форма психического отражения, свойственная общественно развитому человеку и связанная с речью, идеальная сторона целеполагающей деятельности. Выступает в двух формах: индивидуальной (личной) и общественной.
СОЗНАНИЕ, я, ср.
1. см. сознать, ся.
2. Человеческая способность к воспроизведению действительности в мышлении; психическая деятельность как отражение действительности. Бытие определяет с. Общественное с.
3. Состояние человека в здравом уме и памяти, способность отдавать себе отчёт в своих поступках, чувствах. Потерять с. Лишиться сознания. Прийти в с. Больной без сознания. До потери сознания (до полного изнеможения).
4. Мысль, чувство, ясное понимание чегон. Его мучило с., что он ошибся. С. собственной вины.
5. То же, что сознательность (во 2 знач.) (прост.).
— см. Психология.
До потери сознания - до полного изнеможения
, -я, ср.
1. Способность мыслить и рассуждать, определять своё отношение к действительности.
* Сознание своего долга. Сознание неловкости сказанного. *
2. Способность человека воспринимать действительность и отдавать себе отчёт в своих действиях.
* Потерять сознание. Прийти в сознание. *
бессознательность
♦ Была знаменитая фраза, приписывавшаяся Сабанееву (?): Берлиоз был убежденнейшим предшественником Вагнера. С. Ав. вспомнил статью Лосева, где сказано, что Аристотель не сознавал, как сознательно он завершал античную классику.
Сознание
♦ Conscience
Одно из самых трудных для определения слов – возможно, потому, что всякое определение апеллирует к сознанию и подразумевает сознание.
Сознание – это своего рода отношение себя к себе, но не имеющее ничего общего ни с адекватностью (не всякое сознание есть знание; бывает и ложное сознание), ни с тождественностью (иметь самосознание – не то же самое, что быть собой), ни с инаковостью (сознание существует только для себя). Попробуем сказать, что сознание – это присутствие в себе духа или души, своего рода мысли, способной к самоосмыслению. Это знание, отдающее себе отчет в том, что оно знает; это вера, не сомневающаяся в себе; это ощущение или чувство, понимающее, что именно ощущается или чувствуется. Всякое сознание предполагает некую двойственность. «Сознание означает знание вместе с чем-то еще, – указывает Мен де Биран, – знание себя и знание чего-то другого». От этого отталкиваются и феноменологи, формулируя свою идею интенциональности, получившую выражение в знаменитом определении, предложенном Сартром: «Сознание есть такое бытие, для которого в самом его бытии встает вопрос о бытии в той мере, в какой это бытие предполагает какое-либо иное бытие» («Бытие и ничто», Введение). Иными словами, я не могу осознать вот это дерево или вот эту идею без того, чтобы в моем сознании не зародилось хотя бы смутное сознание того, что я их осознаю. Это не значит, что всякое сознание рефлексивно, если под этим понимать, что сознание непременно должно эксплицитно воспринимать самое себя как объект. Это значит скорее, что для сознания тот или иной объект может существовать только при условии, что само сознание существует для себя. Сознание – что-то вроде окна, которое способно открываться в мир, только оглядев себя. Вот почему не бывает абсолютного сознания, и всякое сознание есть размышление. Когда я смотрю на дерево, что я вижу: дерево или свое видение дерева?
один из аспектов духовной жизни, совокупность чувственных и умственных образов, для которой характерно отчетливое знание того, что я являюсь тем, кто переживает эти образы (отсюда содержание сознания есть само переживание). Сознание может различаться по степени своей ясности и отчетливости. См. также Рассудок, Разум.
высший уровень психического отражения и саморегуляции, присущий только человеку как общественному существу. Эмпирически С. выступает как непрерывно меняющаяся совокупность чувственных и умственных образов, непосредственно предстающих перед субъектом в его внутреннем опыте и предвосхищающих его практическую деятельность. С. характеризуется активностью, интенциональностью (направленностью на предмет: С. всегда - С. чего-либо), способностью к рефлексии, самонаблюдению (осознание самого С.), мотивационно-ценностным характером, различной степенью (уровнями) ясности.
Структуры С. индивида формируются в раннем онтогенезе благодаря присвоению ребёнком структур такой деятельности, как общение со взрослым. Структура совместной деятельности порождает структуру С., определяя, соответственно, следующие его осн. свойства: социальный характер (включая опосредованность знаковыми, в т.ч. вербальными, и символическими структурами); способность к рефлексии и внутренний диалогизм, предметность.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 266)
человеческая способность к идеальному отражению действительности. Сознание выступает в двух формах: индивидуальной (личной) и общественной. Формы общественного сознания — наука, философия, искусство, нравственность, религия, политика, право.
Рб: литература и наука
Асс: искусство, культура, художественная литература
* "Знания, значения и смысл, сохраняемые в языке, направляют и дифференцируют чувства человека, волю, внимание и другие психические акты, объединяя их в единое сознание. Знания, накопленные историей, политические и правовые идеи, достижения искусства, мораль, религия и общественная психология представляют собой сознание общества в целом" (Философский словарь).
"Сознание человека обладает замечательной способностью проникать в сознание других людей и понимать его, несмотря на все его отличия. Больше того — сознание познает и то, что не является сознанием, что является иным по своей природе" (Д.С. Лихачев). *