25 ноября 2024
450 тысяч слов
+30 за сегодня

Значения слова способности

все
Энциклопедический словарь
Словарь Ефремовой
Тезаурус русской деловой лексики
Гаспаров. Записи и выписки
Педагогический терминологический словарь

Энциклопедический словарь

способности

индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности. Не сводятся к знаниям, умениям и навыкам; обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами деятельности. Диагностика некоторых сложившихся способностей проводится с помощью тестов. Высокий уровень развития способностей выражается понятиями таланта и гениальности.

Словарь Ефремовой

способности

мн.
Природная склонность к занятиям чем-л.; талант, дарование.

Тезаурус русской деловой лексики

способности

Syn: данные, талант, талантливость

Гаспаров. Записи и выписки

способности

   ♦ "Русские проявляют свои способности скорее в умении пользоваться плохими орудиями, нежели в улучшении их" (Кюстин, РСт 73, 1892, 116). См. также ПОТРЕБНОСТИ.

Педагогический терминологический словарь

способности

   индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условиями успешного выполнения определённой деятельности. Включают в себя как отдельные знания, умения и навыки, так и готовность к обучению новым способам и приёмам деятельности. Для классификации С. используются разные критерии. Так, могут быть выделены сенсомоторные, перцептивные, мнемические, имажинативные, мыслительные, коммуникативные С. В качестве другого критерия может выступать та или иная предметная область, в соответствии с чем С. могут быть квалифицированы как научные (математические, лингвистические, гуманитарные); творческие (музыкальные, литературные, художественные); инженерные. Различают также общие и специальные С. Общие С. - это свойства ума, лежащие в основе разнообразных специальных С., выделяемых в соответствии с теми видами деятельности, в которых они проявляются (технические, художественные, музыкальные С. и т.п.). Выявлены компоненты, составляющие структуру специальных С., что позволяет сформулировать педагогические рекомендации, направленные на повышение эффективности формирования С. учащихся.

   Известны две крайние точки зрения по вопросу о природе и происхождении С. Одна из них (ведёт традицию от Р. Декарта и Г.В. Лейбница) характеризует С. как врождённые образования. Другая (следуя традиции Дж. Локка) исходит из тезиса о полной зависимости человека от внешних условий его жизни. Однако, признавая решающую роль деятельности и воспитания в развитии С., не следует недооценивать их природной основы, необходимости опоры на своеобразие природных особенностей человека, его одарённость (см. Одарённые дети). Высокая степень одарённости, являющаяся предпосылкой выдающихся достижений в деятельности, называется талантом. Гениальность - высшая степень одарённости; она проявляется в творчестве, имеющем историческое значение для общества.

   В отечественной психологии разработана проблема сенситивных периодов - возрастных этапов, на которых возникают оптимальные условия для развития определённых психических качеств и С. Обоснована идея неповторимости каждого возрастного периода в развитии С. Высокая степень одарённости некоторых детей - результат суммирования предпосылок С. двух или нескольких возрастных периодов (Н.С. Лейтес). Оптимальное использование возможностей каждого сенситивного периода - актуальная практическая задача педагогов и родителей. Помощь в проведении работы по диагностике и прогнозированию С. оказывает диагностика психологическая.

   (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 274)

   индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности.

   (Педагогика. Учеб. под ред. Л.П. Крившенко. - М., 2005. С. 420)

   См. также Одарённые дети

Поделиться:
Действия:
Скачать в doc

Предложения со словом способности

  • Изготовление каменных орудий возможно при условии сохранения и передачи знаний внутри развитой социальной системы, что и подтверждает нашу теорию, что возросший потенциал энергий социального происхождения способен формировать гораздо более сложные качества и способности разумного, а в случае с нашим прародителем – умственного характера.
  • Нам интересен этот срез исследования тем, что интеллектуальные способности спортсмена проявляются в социальных условиях субъект-субъектного взаимодействия и спортивная деятельность, организуемая на верхних порогах проявления способностей, иногда – в экстремальных условиях – предъявляет сложную систему требований к компонентам интеллектуальной готовности, включающим составляющие социального интеллекта.
  • Одна группа обладателей экстрасенсорных/паранормальных способностей утверждает, что данные способности являются принадлежностью узкого круга людей, в основном они врожденные или переданные «по наследству» (наличие экстрасенсов в роду или передача через контакт от обладателя способностей), также могут открыться в результате каких-либо действий (катастрофы или специфические тренировки), но лишь у тех, у кого имеется предрасположенность.
  • Постоянное духовное самосовершенствование личности, формирование интеллектуального и культурного потенциалов закладывается с детства, поэтому необходимо уже в школе воспитывать творческого человека, развивать способности не только к трансляции старого, но и к созданию нового, иными словами, необходимо уже с ранних лет учить мыслить творчески.