индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности. Не сводятся к знаниям, умениям и навыкам; обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами деятельности. Диагностика некоторых сложившихся способностей проводится с помощью тестов. Высокий уровень развития способностей выражается понятиями таланта и гениальности.
мн.
Природная склонность к занятиям чем-л.; талант, дарование.
Syn: данные, талант, талантливость
♦ "Русские проявляют свои способности скорее в умении пользоваться плохими орудиями, нежели в улучшении их" (Кюстин, РСт 73, 1892, 116). См. также ПОТРЕБНОСТИ.
индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условиями успешного выполнения определённой деятельности. Включают в себя как отдельные знания, умения и навыки, так и готовность к обучению новым способам и приёмам деятельности. Для классификации С. используются разные критерии. Так, могут быть выделены сенсомоторные, перцептивные, мнемические, имажинативные, мыслительные, коммуникативные С. В качестве другого критерия может выступать та или иная предметная область, в соответствии с чем С. могут быть квалифицированы как научные (математические, лингвистические, гуманитарные); творческие (музыкальные, литературные, художественные); инженерные. Различают также общие и специальные С. Общие С. - это свойства ума, лежащие в основе разнообразных специальных С., выделяемых в соответствии с теми видами деятельности, в которых они проявляются (технические, художественные, музыкальные С. и т.п.). Выявлены компоненты, составляющие структуру специальных С., что позволяет сформулировать педагогические рекомендации, направленные на повышение эффективности формирования С. учащихся.
Известны две крайние точки зрения по вопросу о природе и происхождении С. Одна из них (ведёт традицию от Р. Декарта и Г.В. Лейбница) характеризует С. как врождённые образования. Другая (следуя традиции Дж. Локка) исходит из тезиса о полной зависимости человека от внешних условий его жизни. Однако, признавая решающую роль деятельности и воспитания в развитии С., не следует недооценивать их природной основы, необходимости опоры на своеобразие природных особенностей человека, его одарённость (см. Одарённые дети). Высокая степень одарённости, являющаяся предпосылкой выдающихся достижений в деятельности, называется талантом. Гениальность - высшая степень одарённости; она проявляется в творчестве, имеющем историческое значение для общества.
В отечественной психологии разработана проблема сенситивных периодов - возрастных этапов, на которых возникают оптимальные условия для развития определённых психических качеств и С. Обоснована идея неповторимости каждого возрастного периода в развитии С. Высокая степень одарённости некоторых детей - результат суммирования предпосылок С. двух или нескольких возрастных периодов (Н.С. Лейтес). Оптимальное использование возможностей каждого сенситивного периода - актуальная практическая задача педагогов и родителей. Помощь в проведении работы по диагностике и прогнозированию С. оказывает диагностика психологическая.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 274)
индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности.
(Педагогика. Учеб. под ред. Л.П. Крившенко. - М., 2005. С. 420)
См. также Одарённые дети