04 июля 2024
450 тысяч слов
+49 за сегодня

Значения слова софия

все
Энциклопедический словарь
Большая Советская Энциклопедия
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
Православный именослов. Справочник по именам и именинам
Культурология. Словарь-справочник
Православие. Словарь-справочник
Философский словарь (Конт-Спонвиль)
Вестминстерский словарь теологических терминов
Топонимический словарь Кавказа
Православный энциклопедический словарь

Энциклопедический словарь

софия
  1. (греч. sophia - мастерство, знание, мудрость), понятие-мифологема античной и средневековой философии, связанное с представлением о смысловой наполненности и устроенности вещей. В дофилософском употреблении (Гомер) - разумное умение, реализующее себя в целесообразном творчестве; "знание о сущности", о "причинах и источниках" (Аристотель). В иудаизме и христианстве - олицетворенная мудрость бога. Представление о Софии как "премудрости божией" получило особое развитие в Византии и на Руси (главный храм Византии в Константинополе, 6 в.; три главные русские церкви 11 в. посвящены Софии - в Киеве, Новгороде и Полоцке); изображалась в виде ангела. В русской религиозной философии 19-20 вв. учение о Софии развивали В. С. Соловьев, С. Н. Булгаков, П. А. Флоренский.
  2. столица Болгарии. Расположена на южной окраине Софийской котловины. Административный центр Софийской обл., самостоятельная административная единица 1,1 млн. жителей (1991). Транспортный узел. Международный аэропорт. В Софии сосредоточено ок. 1/6 общеболгарского промышленного производства. Разнообразное машиностроение (электротехническое, радиоэлектронное, станко- и приборостроение и др.), металлургия, химическая, резиновая, целлюлозно-бумажная, пищевкусовая, легкая промышленность. АН Болгарии, университет, театры. Национальная и городская художественные галереи, археологический музей. Основана в 1 в. н. э. (первоначальное название Сердика - в составе Римской, а затем Византийской империи). В 809 вошла в состав Первого Болгарского царства под названием Средец. С кон. 14 в. называется София (по церкви святой Софии). В 1382 - нач. 1878 под османским игом. С 1879 столица Болгарии. Церковь святой Софии (6 в.), турецкая мечеть (16 в.), храм-памятник Александра Невского (1904 - 12), многочисленные современные общественные здания и жилые комплексы. На горе Витоша, близ Софии, - национальный парк.

Большая Советская Энциклопедия

софия

столица, крупнейший город, главный экономический и культурный центр Народной Республики Болгария. Занимает удобное географическое положение на путях, исстари проходящих по долинам и связывающих страны Западной и Центральной Европы со странами Ближнего Востока. Расположена на высоте 530≈650 м на южной окраине Софийской котловины, у подножия горного массива Витоша. В 60 км к Ю. от С. находится высшая точка Балканского полуострова ≈ г. Мусала в горах Рила . На северной окраине котловины поднимается горная цепь Стара-Планина, на В. ≈ отроги Средна-Горы, на З. ≈ горы Люлин. У восточной окраины города протекает р. Искыр (Искырское водохранилище в верховьях реки является главным источником водоснабжения столицы). Климат умеренный континентальный (средняя температура января 2 оС, июля 20╟С; осадков 600≈650 мм в год). В С. неё окрестностях ≈ минеральные источники.

С. вместе с гг. Банкя, Нови-Искыр и рядом др. населённых пунктов образует отдельную административную единицу площадь 1038 км2 (в т. ч. площадь собственно города С. 168 км2). С. разделена на 7 районов. Население около 1 млн. чел. (1975; 21 тыс. в 1880), или свыше 1/10 населения Болгарии. Увеличение численности населения города происходило большей частью за счёт притока населения из др. городов и сёл, а также вследствие изменений городских административных границ. В отраслях материального производства занято 7/10 самодеятельного населения, в том числе 2/5 в промышленности (172 тыс. чел. в 1973).

Городское управление. С. ≈ город республиканского подчинения, административный центр Софийского округа. Орган государственной власти в С. ≈ городской Народный совет, избираемый на 2,5 года гражданами, достигшими 18 лет. Городской Народный совет избирает свой Исполком, действующий в период между сессиями Совета. В районах С. избираются на 2,5 года районные Народный советы.

Историческая справка. С. под название Сердика (Serdica) возникла в 1 в. н. э. после завоевания римлянами области фракийцев-сердов; была важным административным и торговым пунктом балканских владений Римской (затем Византийской) империи. В 441≈447 разрушена гуннами. Восстановлена при Юстиниане (император в 527≈565). В 809 вошла в состав Первого болгарского царства (681≈1018) под название Средец. В 1018≈1194 под властью Византии. В 1078 произошло восстание жителей города против византийской власти. С конца 14 в. стала называться С. (по церкви св. Софии, построенной в 5≈6 вв.). В 1382 захвачена турками. В С. находилась резиденция румелийского бейлербея. В 16≈18 вв. С. ≈ крупнейший после Константинополя торгово-ремесленный и культурный центр Балканского полуострова. С конца 18 ≈ начала 19 вв. ≈ один из главных центров национально-освободительного движения болгарского народа. 23 декабря 1877 (4 января 1878), в ходе русско-турецкой войны 1877≈78, С. освобождена от турецкого ига русской армией. С 1879 ≈ столица Болгарии. В 1905≈07 под влиянием революции в России в С. происходили крупные выступления болгарских рабочих и студентов. В феврале 1915 здесь состоялся общебалканский антивоенный митинг, организованный Болгарской рабочей социал-демократической партией (тесных социалистов). 25≈27 мая 1919 в С. проходил 1-й съезд компартии Болгарии. В годы 2-й мировой войны 1939≈45 С. ≈ центр антифашистской вооруженной борьбы болгарского народа. Трудящиеся С. сыграли важную роль в Сентябрьском народном вооружённом восстании 1944 . 9 сентября 1944 в С. было сформировано первое народно-демократическое правительство Отечественного фронта, а 15 сентября 1946 Болгария была провозглашена Народной Республикой.

Экономика. С. ≈ главный индустриальный центр страны, выпускающий около 15% общеболгарской промышленной продукции. Софийский промышленный центр ≈ главная часть крупного Софийско-Перникского индустриального района, на который приходится около 25% всей промышленной продукции Болгарии. В С. преобладают отрасли тяжёлой промышленности (около 2/3 промышленной продукции С.): металлургия (Кремиковский комбинат чёрной металлургии и комбинат по прокату цветных металлов), на долю которой приходится 1/5 промышленной продукции, машиностроение (свыше 1/4 продукции), наиболее важные отрасли ≈ приборостроение, производство электронно-вычислительной техники, подъёмно-транспортного оборудования, станкостроение, химическая (вместе с резиновой; 1/10 продукции), текстильная и пищевкусовая промышленность. В С. ≈ основная часть производства полиграфической продукции страны. До С. доведён газопровод из Советского Союза. Промышленные предприятия размещаются большей частью в северных и восточных районах столицы и примыкают к главной транспортной зоне С. В центральной части города преобладают торговые, административные и культурные учреждения. Значительную площадь занимают парки, сады, бульвары. С. ≈ крупнейший узел железных и шоссейных магистралей, а также авиалиний. От С. ведётся строительство (1976) автострад «Хемус» (София ≈ Варна) и «Тракия» (София ≈ Бургас). Через С. следуют международный ж.-д. и автомобильные магистрали Будапешт ≈ Белград ≈ София ≈ Стамбул. В С. проектируется строительство метрополитена. Окрестности С. ≈ Витоша, Искырское ущелье, водохранилища Искыр и Панчарево, а также др. ≈ являются местами отдыха горожан и районами туризма.

Архитектура. После упорядочения градостроительной структуры в 1888≈93 в центральной части С. преобладает радиально-кольцевая, на периферии ≈ прямоугольная планировка. Сохранились остатки древнеримских сооружений. Важнейший памятник средневекового зодчества ≈ церковь св. Софии (5≈6 вв., см. илл.). В 19 ≈ начале 20 вв. наряду с многочисленными эклектическими зданиями были возведены постройки, свидетельствующие о стремлении развивать национальные архитектурные традиции (Минеральные бани, 1907≈10, архитектор П. Момчилов), монументы в память освобождения Болгарии от турецкого ига. Особенно интенсивно С. развивается после 1944 (в 1961 принят генеральный план реконструкции и дальнейшего развития С., рассчитанный на 20 лет). Среди современных сооружений: ансамбль центральных площадей с Мавзолеем Г. Димитрова (1949, архитекторы Г. Овчаров, Р. Рибаров), спортивный комплекс «Универсиада» (1961, архитектор А. Баров). Монумент в честь Советской Армии (бронза, камень, 1954, архитекторы Д. Митов, Л. Нейков, скульпторы И. Фунев и др.

Учебные заведения, научные и культурные учреждения. В С. находятся Софийский университет им. Климента Охридского, высшие институты: электротехнический, экономический, химико-технологический, горно-геологический, с.-х., физкультуры, изобразительного искусства, театрального искусства, Болгарская государственная консерватория и др. Научные учреждения: Болгарская АН, 117 научно-исследовательских институтов, 10 центров по науке и подготовке кадров. Крупнейшие библиотеки: библиотека АН, Народная библиотека им. Кирилла и Мефодия, библиотека Софийского университета. Крупнейшие музеи: Национальная художественная галерея (болгарского, западноевропейского и русского искусство), Народный археологический музей, Музей революционного движения в Болгарии, Этнографический музей, Музей болгаро-советской дружбы. Музей истории С., Центральный музей Г. Димитрова, дома-музеи Д. Благоева, И. Вазова, В. Коларова, А. Стамболийского, Н. Вапцарова и др. Имеются театры: Софийская народная опера. Народный им. И. Вазова, Музыкальный им. С. Македонского, «Слеза и смех», Народный армии, Сатирический, Народный, Центральный театр кукол; филармония.

Лит.: Пеев П., Мулешков С., Маринов Х., София, София, 1965; София. [Альбом. Сост. С. Кожухаров], София, 1969; Ташев П., София. Архитектурно-градоустройственно развитие, София, 1972.

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

софия

(Sophie, 1630—1714) — жена курфюрста ганноверского, дочь "зимнего короля" Фридриха V Пфальцского и Елизаветы Стюарт. Из дома своей жестокой матери С. отправилась в Гейдельберг к своему брату Карлу-Людвигу, после того как он вновь получил в 1648 г. курфюршеское достоинство, в 1658 г. вышла замуж за герцога Эрнеста-Августа Брауншвейг-Люнебургского, который в 1662 г. сделался епископом в Оснабрюке, в 1679 г. — герцогом, а в 1692 г. — курфюрстом ганноверским. С. с ожесточением преследовала свою невестку Софию-Доротею фон Целле (см. соотв. статью). Вдова с 1698 г. С., как внучка короля Иакова I, была объявлена в 1701 г. наследницей английского престола; после смерти С., старший сын её Георг-Людвиг воцарился в Великобритании, под именем Георга I. В " Publicationen aus den preussischen Staatsarchiven", т. 26 и 27 (Лейпциг, 1885 и 1888) Бодеман издал ее переписку; в том же издании (1879) K ö cher напечатал её мемуары.

Ср. Fester, "Kurf ü rstin S. von Hannover" (Гамбург, 1893).

Православный именослов. Справочник по именам и именинам

софия

(Софья)

ж Премудрая (греч.).

4 июня (22 мая) – мученица София врач.

17 (4) июня – преподобная София.

30 (17) сентября и 1 октября (18 сентября) – мученица София.

29 (16) декабря – преподобная София, в миру Соломония.

31 (18) декабря – праведная София чудотворица.

Культурология. Словарь-справочник

софия

☼ Премудрость (греч. «мастерство», «знание», «мудрость», евр. hokma), в иудаистических и христианских религиозных представлениях олицетворенная мудрость Божества. Термин «С», возникший в Древней Греции, употреблялся там как отвлеченное, умозрительное понятие, хотя первоначально у Гомера (Нот. И. XV 411-412) он встречается в комбинации с именем богини Афины - применительно к делу строительства и упорядочения, художества и рукомесла. Сама Афина имеет много общего с последующей С; и все же если мифологема греческой Афины как богини мудрости (но без приложения к ней термина «С») есть олицетворение мудрости, то мудрость в греческой мифологии не есть лицо. Иначе в ветхозаветной традиции, где понятие Премудрости — в силу самой специфики иудаистической мифологии — приобретает личностный облик: Самораскрытие Бога в мире должно было принимать характер «лица» (или «как бы лица») — как второго и подчиненного «Я» Бога. Позднебиблейская дидактическая литература (книга «Премудрость Соломона», «Книга притчей Соломоновых», «Премудрость Иисуса сына Сирахова») дает образ «Премудрости Божией», описанной как личное, олицетворенное существо. Она выступает как девственное порождение верховного Отца, до тождества к Нему близкая: «Она есть дыхание силы Божией и чистое излияние славы Вседержителя» (Прем. 7:25 след.), вышедшее «из уст Всевышнего» (Сир. 24:3; срв. образ Афины — тоже девственницы, появляющейся из головы Зевса; по устойчивой схеме мифа, мудрость принадлежит деве). Как греческое слово «С», так и соответствующее ему древнееврейское слово — женского рода, и в пассивном образе «чистого зеркала действия Божия» (как определяется С.) угадываются женские черты. Премудрость в своем отношении к Богу есть Его демиургическая, мироустрояющая воля. Она описывается (Притч. 8:27-31) как «художница», по законам божественного ремесла строящая мир (что снова сближает ее с Афиной); в природу этой космогонической С.-«художницы» входит «веселие». В раввннистической и позднее гностической мысли (знавшей также понятие «падшей С.» - см. ст. «Ахамот») С. сближалась с евр. re'sit и греч. бсрхл — оба термина означают «начало» — в смысле основания, первоначала, материнского лона изначальности. Специфику С. составляет женственная пассивность, сопряженная с материнской многоплодыостью, ее «веселие», а также глубинная связь не только с космосом, но и с человечеством (Притч. 8:31 и др.), за которое она заступается. Если по отношению к Богу С. — пассивно зачинающее лоно, «зеркало славы Божией», то по отношению к миру это — строительница, созидающая мир, как плотник или зодчий складывает дом как образ обжитого и упорядоченного мира, огражденного стенами от безбрежных пространств хаоса; дом - один из главных символов библейской Премудрости (Притч. 9:1 и др.).

Христианство усваивает личностное понимание С. Ориген описывает ее как хотя и «бестелесное бытие многообразных мыслей, объемлющее логосы мирового целого», но в то же время как «одушевленное и как бы живое». В раннюю эпоху развития христианства представление о С. сближалось с ликом Христа-Логоса (1 Кор. 1:24 прямо определяет Иисуса Христа как «Божию силу и Божию премудрость»), а затем и с третьей ипостасью Троицы — Духом Святым (понятие женского рода в семитических языках и близкое С. в аспектах игры, веселья, праздничности), подчеркиваются также аспекты С, связанные с идеей человеческой общности. В латинской христианской литературе термин «С.» вытесняется почти синонимическим обозначением мистически понятой «Церкви», и поэтому собственно «софио-логии» католическая традиция почти не знает. Иначе в Византии, где большое значение получило развитие образа С. как символа теократического принципа, и на Руси, куда христианство пришло под знаком С. (митрополит Илларион описывает крещение Руси как приход «Премудрости Божией», т. е. С; Софии были посвящены построенные в XI в. три главные русские церкви — в Киеве, Новгороде и Полоцке). На русской почве к XV-XVI вв. складывается богатая иконография С. С. имеет облик Ангела; ее лик и руки — огненного цвета, за спиной — два крыла. Она одета в царское облачение (далматик, бармы), на голове — золотой венец. Ей предстоят (как Христу в иконографии «Деисуса») молящиеся Дева Мария и Иоанн Креститель; над ее головой виден по пояс благословляющий Христос (т. о., не тождественный с С, но являющий Собой ее «главу», примерно так, как Он же есть, по новозаветному учению, «Глава» Церкви). Личный облик С. как в визан-тийско-русской, так и в католической традиции постепенно сближается с образом Девы Марии как просветленной твари, в которой становится «софийным», облагораживается весь космос. В христианской агиографической традиции имя «С.» носит также мученица, казненная в Риме во II в. вместе со своими дочерьми Верой, Надеждой и Любовью (имена символичны — «Мудрость» как мать трех «теологических добродетелей»).

На Западе специально к символу С. обращается лишь немецкая мистика в лице Г. Сузо, а затем Я. Бёме, позднее — пиетизм (Г. Арнольд). Из рук немецкой мистики символ С. принимает Гёте, но в противоположность Бёме и с сильным уклоном в язычество подчеркнув ее материнские черты: Фауст, не удовлетворенный чистым интеллектуализмом и пребывающий в глубоком внутреннем одиночестве, находит избавление в приходе к С. («вечной женственности») — духовно-телесному началу, в котором сняты противоречия и помехи к человеческой коммуникации. С. символизирует при этом мировую меру бытия. Фауст, разрушив отжившую средневековую меру и выйдя к техническому активизму, оказывается в опасности утратить вообще всякую меру, и Гёте спешит привести его к свободной и разумной мере — С. Образ С. воспринимает и Новалис. Но продолжается развертывание и «антисофийных» возможностей новоевропейского индивидуализма (образы разрушительной «анти-С.» в музыкальных драмах Р. Вагнера — Брунгильда, Изольда, Кундри). Неутешительные возможности фаустической внемерности выражены в творчестве Достоевского, противопоставляющего им символ земли — С. Бытие как бы разбито для Достоевского на три уровня: эгоистически-бесструктурная «среда», сохранившая софийную структурность «почва» и сама С- «земля».

Спекулятивной разработкой понятия С. в связи с теми же социальными импульсами, которые воздействовали на Гёте и Достоевского, занялся в конце XIX в. русский идеализм (с опорой на восточнохрис-тианскую традицию). Для Вл. Соловьева С. есть «...единство истинное, не противополагающее себя множественности, ие исключающее ее, но... все в себе заключающее» («Россия и Вселенская Церковь», М, 1911, с. 303-304). Это выливается в универсалистскую утопию, где ни одно из противостоящих начал каждой антитезы (авторитет и свобода, традиция и прогресс и т. п.) не подлежит упразднению, но всему должно быть указано его «настоящее» место в свободном всеединстве (срв. аналогичные идеи в неотомизме). Инициатива Соловьева была подхвачена т. н. «русским ренессансом». Флоренский, внесший существенный вклад в научное изучение истории образа С. (историко-философский и иконографический экскурсы), видит в С. «идеальную личность мира», «психическое содержание» разума Божества, мудрость как целомудрие, которым поддерживается целость мира, «актуальную бесконечность» (см. «Столп и утверждение истины», 1914, с. 319-392). Систематическим развитием этого круга идей занимался С. Булгаков, подчеркивавший неприменимость к С. антитез «...абсолютного и относительного, вечного и временного, божественного и тварного» («Свет невечериий», [М.], 1917, с. 216). Вокруг понятия С. движется мысль Н. О. Лосского, С. Л. Франка с его «панентеизмом» и др. Идеал С. как предметной телесности и делового почтения к законам вещи реставрируется в настоящее время в католической теологии в полемике с субъективизмом и волюнтаризмом (срв. у У. фон Бальтазара: «Человек приемлет меру вещей и сообщает им свою меру в точной правильности предметного разумения, которое отвечает объективным реальным и идеальным законам мира»),

Сергей Аверинцев.

София-Логос. Словарь

Православие. Словарь-справочник

софия

   см. Вера, Надежда, Любовь и мать их София.

Философский словарь (Конт-Спонвиль)

софия

 София

 ♦ Sophia

   Теоретическая или созерцательная мудрость. Древние греки различали понятия sophia и phronesis, под последним подразумевая практическую мудрость, т. е. осмотрительность. Современные языки такого различия не проводят, и правильно делают: подлинная мудрость может быть только сочетанием той и другой.

Вестминстерский словарь теологических терминов

софия

 ♦ (ENG Sophia)

 (греч.; др.-евр. Hokmah - мудрость)

   в Ветхом Завете - персонификация (грамматически женского рода) Бога, к-рый является творцом и управителем мира (Иов 28:20-28; Притч. 8:22-32). Иисус Христос называется "Софией Бога" (1 Кор. 1:24; ср.: Кол. 1:15-20).

Топонимический словарь Кавказа

софия

горная вершина в Карачаево-Черкессии; находится в северном отроге Главного Кавказского хребта, в верховьях одноименной реки. Высота – 3640 метров. В основе названия этого топонима, возможно, лежит имя собственное – Суфий (тюрк.) или родовая абазинская фамилия Софиа. У карачаевцев название этой вершины – Топалны къоясы (упрощенно – Топал-кая) – «скала беспалого» (прозвище охотника). Хотя не исключено, что название вершине и реке дали греки-миссионеры еще в период раннего средневековья; София в переводе с греческого означает «мудрость», «мудрая».

Православный энциклопедический словарь

софия

мученица, пострадавшая вместе с дочерьми (см. Вера, Надежда, Любовь и мать их София)

Поделиться:
Действия:
Скачать в doc

Предложения со словом софия

  • Такие слова, как «политика» и «демократия», «экономика» и «история», «биология» и «физика», «математика» и «логика», «теология» и «философия», «этика» и «психология», «теория» и «метод», «идея» и «система» (а также огромное множество других), обязаны своим происхождением немногочисленному народу, повседневная жизнь которого протекала вокруг этой площади.
  • Это захватывающий рассказ о таком сложном предмете, как философия.