18 мая 2024
450 тысяч слов
+17 за сегодня

Значения слова строфа

все
Словарь Ушакова
Словарь Ожегова
Словарь Ефремовой
Толковый словарь живого великорусского языка, Даль Владимир
Энциклопедический словарь
Большая Советская Энциклопедия
Толковый словарь русского языка (Алабугина)
Античный мир. Словарь-справочник
Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

Словарь Ушакова

строфа

строфа, строфы, жен. (греч. strophe-поворот) (лит.).

1. В стихотворном произведении - раздел текста, объединяющий ритмически и по содержанию несколько стихов.

2. В древнегреческой трагедии - часть торжественного шествия хора и исполнявшейся им в это время песни.

Словарь Ожегова

строфа

СТРОФА, ы, мн. строфы, строф, строфам и строфам, ж. В стихотворном произведении: часть текста с повторяющейся организацией ритма и рифмы, содержательно объединяющая несколько стихов.

| прил. строфический, ая, ое.

Словарь Ефремовой

строфа

ж.
Часть текста в стихотворном произведении, характеризующаяся повторяющейся
организацией ритма и рифмы и содержательно объединяющая несколько стихов.

Толковый словарь живого великорусского языка, Даль Владимир

строфа

ж. греч. условный отдел стихотворенья, в несколько стихов; куплет. Стихотворенье писано строфами в шесть, в восемь стихов, шести--, осмистишиями.

Энциклопедический словарь

строфа

(от греч. strophe, букв. - поворот), группа стихов, объединенных каким-либо формальным признаком, повторяющимся периодически, напр. устойчивым чередованием различных метров (алкеева строфа, сапфическая строфа), различных клаузул и рифм (четверостишие, октава, онегинская строфа). Обычно разделяются на письме увеличенными интервалами.

Большая Советская Энциклопедия

строфа

(от греч. strophe, буквально ≈ поворот), в стихосложении ≈ группа стихов , объединённых каким-либо формальным признаком, периодически повторяющимся из группы в группу. Всякий стихотворный текст естественно членится на группы стихов. Текст, где это деление не урегулировано, т. е. подчинено лишь синтаксису и смыслу, называется астрофическим (так, астрофичны «Илиада», русские былины). Текст, где оно урегулировано, т. е. читатель и слушатель заранее, независимо от смысла ждет на определённых местах появления определённых стиховых признаков (например, сильной паузы, укороченной строки, мужского окончания, рифмы), называется строфическим (так, строфичны оды Пиндара, М. В. Ломоносова). Между астрофическими и строфическими текстами возможны промежуточные формы, например тексты со строфами непостоянной длины (так, «Песнь о Роланде» состоит из «тирад» разной длины, объединённых рифмой, а «Кому на Руси жить хорошо» Н. А. Некрасова ≈ из «строфоидов» разной длины, в каждом из которых за рядом женских строк следует заключительная мужская).

Длина С. в строфических текстах обычно достаточно невелика (от 2 до 12≈16 стихов), чтобы быть непосредственно ощутимой; впрочем у Г. Р. Державина встречается С. в 38 стихов, а в античной лирике ≈ ещё более длинные. Внутри С. могут выделяться повторяющиеся стиховые группы меньшего объёма (так, 14-стишная онегинская строфа членится на 3 четверостишия и заключительное двустишие); а иногда, наоборот, С. объединяются в повторяющиеся стиховые группы большего объёма (сочетание запева и припева в песнях, «строфы», антистрофы и «эпода» в античной хоровой лирике). Простейшая и древнейшая С. ≈ двустишие; путём деления длинных стихов на полустишия из неё развилось четверостишие. Двустишия и четверостишия ≈ самые употребительные С. в европейской поэзии; почти все остальные виды новоевропейских С. могут быть сведены к их удлинению или к их комбинациям.

В античной поэзии С. организовывались преимущественно упорядоченным чередованием стихов различного метра (алкеева С., сапфическая строфа и пр.), в новоевропейской ≈ упорядоченным чередованием стихов с различными окончаниями и рифмами (перекрёстная рифмовка abab, смежная aabb, опоясывающая abba и пр.). Конец С. или даже полустрофы часто отмечается укороченным стихом ( элегический дистих , ямбические эподы, сапфическая С.; в новой поэзии ≈ такие С., как в стихотворении «На холмах Грузии...» или «Я памятник себе воздвиг...» А. С. Пушкина) или укороченным окончанием стиха (С., завершающиеся мужским окончанием, гораздо употребительнее, чем завершающиеся женским, ≈ см. Клаузула ). Это частный случай общей тенденции к облегчению стиха в конце стихового периода: эта тенденция проявляется и в менее урегулированной форме ≈ например, отмечено, что стихи, начинающие С., в среднем содержат больше ударений, чем стихи, замыкающие её.

Роль С. в ритмическом строении текста аналогична роли предложения в синтаксическом строении текста; поэтому между строфическим и синтаксическим членением текста обычны совпадения: С. тяготеет к синтаксической законченности (перенос предложения из С. в С. ≈ большая редкость), начальная часть С. приобретает повышающуюся интонацию, т. н. антикаденцию, а конечная часть С. ≈ понижающуюся, т. н. каденцию (нем. Aufgesang и Abgesang), построение С. стремится к симметрии, различным формам параллелизма и пр. Все отступления от этого ритмико-синтаксического фона имеют особую выразительную силу.

Некоторые виды С., будучи разработаны в народной или литературной поэзии на материале устойчивого жанра, тематики и стиля, сохраняют ассоциативную связь с ними и в дальнейшем употреблении. Таковы, например, двустишия античного элегического дистиха, арабских газелей , французского александрийского стиха высоких жанров классицизма; трёхстишные терцины (с рифмовкой aba bcb cdc...) «Божественной комедии» Данте; четверостишия английских и немецких баллад с чередованием 4- и 3-стопных стихов; 8-стишные октавы (с рифмовкой abababec) поэм итальянского Возрождения; 9-стишная спенсерова строфа (ababbcbcc); 10-стишная С. классицистических од (ababec-deed); 14-стишная онегинская строфа (ababccddeffegg). Такие «твёрдые строфы» смыкаются с т. н. «твёрдыми формами», в которых заранее заданы не только строфика, но и объём стихотворения, ≈ такими, как сонет , триолет , рондель, рондо , секстина и др.

Лит.: Жирмунский В. М., Композиция лирических стихотворений, в его кн.: Теория стиха, Л., 1975; Томашевский Б. В., Строфика Пушкина, в его кн.: Стих и язык, М. ≈ Л., 1958; Никонов В. А., Строфика, в сборнике: Изучение стихосложения в школе, М., 1960; Магtinon Ph., Les strophes. P., 1912. см. также лит. при ст. Стихосложение .

М. Л. Гаспаров.

Толковый словарь русского языка (Алабугина)

строфа

   , -ы, ж.

   В стихотворном произведении: несколько стихов (строк), объединённых рифмой, ритмикой и содержанием и составляющих часть стихотворного текста.

   * Онегинская строфа. *

Античный мир. Словарь-справочник

строфа

(греч. поворот)

   1) в гр. хоровой лирике и в драме основной компонент партии хора, к-рую он исполнял передвигаясь по орхестре в одну сторону (строфа), затем - в др. (антистрофа);

   2) в сольной лирике - совокупность двух и более стихов, составляющих интонационное и ритмическое единство.

   Я.Ш.

   (Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под ред. В.Н.Ярхо. М., 1995.)

Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

строфа

(от греч. strophe — поворот) — группа стихов (стихотворных строк), объединенных каким-либо периодически повторяющимся формальным признаком, например общей системой рифмовки, устойчивым чередованием различных стихотворных размеров и т.д. Графически строфы обычно разделяются увеличенными интервалами.

Рб: Структура стихотворного произведения

Вид: двустишие, октава, онегинская строфа, пятистишие, секстина, терцет, терцина, трехстишие, четверостишие

Асс: Стих

* "В разных системах стихосложения неодинаковы основы, образующие строфы, различны и их типы. Наименьшая строфа — двустишие. Крупные строфы членятся внутри или вовсе не воспринимаются на слух. В русской поэзии XIX—ХХ веков преобладает строфа из четырех стихов, гораздо реже из пяти или шести стихов" (В.А. Никонов).

"Строфа не только один из важнейших элементов ритма. В некоторых случаях не менее существенным оказывается то содержание, которое строфа приносит с собой" (Е. Эткинд). *

Поделиться:
Действия:
Скачать в doc

Каким слово строфа может быть

Предложения со словом строфа

  • Вторая строфа – зрительные образы бледнеют («сонные огоньки», «бледное ветрило»), выступают осязательные (плеск карпа сопровождается эпитетами «тяжелый», «гладкой» и – это может быть и осязательным образом и зрительным – «широкий»), слабо намечаются звуковые (плеск карпа, по-видимому, сопровождается и звуком).
  • Песни хора разделяются на части, которые называются строфа, антистрофа и эпод.
  • В том виде, в каком оно предложено читателям автором переложения, оно означает, что «рондо», оценивающее «Синьора Дильдо», уже сочинено теми, кому адресована данная строфа (на это указывает совершенный вид прошедшего времени глагола «оценить»).
  • Эта строфа – не самооценка поэта, а изложение той оценки, которую он с уверенностью предвидит себе.