сон, Сна, муж.
1. только ед. Периодически наступающее физиологическое состояние, противоположное бодрствованию, на время которо полностью или частично прекращается работа сознания. «Не одну ночь провел он без сна.» Гончаров. «Матвей Саввич пробормотал что-то во сне.» Чехов. «Вскоре оба заснули сладким сном.» Грибоедов. «У меня легкий сон: чуть кто скрипнет, я уж и смотрю.» Гончаров. «Сон смыкает глаза.» Л.Толстой. «Он заснул богатырским сном.» Мельников-Печерский. «Ты всё писал и сном не позабылся.» Пушкин. Воспрянуть, пробудиться ото сна. Погрузиться в сон. Его клонит ко сну. Со сна ничего не расслышал. Видеть что-нибудь во сне. Отойти ко сну (пойти спать или *****
горой.» Баратынский. «Объята Севилья и мраком и сном.» Пушкин.
| перен. Однообразие, серость, застой, отсутствие движения вперед, перемен. Их жизнь была погружена в сон. Вывести из сна колониальные страны.
2. То, что снится, видение, грезы спящего. «Спал хорошо всю эту ночь и снов не видел.» А.Тургенев. «Бывают странны сны, а наяву страннее.» Грибоедов. Вещий сон. Сон в руку (см. рука). «На шелковые ресницы сны золотые навевать.» Лермонтов.
3. перен. Мечта, греза, нечто, увлекающее воображение и чувство (поэт.). «То был ли сон воображенья?» Пушкин. «Она поэту подарила младых восторгов первый сон.» Пушкин. «В глуши звучнее голос лирный, живее творческие сны.» Пушкин.
4. перен. О чем-нибудь несбыточном, фантастическом, сказочном, о каком-нибудь продукте воображения. Всё это сон.
• заснуть (спать) вечным сном или погрузиться в вечный сон (ритор.) - умереть. как во сне - 1) о чем-нибудь восхитительном, необыкновенном. это было красиво, как во сне. 2) о полусонном, полубессознательном состоянии кого-нибудь, о состоянии человека, временно утратившего способность отчетливо, ясно что-нибудь слышать или видеть, разбираться в чем-нибудь. Сижу, как во сне: слушаю и ничего не понимаю. Ни сном ни духом (не виноват; разг.) - совершенно, нисколько не виноват. «Я тому ни сном, ни духом не виновата.» Лесков. Сквозь сон - во время сна. Слышал сквозь сон. «Улыбкой ясною природа сквозь сон встречает утро года.» Пушкин. «Я еще, как сквозь сон, помню...» Герцен. Сна ни в одном или (прост.) ни в едином глазу - совсем не хочется спать. Что сей сон значит (означает и т.п.; шутл.) - как это следует понимать, что это значит?
СОН, сна, м.
1. Наступающее через определённые промежутки времени физиологическое состояние покоя и отдыха, при к-ром почти полностью прекращается работа сознания, снижаются реакции на внешние раздражения. Здоровый с. Спать крепким (мёртвым) сном. Видеть чтон. во сне (о сновидении). Пробудиться от сна. Погрузиться в с. (заснуть). Уснуть вечным сном (перен.: умереть; высок.). Сквозь с. слышать (во время сна). И во сне не снилось чтон. комун. (совершенно не думал, не догадывался; разг.). Как во сне (1) бессознательно. Действовать как во сне; 2) смутно, туманно. Помнить как во сне).
2. То, что снится, грезится спящему, сновидение. Снятся сны. Приснился страшный с. Видеть с. С. в руку (о сбывшемся сне; разг.).
• Что сей сон значит? (разг. ирон.) как это нужно понимать?
Ни сном ни духом (разг.) совершенно; нисколько. Ни сном ни духом не знать, не ведать чегон. Ни сном ни духом не виноват, не повинен в чёмн.
Со сна или со сну (разг.) только что проснувшись.
Сна ни в одном глазу нет (разг.) совсем не хочется спать.
| прил. сонный, ая, ое. Сонные видения.
м. состояние спящего; отдых тела, в забытьи чувств; противопол. бдение, бодрость, явь. Сон глубокий, крепкий, непробудный; сонь легкий, будкий, чуткий, на слуху, дрема. Востать от сна, отойти ко сну. Сон напал, одолел. Заботы ото сна и от еды отбили. Заботливому и сон не в сон. Сна нет, не могу уснуть, или недосыпаю ночей. Вечный сон, смерть. Сон растений, видимая перемена в цветках, листьях, к ночи. Сон природы, ночь или зима. Головная боль сном проходит. Сон утешитель нужных. Ходит сон по сенюшкам, дрема по новым, колыбельная песня. Зимний сон животных, спячка. Молитва на сон грядущих, ошибоч. грядущий, Сон не богатит. Какова постель, таков и сон. Сон милее отца и матери. Сон смерти брат (свой). Сон, что богатство: что больше спишь, то больше хочется. Ни сон, ни еда на ум нейдут. Во сне (во снях) Бога молить (говорить вздор). Во сне Бога молит, а во хмелю кается. Во сне проговорился - а на яву поплатился. Со сна головушку разломило, со сна и распух.
Видения во сне, сновидение, грезы. Собака во сне лает, сон видит. Снам верить, так и дела не делать. Видел мужичек во сне хомут, не видать ему клячи довеку! Не хорош сон, сказала старуха: дай полтинку, поправлю! Сон сбывается, да ото сна не сбудется. Вещие сны, которые сбываются. Не верил он ни в сон, ни в чох, а верил в свой червленой вяз, в дубинку. Сон на яву, морока, бред. Сон в руку, сбывшийся. Страшен (грозен) сон, да милостив Бог. Пронеси Бог сон мороком. Сон правду скажет, да не всякому. Хвали сон, когда сбудется. Кому сон, кому явь. Кому сон, кому быль. Во сне видел, да на яву прозевал. Много спал, да мало во сна видел (говор. и наоборот). За сон не ручись (не знаешь, долго ли проспишь и что пригрезится). Хлеб-соль и во сне хороша. Добро и во сне хорошо. И во сне не видывал. И во сне не грезилось (или не виделось). Сказывай девичьи сны, да бабьи приметы. Пришел сон иэ семи сел, пришла лен из семи деревень. Не корыстен сон видался. Снотворный, снулый и пр. см. сно. Сонный, спящий, или
ко сну относящ. Сонного пса не буди. Счастье и сонного найдет, беззаботного. Сонные грезы, видения. Сонные глаза, заспанные; вялые. Что ходишь, будто сонный? будто не видишь, не слышишь. Сонная рыба, снулая, сненая, неживая, мертвая. Сонное зелье, усыпляющее, опий. Сонная немочь, спячка, когда человек не может выспаться. Сонные боевые жилы, по обе стороны шеи, несущие кровь в голову. Сонно глядишь, знать не выспался. Сонный, что мертвый. Сонный хлеба не просит. Сонное царство (все спят). Если сонный отпыхивает, то умрет. Хмельной да сонный не свою думу думают.
Сон, сон-трава, сонная трава, сонная одурь, - дурман, - зелье, растен. Аtropa belladonna, одурник (ошибоч. огурник). коровяк? песьи вишни.
Сон или сон-дрема, растение Рulsatilla patens, синий анемон, сончик, самсончики, прострел, стрельная, разлапушник, подснежник.
Сон-трава, Viscaria vulgaris, см. дрема.
Сон, костр. мельничная плотина?
Сон, сиб. сладкое или почечное мясо? Соние ср. церк. сновидение. Старцы ваша сония видят. Сонливый человек, сонный, вялый, ленивый, охочий спать, дремать, кто и наяву бредит, как во сне. Сонливый ленивый. Сонлив, так и ленив. Сонливого не добудишься, а ленивого не дошлешься. Сонливый да ленивый - два родные братца. Женился богатый на сонливой - и оба счастливы. Сонность, сонливость, свойство по прилаг. Сонник м. книга, толкующая сны, снотолковник или разгадчик снов. Ее сонники ото сна отбили, разгадка снов и опасения.
Растен. Рulicaria vulgaris, толстушка. Сонница ж. сонливость, спячка. Сонливец, -вица, соня об. соныга урал.-казач. сонуля влад. сонуря, сонура, тамб. олон. сонша твер. вялый, ленивый спун, кто много спит, долее других.
Соня, сиб. животное полчек, между мышью и белкой, спит в спячке долее всех животных, Муохus; два или три вида изредка попадаются у нас. Сонячница ж. южн. болезнь, резь в животе со рвотой.
физиологическое состояние, периодически сменяющее бодрствование и характеризующееся у человека отсутствием сознательной психической деятельности, значительным снижением реакций на внешние раздражения.
Как во сне (ходить, жить и т. п.) - - о состоянии человека, который погружен в свои мысли, переживания и не видит, не замечает окружающего
Как (точно, будто) сквозь сон (помнить, представлять и т. п.) - неясно, неотчетливо, смутно
На сон грядущий шутл. - перед сном
Ни сном ни духом ие виноват - совершенно, нисколько не виноват.
Ни сном ии духом ие зиать (или не ведать) - совершенно не знать, ничего не знать о чем-либо
Сквозь сон (слышать, чувствовать) - о состоянии неполного сна, допускающего частичное восприятие действительности
Сна ни в одном глазу (нет) - совсем не хочется спать
Со сна - только что проснувшись или не совсем проснувшись
Сон в руку шутл. - о сбывшемся сне, вещем сновидении
Спать (или заснуть, уснуть, почить и т. п.) вечным (или последним, могильным и т. п.) сном, спать сном могилы - быть мертвым, (умереть)
Спать сном праведника (или праведников) - спать крепко и безмятежно
Как во сне
1) о чем- н. восхитительном, необыкновенном.
► -Это было красиво, как во сне.
2) о полусонном, полубессознательном состоянии кого-н., о состоянии человека, временно утратившего способность отчетливо, ясно что-н. слышать или видеть, разбираться в чем- н.
► Сижу, как во сне: слушаю и ничего не понимаю.
Ни сном ни духом (не виноват; разг.) - совершенно, нисколько не виноват.
► Я тому ни сном, ни духом не виновата. Лесков.
бдение
бессонница
бодрствование
действительность
явь
1) культурная универсалия, образ и мифологема альтернативной реальности;
2) специфично пограничное состояние сознания, описанное в терминах инобытия и теологии успения;
3) эстетич. аналог условной смерти. Первое значение термина актуализовано мифологией С. как онтологич. извода яви и формы временного покоя. С. вписывается в общий круг мифологич. жизнеотношения как реальность, усредняющая оппозиции "мир людей / мир демонов", "здесь / там", "зримое / незримое", "обычное / экстраординарное". Произвольная "логика" сновидения трактуется бодрственным сознанием как извне формируемая причинность иного порядка. Спящий не удивляется диковинным событиям С., и проснувшийся числит их какое-то время в ряду повседневного событийного ряда. С. есть магия бытия и параллельная жизнь. Это форма диалога с богами в пространстве их голосов, указаний и намеков ("вещий С."); здесь осуществляется профетически опознаваемый замысел божеств. руководительства поступками людей, сакрального оберега и упреждающей заботы. Реальность С. чудесна и не нуждается в объяснении: в ней нет ничего, чего бы не было в действительности и в памяти; это делает С. убедительнее и ценнее внесновидч. мира (чудо внутри С. не осознается как диво и небывальщина). Метафора "жизнь=С." закрепляет эту самоценность С. как формы свободы от обыденной детерминации и как прорыва в область самозаконной онтологии. В цепочке "С. — греза — видение — мечта — идеал — утопия" мы имеем градацию ирреальных возрастаний желаемого. Интенции и претензии на воплощение делают С. формой и образом профетизма, и особенно активно — в лит-ре: С. героя есть или предвосхищение сюжета (С. Татьяны в "Евгении Онегине"), или предупреждение о будущем (апокалиптич. С. Раскольникова в "Преступлении и наказании"), или утопия ("Что делать?" Чернышевского). В лит-ре и искусстве романтизма и Символизма создана универсальная "мифология" С.: С. предпочтен иным типам реальности как Дар онтологич. и духовной свободы, как порыв к бесконечному, как способ богочеловеч. диалога и контакта с потусторонними силами. Религ. авангард создает символологию С. как "текстуального" свидетельства бытия Я во множественных мирах, в т.ч. и в мире чистых смыслов (см. анализ С. у Ницше и Флоренского (см. Флоренский)), здесь сформулирована анамнетич. культурология сновидения. Фрейд и его школа придали символике сна гиперсемиотич. значимость, прямо заменив традиц. сакральную детерминанту Божьего внушения агрессивным пафосом саморазоблачения ментальных подвалов бессознательного. Переход от "объятий Морфея" к власти Гипноса, его отца, осуществлен во втором значении термина (пограничные состояния Я). С открытием структурных свойств сновидческих состояний и с накоплением гипнопедич. опыта отчасти прояснилась природа "загадочных феноменов психики", благодаря чему явления лунатизма, сомнамбулизма, летаргии и каталепсии встали в один ряд с фактами творчества во С. Выяснилось, что "С. разума" отнюдь не всегда "порождает чудовищ", как думал Фрейд. Совр. психоаналитич. штудии измененных форм мышления, типов ложной памяти, механизмов функциональной асимметрии мозга, парапсихологич. феноменов и лечебной сенсорики вскрыли работу весьма архаич. структур внутр. поведения, получающих во С. символич. и метафорич. образные репрезентации. Свой вклад внесла и эмпирич. танатология, не слишком склонная к интерпретации уникального опыта клинич. самонаблюдений над состояниями "пост-смерти" в терминах некоей философии С., но предоставившая впечатляющий архив "С. наяву". На этих путях заново открылся инобытийно-пограничный репертуар существования субъекта, не раз описанный в спец. уставах ментального тренажа на Востоке (в частности, в дзэн-буддийской и йогич. практике, типологически родственной аскетич. опыту самопогружения в христ. исихастской культуре священно-безмолвия). В близких С. состояниях Я обретает "единомножественность" личности (в терминах Л. Карсавина и А. Мейера), в психол. пространстве к-рой свершается многоголосый полилог пересекающихся ипостасей Я, обнимаемый единством самосознания. Во С. обнажены и персонифицированы механизмы и агенты диалогич. фактуры мышления, памяти и аутовидения, актуализованы эвристич. способности творчески напряженного и проблемно озабоченного сознания. Ему даны во С. возможности таких пространственно-временных топологич. проекций, метаморфоз, смыслового конструирования и сверхлогич. интуитивной альтернации, какие не в силах предоставить Я отягощенное объективацией и объясняющими раздражителями бодрствующее сознание. С. в этом смысле (в отличие от первого значения термина) осмыслен не в качестве источника сверхчеловеч. внушений (голос Музы, оклик Бога, наваждение дьявола), а в аспекте спонтанной аккумуляции и самопроизводства форм неявного знания и неформализуемой экзистенции. С. есть черновик возможных миров и своего рода гностич. контрабанда. На фоне многократных приравниваний С. и жизни (Кальдерон, С. Квазимодо, Тютчев, Лермонтов), С. и смерти (романтизм) убедительно выглядят гипотезы сновидч. философии истории, к-рая описывает реальность, построенную по принципу "матрешки" и перехода бога-демиурга из одного С. в другой. Так эстетически оформляется образ кумулятивной онтологии мирового С. с ее ритмами пробуждения/засыпания и перехода из реальности в реальность. Это третье наполнение термина "С." обслуживает поэтич. философию С. Ср. прозу Борхеса и Хлебникова, для к-рых культура есть континуум С., "цитирующих" друг друга в истор. пространстве. Ср. также знаменитую притчу Чжуан-цзы о бабочке с образами С. в рус. традиции (Лермонтов) и словами Тютчева о здешнем мире, где "человек лишь снится сам себе". Старинные представления о С. как временной смерти, усложненные опытом анамнезиса и метемпсихоза, придали С. функцию аргумента в пользу релятивных картин мира и интуитивистских концепций культуры. Образ ноосферы (см. Ноосфера) как грандиозного перманентного сновидения Мирового Духа брезжит в картинах мира классич. объективного идеализма (Гегель), в циклич. моделях и космизме; в психол. и филос. прозе модерна (символизм, Постмодернизм), в интуитивистской эстетике. На Архетипе С. и сейчас сходятся интересы психологии творчества, филос. антропологии, теории культуры и истор. эстетики. Как зеркало внутр. проективного опыта С. не раз становился объектом философско-поэтич. (Вяч. Иванов) и психоаналитич. (Н.Е. Осипов) рефлексии и лит. мифологии.
Лит.: Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки // Ницше Ф. Соч. Т. 1. М., 1980; Динесман Т.Г. "Сон" // Лермонтовская Энциклопедия. М., 1981; Друскин Я.С. Сны // Даугава. Рига, 1990. № 3; Руднев В.П. Культура и сон // Там же; Сны Николая Клюева // Новый журнал. 1991. № 4; Малкольм Н. Состояние сна. М., 1993; Михайлов А.И. О сновидениях в творчестве Алексея Ремизова и Николая Клюева // Алексей Ремизов: Исследования и материалы. СПб., 1994; Фрейд 3. Толкование сновидений. СПб., 1997.
К. Г. Исупов.
Культурология ХХ век. Энциклопедия. М.1996
, физиологическое состояние организма высших позвоночных животных и человека, характеризующееся почти полным отсутствием реакций на внешние раздражители, уменьшением активности ряда физиологических процессов. Во время сна мышцы расслаблены, все виды чувствительности (зрение, слух, обоняние, осязание) снижены. Замедляются дыхание, сердцебиение, обмен веществ, снижается температура тела. Сон наступает ежесуточно, являясь жизненной необходимостью. Взрослый человек спит 8—10 часов в сутки, т. е. проводит в состоянии сна треть жизни. Ритм чередования сна и бодрствования регулируется гипоталамусом. Сон создаёт условия для восстановления активности ЦНС. Он может быть медленным, без сновидений и быстрым, со сновидениями (более глубокий). Нарушение сна отрицательно влияет на состояние психики, внимания, эмоций. Основные расстройства сна – повышенная сонливость, бессонница, ночные кошмары. Как правило, это связано с заболеваниями нервной или эндокринной системы. Наряду с нормальным (физиологическим) сном существуют некоторые виды патологического сна. Летаргический сон (мнимая смерть) характеризуется резким угнетением всех признаков жизни. Он может продолжаться несколько дней и даже недель. В этом случае необходима медицинская помощь для поддержания некоторых функций жизнедеятельности (питания, выделения). При сомнамбулизме, или лунатизме, человек, находясь в состоянии глубокого сна, совершает привычные действия (ходит по квартире, моет посуду и т. д.). Через некоторое время он ложится в постель, а проснувшись, не помнит о случившемся. Часто такое расстройство сна проходит самостоятельно, но иногда требует исследования причин и лечения.
Сон
♦ Sommeil
Регулярно повторяющееся временное прекращение активности, бдения. Тело становится почти неподвижным, деятельность мозга замедляется, сознание затухает или погружается в грезы. Жизнь утомительна до смерти, и только сон позволяет нам выживать – хотя бы на время. Вот почему Ален называл сон «первой необходимостью человека, более насущной, чем утоление голода, и объясняющей появление общества и системы взаимной заботы, из которой и возникли все полицейские институты». Действительно, пока одни спят, другие должны охранять их сон. Общество, как говорил тот же Ален, – дитя страха в гораздо больше степени, чем дитя голода. Я бы добавил к этому только одно: общество в гораздо большей степени дитя сна, чем дитя амбиций.
процесс в мозгу спящего (в физиологическом смысле) человека, воспринимаемый им как картины или действия с его участием; как правило, воспринимаются как реально происходящие, но не поддающиеся сознательному управлению; в момент пробуждения информация о сновидении находится в кратковременной памяти и обычно забывается в течение минут, если ее не вербализовать немедленно; сцены и действия в сновидении часто удается увязать с простыми аспектами реальной жизни (сексуальная неудовлетворенность, дефицит общения с конкретным человеком) или доминирующими чуствами (страх, стыдливость), иногда удается выявить и более сложные связи, но с меньшей надежностью:
* "... но повсюду лишь сны да сны, а двери, мраморные полы, златотканые занавеси, бордюры, узоры, он сам, наконец, - лишь призраки, видимость, пустая иллюзия; и стал он вязнуть в трясине снов, погибая в их лабиринте, хоть и брыкался еще, и лягался, да что с того, если брыканье лишь снится и лягание - тоже! Голову разбил Хитриану - и опять понапрасну, потому что рычал на него лишь во сне и настоящего голоса не подавал; когда же, замороченный и запутавшийся, на мгновенье прорвался к яви, то, не умея ее от сна отличить, снова вилку воткнул и скатился обратно в сон, теперь уже навечно" - Сказка о трех машинах-рассказчицах короля Гениалона *
* " - А все же с чарами было б вернее, - говорит ей рыцарь, - особливо во сне... не ведаю, о каком ты сне говоришь; ты наяву, стальной господин мой... Неужели это не сон? Так мне почему-то казалось. Она говорит, это явь. Гм, трудно решить; и все же осторожность надо удвоить!" - Сказка о трех машинах-рассказчицах короля Гениалона *
* "... лишь дыра обугленная чернеет в полу, а сквозь нее проглядывает другая, уже между явью и сном; и в оной дыре явственно виднеется чья-то нога, прекрасно обутая, с прожженными носками и серебряной пряжкой, так потемневшей, будто ее кислота разъела... ибо яд... столь страшную силу имел, что не только старуху и пол под нею, но даже сон просверлил навылет и, на ногу Хитрианову брызнув, пребольно его ошпарил". - Сказка о трех машинах-рассказчицах короля Гениалона *
* "Стал он тогда просыпаться, нелегко ему это давалось, наконец очнулся он совершенно, и тогда-то ужасное зародилось в нем подозрение. В самом ли деле вернулся он к яви или же пребывает в другом сне, переживая только видимость бодрствования?" - Сказка о короле Мурдасе *
* "Вопрос о том, как можно распознать фиктивность фантоматического действа, prima facie аналогичен вопросу, который иногда задает себе человек, видящий сон. Бывают сны с очень острым ощущением реальности того, что в них происходит. Но здесь следует заметить, что мозг спящего никогда не обладает такой активностью, способностью к анализу и мышлению, как мозг человека бодрствующего. В нормальных условиях сон можно принять за действительность, но не наоборот (то есть нельзя принять действительность за сон), разве что в исключительных случаях, да и то если человек находится в особом состоянии (сразу после пробуждения, при болезни или в ходе нарастающей умственной усталости)". - Тридцать лет спустя (цитата из "Суммы технологии") (ВЯ) *
* "Кроме чувственной жизни, "потребность" в которой для нас очевидна, хотя это трудно объяснить, мы отдаемся власти Морфея: треть жизни мы проводим или, иначе говоря, "тратим" во сне. На вопрос, ДЛЯ ЧЕГО нам нужен сон, и в особенности "чему служат" сонные видения, до сегодняшнего дня нет одного очевидного ответа и потому собственно (так как ответы многих различны) НИЧЕГО определенного в этом вопросе не известно. Без сна человек долгое время, более чем неделю, не может обойтись. Компьютеры же не спят и "потребности" в этом не испытывают". - Тайна китайской комнаты. Человек и машина (ВЯ) *
* "По сути дела, если трезво смотреть на "баланс жизни" каждого человека, одну треть времени этой жизни мы "тратим" на сон и сновидения, и при этом на содержание того, что нам снится, почти никакого влияния не имеем (отсюда мое определение времени сна как "потраченного впустую", впрочем вынужденным способом, а причины, по которым мы должны спать, нам, то есть психологии, медицине неизвестны, так что ничего у нас нет, кроме множества недоказуемых гипотез в попытке ответить на вопрос, "почему мы спим")". - Тайна китайской комнаты. Фантоматика II (ВЯ) *
* Но, разумеется, такие иллюзии являются уделом абсолютно всех людей в этом мире, и так было издавна. Я имею в виду сон, во время которого мы не погружены в небытие (так называемый мертвый сон), а где мы переживаем то, что по-польски называется marzenie senne (сновидение), в немецком языке дифференциация более выразительна, как и в английском или французском языках (Traum, dream, reve - это значит сновидение, а Schlaf, sleep, sommeil - сон). Сейчас появляются основанные якобы на психологическом тренинге методики, которые дают спящему возможность управлять тем, что ему снится, хотя в какой-то степени небольшое влияние на сюжет сна могут оказывать многие люди с некоторым индивидуальным различием, но все это является скромными попытками по сравнению с реальностью сна. - Тайна китайской комнаты. Фантоматика II (ВЯ) *
* "Доказательством существования большого количества подотделов, из которых состоит мозг, могут служить как некоторые явления действительности, так и сны. Сознание человека, который видит сон, может воспринимать явления сна как удивительные неожиданности, предвосхитить которые он не в состоянии, происходящие как бы действительно вне пределов его разума. Сон "снится" часто непредвиденным и неожиданным способом, особенно кошмар; это означает, что поле сознания спящего ограничено, и события, которые разыгрываются, бывают переведены из таких подагрегатов мозга (сосредоточенные в таких подотделах мозга), о содержании которых (сюжете) спящему ничего не известно". - Тайна китайской комнаты. Tertium comparationis (ВЯ) *
* "Бывает так, что человек внутренне убежден в полной реальности сна, и тогда, пробуждаясь, он часто недоумевает, как мог принять сон за действительность. Но может быть и так, что мы видим сны с ощущением, что это сон..." - Мегабитовая бомба. Размышления над сетью (ВЯ) *
* "Дело в том, что хотя мы не знаем, ни зачем, ни почему мы спим и должны спать, а REM (rapid eye movements) во сне неизбежны, сохраненное в сновидениях сознание является УЩЕРБНЫМ: часто сон в его процессе невозможно отличить от яви. Познакомившись с несколькими десятками теорий, которые должны объяснять, зачем мы спим, я по-прежнему ничего не знаю, но меня несколько успокаивает тот факт, что все высшие позвоночные спят и даже видят сны (сновидения). Каждый, кто наблюдал за спящими собаками, хорошо это знает". - Мегабитовая бомба. Сознание и рассудок (ВЯ) *