справедливость, справедливости, мн. нет, жен.
1. отвлеч. сущ. к справедливый. Справедливость поступка. Справедливость слухов.
2. Беспристрастие, справедливое отношение к кому-чему-нибудь. Соблюсти справедливость. Нарушить справедливость. Чувство справедливости.
• Отдать справедливость кому-чему (книж.) - по справедливости признать что-нибудь за кем-чем-нибудь, воздать должное кому-чему-нибудь. «Хоть и дрянной человечишко, но гостеприимен, надо отдать справедливость.» Чехов.
категория морально-правового и социально-политического сознания, понятие о должном, связанное с исторически меняющимися представлениями о неотъемлемых правах человека. Содержит требование соответствия между реальной значимостью различных индивидов (социальных групп) и их социальным положением, между их правами и обязанностями, между деянием и воздаянием, трудом и вознаграждением, преступлением и наказанием и т. п. Несоответствие в этих соотношениях оценивается как несправедливость.
СПРАВЕДЛИВОСТЬ, и, ж.
1. см. справедливый.
2. Справедливое отношение к комун., беспристрастие. Чувство справедливости. Поступить по справедливости.
• Отдать справедливость кому-чему (книжн.) признать за кем-чемн. какиен. достоинства, правоту, отдать должное.
— является одним из высших принципов взаимных отношений между людьми. В идее С. Спенсер различает два элемента. Положительный элемент ее заключается в признании за каждым человеком права на беспрепятственную деятельность и на пользование теми благами, которые она приносит; а так как люди одарены различно, то и в результате их действий неизбежно неравенство. Отрицательный элемент идеи С. заключается в сознании того, что существуют пределы, обуславливаемые наличностью других людей, имеющих одинаковые права, уважение к которым является необходимейшим условием общественной жизни; в мысли о сферах действия, взаимно ограниченных, заключается понятие равенства. Неуравновешенная оценка этих двух элементов ведет, по мнению Спенсера, к расходящимся нравственным и социальным теориям. Так, в идее С., выработанной греческой философией, преобладает элемент неравенства. В диалогах Платона справедливым признается "правило о том, чтобы индивидуумы не брали принадлежащего другому, и в свою очередь не лишались принадлежащего им самим"; С. состоит, поэтому, в том, "чтобы каждый человек имел и делал то, что ему принадлежит"; несправедливо браться за занятие другого человека и "пробивать себе путь" из одного класса в другой. Наоборот, в системах утилитаризма (правило Бентама: "каждый должен считаться за одного, никто не должен считаться более, чем за одного") и коммунизма элемент неравенства совершенно исчезает: С. означает равное распределение материальных и нематериальных благ, достигаемых человеческой деятельностью, причем совершенно не допускается, чтобы доли счастья, достающегося людям, представляли неравенства, сообразно с их способностями или характерами. Истинное понятие о С. получается, по мнению Спенсера, путем надлежащей координации двух указанных элементов, причем идеи равенства и неравенства применяются одновременно: первая — к границам, вторая — к результатам человеческой деятельности. В действительности теория Спенсера соответствует лишь мировоззрению капиталистического общества, как оно выразилось в девизе laisser faire, ограничивающем задачи государства одной лишь охраной права. Между тем, требования С., имея неизменную основу, по содержанию своему изменяются сообразно нуждам времени и места. Эта неизменная основа выражена еще в формуле Гиллеля (см.): "не делай другим того, чего не желаешь себе" — формуле, сводящейся к принципу равноценности всех людей, что далеко не равнозначаще признанию равенства относительно пределов человеческой деятельности. Об отношении формулы Гиллеля к христианской заповеди любви и совершенства ср. ст. Влад. Соловьева: "Спор о С." ("Вестник Европы", 1894, №№ 4 и 7). См. Спенсер, "С." (СПб., 1897).
Как основной элемент правосознания, С. должна найти выражение в юридических нормах; но положительное право всегда отстает от жизни. Способом приближения первого к последней служит казуальное юридическое творчество, которое ставит себе задачей восполнять и изменять действующее право сообразно особенностям отдельных случаев, а исходным моментом своим и руководящим началом объявляет С. Отсюда дуализм между правом легальным и судебной практикой, проводящей начала С. Так было в древнем Риме (см.), где строгому праву (strictum jus) противополагалось преторское право (см. Эдикт претора), исходившее из начал "справедливости" (aequitas), которая понималась в самом широком значении и синонимами которой у юристов классической эпохи служили "добрая совесть" (см.) "добрые нравы" (boni mores), "честность" (honestas) и др. выражения (pietas, verecundia и т. п.). С. требовала толкования актов по их смыслу и действительным намерениям сторон; она требовала также возмещения всякого неправомерного ущерба, уполномочивала судью на разрешение всякого спора по совести и по внутреннему убеждению. В задачи С. входила также защита родства по крови, в противоположность агнатству. С. положена была и в основу понятия об обмане, явившегося одним из крупнейших орудий преторского права. Ссылка на обман, в виде иска (actio de dolo) или возражения (exceptio doli), допускалась как вспомогательное средство, коль скоро обычай добропорядочных и честных людей требовал судебного преследования или судебной защиты, хотя бы в силу строгого права они были неосуществимы. Если претор включал в судебную формулу оговорку об обмане, то такая формула обязывала судью-присяжного разбирать все дело по "совести" (bona fide) и С. Особая система права С. сохранилась и в Англии, где проводником С. (equity) служит канцлерский суд (см.). В России попытку введения такого суда С. представляли собой совестные суды (см.).
Syn: беспристрастие, нелицеприятность (кн.), непредубежденность, непредвзятость, справедливость, объективность; правда
Ant: несправедливость, пристрастность, неверность, лживость, неточность, неправильность
Отдать справедливость кому-чему (книжн.) - по справедливости признать что-н. за кем- чем- н., воздать должное кому- чему- н.
► Хоть и дрянной человечишко, но гостеприимен, надо отдать справедливость. Чехов.
несправедливость
♦ Ю. К. Щеглов об американском преподавании. Конечно, отвергается старое понятие классики как авторитарное. Для изучения предлагаются не dead-white-men, а наоборот, меньшинства. Но когда кто-то выделяется только за лесбийство и пр., это тоже несправедливо. Нужно выделять невыделяющихся, по возможности бездарных, как представителей большинства. Идеалом было бы изучать писателей не просто бездарных, а писателей неписавших. Но, конечно, это можно доверить только литературоведу непишущему. А главной кафедрой должна стать кафедра читательского сотворчества.
♦ Сыну приснилось стихотворение "Сон":
Я проснулся, включил радио и услышал.
Не волнуйтесь, сохраняйте спокойствие.
Сегодня между тремя и пятью часами
Кончилась третья мировая война.
Мы победили. Убитых - девятьсот миллионов.
Они сегодня не проснутся.
Cписки будут напечатаны в газетах.
Я проснулся, передавали военные марши,
Но я не стал спускаться за газетой.
♦ справедливое отношение к другим людям, беспристрастие
А. Прокомментированные темы
СПРАВЕДЛИВОСТЬ как тема Плача Иеремии:
Плач 4:13;
СОЦИАЛЬНАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ как тема Амоса:
Ам 5:24
Б. Справедливость у людей
1. Израильтянам заповедано вершить справедливость:
Исх 23:1–3,6; Лев 19:15; Втор 1:17; Втор 16:18-20
2. Пророки и справедливость
♦ призывали людей к справедливости:
Иер 22:3; Ос 12:6; Ам 5:24; Мих 6:8
♦ выступали против несправедливости:
Ис 3:15; Ам 2:6–8; Мих 3:1-3
3. Христиане призваны вершить справедливость:
Мф 23:23; Кол 4:1; Иак 2:1-4
В. Божия справедливость
1. Бог справедлив
♦ Его пути справедливы (праведны):
Втор 32:4; Дан 4:37; Откр 15:3
♦ любит справедливость (правду):
Пс 10:7; Пс 32:5
♦ действует справедливо:
Соф 3:5
♦ судит справедливо:
1Пет 2:23; Откр 16:5,7
2. Сущность справедливости Божией
♦ беспристрастен:
2Пар 19:7; Иов 34:19; Рим 2:11
♦ защищает жертв несправедливости:
Пс 9:18,19; Пс 102:6
3. Выражения справедливости Божией
♦ плата за грех — смерть:
Быт 2:17; Рим 6:23
♦ выражается в том, что Он прощает нас,
1Ин 1:9
♦ см. также праведность
Справедливость
♦ Justice
Одна из четырех основополагающих добродетелей, заключающаяся в уважении к равенству и законности, правам индивидуумов и праву как институту. Справедливость предполагает, что закон должен быть одним для всех, что право должно уважать права отдельных людей, наконец, что правосудие в юридическом смысле слова должно быть справедливым с точки зрения морали. Как обеспечить гарантированную справедливость? Никак. В абсолютном значении это невозможно, вот почему политика, даже если она стремится быть справедливой, всегда конфликтна и уязвима. Но другого пути все равно нет. Никакая власть не бывает справедливой, но справедливость без власти недостижима.
«Имущественное равенство, наверное, справедливо, но…» – пишет Паскаль. Но что? Но право считает иначе и защищает частную собственность, следовательно, имущественное неравенство. Это достойно сожаления? Необязательно (общество неравенства может быть более процветающим даже с точки зрения беднейших слоев населения, чем общество равенства). Хотя такое и возможно (в частности, если справедливость ценится выше процветания). Но кто решает, каким быть обществу? Действующее право (не случайно в слове «справедливость» содержится корень «прав»). Значит, решение принимают самые справедливые? Отнюдь нет. Его принимают самые сильные, а в демократическом обществе – это почти всегда большинство. Является ли частная собственность составляющей естественного права? И является ли она одним из прав человека? Это два совершенно разных вопроса, но ни один из них не имеет решения в рамках одного только права, поскольку вопросы эти больше философские, чем юридические, и больше политические, чем нравственные. «Не умея сделать так, чтобы сила повиновалась справедливости, – продолжает Паскаль, – мы представляем справедливым повиновение силе. Не умея усилить справедливость, мы оправдываем силу, чтобы соединить справедливость с силой ради установления мира, который есть высшее благо» («Мысли», 81–299; см. также 103–298).
Здесь мы сталкиваемся с условным характером общественного договора, но сама эта условность проливает на него яркий свет. «Справедливость сама по себе, – указывает Эпикур, – не есть нечто, но в отношениях людей друг с другом в каких бы то ни было местах всегда она есть некоторый договор о том, чтобы не вредить и не терпеть вреда» («Максимы», 33; см. также максимы 31–38). И неважно, существует ли подобный договор фактически. Для справедливости достаточно, чтобы он мог существовать теоретически; он, как подчеркивает Кант, является «правилом, а не истоком построения государства; не принципом его основания, но принципом его управления» («Размышления», Ак. XVIII, 7734; см. также «Теория и практика», II, следствие). Решение считается справедливым, если оно может получить законное одобрение со стороны всех (всего народа, как уточняет Кант) и каждого отдельного человека (если он абстрагируется от своих эгоистических или несущественных интересов; Роулз (***) называет это «исходной позицией» или «пеленой незнания»). Это важно для государства, но не менее важно и для индивидуумов. «Я само по себе несправедливо, – пишет Паскаль, – считая себя центром всего» («Мысли», 597–455). Против этого и борется справедливость, универсальная по своей сущности, во всяком случае принципиально универсальная; она направлена против эгоизма отдельного человека и способствует децентрализации. Исходя из этого Ален формулирует следующее правило, имеющее всеобщее значение именно потому, что оно важно для каждого: «Заключая любой договор или вступая в любую сделку, поставь себя на место другого человека, вспомни все, что тебе известно, прикинь, насколько ты свободен от обязанностей, и посмотри, одобрил бы ты на его месте эту сделку или этот договор» («О справедливости», глава 81). Но раз это правило значимо для отдельных индивидуумов, оно значимо и для граждан государства. Если оно значимо для морали, оно значимо и для политики – при условии, что граждане исполняют свой долг. «Прав, – указывает Кант, – любой поступок, который или согласно максиме которого свобода произвола каждого совместима со свободой каждого в соответствии со всеобщим законом» («Метафизика нравов», часть I, Введение в учение о праве, § С). Подобное сосуществование свобод под сенью одного закона предполагает их равенство, по меньшей мере юридическое, вернее сказать, оно претворяет это равенство в жизнь (даже притом, что существует бесчисленное множество примеров фактического неравенства). Другого пути нет, ибо это и есть справедливость – та, которую приходится постоянно совершенствовать, та, которую необходимо защищать, та, за которую нужно бороться.
***
Джон Роулз (1921–2002) – американский философ, президент Американской ассоциации политических и социальных философов, автор труда «Теория справедливости», давшего мощный толчок развитию либеральной философии, и книги «Политический либерализм».
♦ (ENG justice)
классически - представление о том, что каждая личность получает то, что ей причитается. Библия уделяет особое внимание справедливым взаимоотношениям и лицам, получающим долю общественных ресурсов. В ней выражается забота по отношению к угнетенным и призыв к справедливому обращению с ними. С. связана с любовью и милосердием.
общая нравственная санкция совместной жизни людей. С. рассматривается преимущественно под углом зрения сталкивающихся желаний, интересов, обязанностей. Специфический предмет С. - благо и зло совместного существования в рамках единого социального пространства. Существует два значения понятия С. - широкое и узкое. Соответственно можно говорить об общей С. и частной С. Общая С. совпадает с нравственностью в её проекции на социальную сферу. Частная С. есть нравственно санкционированная соразмерность в распределении благ и зол совместной жизни людей в рамках единого социального, государственно-организованного пространства. Общая С. и частная С. связаны между собой столь органично, что одна невозможна без другой.
Для понимания С. существенно признание того, что индивиды рассматриваются в совместной жизни как взаимно нуждающиеся друг в друге и потому равные между собой. Поскольку индивиды образуют вместе общество, постольку они имеют нечто общее. Именно это фундаментальное обстоятельство даёт начало С. В этическом аспекте С. выступает как равенство в достоинстве быть счастливыми и в обладании необходимыми для этого благами. С. предполагает некий набор материальных и духовных благ, на которые все граждане изначально имеют право независимо от заслуг. Здесь точкой отсчёта С. оказывается взаимность золотого правила нравственности. В правовом аспекте С. выступает как формальное равенство. Нравственная С. есть равенство бесконечностей, люди здесь равны друг другу постольку, поскольку каждый из них является незаменимым. Люди равны в качестве "соучредителей" социального пространства, но сам процесс учреждения предусматривает неравенство их занятий и положений. Проблема С. состоит в конституировании такого равенства, чтобы оно стало равенством неравных. Необычайная трудность решения этой проблемы составляет основной источник общественных смут, протекающих под знаменем борьбы за С.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 274)