22 ноября 2024
450 тысяч слов
+22 за сегодня

Значения слова существо

все
Словарь Ушакова
Словарь Ожегова
Словарь Ефремовой
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
Тезаурус русской деловой лексики
Фразеологический словарь русского языка

Словарь Ушакова

существо

существо, существа, ср.

1. только ед. То же, что сущность. «Овладеть марксистско-ленинской теорией - значит усвоить существо этой теории...» История вкп(б). «Существо уклона к местному национализму состоит в стремлении обособиться и замкнуться в рамках своей национальной скорлупы...» Сталин. Высказаться по существу вопроса.

2. преим. в сочетании со словом "живой". То, что существует как живой организм, животное. Живые существа. «Нигде не было видно ни одного живого существа.» М.Горький.

| В сочетании с прил. употр. для обозначения человека. «Делиться мыслию своей с любимым существом.» Некрасов. «Ждет меня потеря любимого существа.» Чехов. «Очень она нервическое существо.» А.Тургенев. «Это было длиннолицее, длиннозубое существо.» А.Тургенев.

По существу (Говорить) - касаясь главного, существенного, основной темы. Говорить не по существу. По существу или по существу говоря (вводное слово) - на самом деле, в действительности, по своему содержанию. «Народники 90-х годов по существу давно отказались от всякой революционной борьбы с царским правительством.» История вкп(б). «Славянофильство и теория официальной народности представляют собою по существу одно и то же учение...» Плеханов.

Словарь Ожегова

существо

СУЩЕСТВО 1, а, ср. Сущность, внутреннее содержание чегон., суть. С. дела. Понять с. вопроса. Говорить по существу (касаясь самого существенного).

По существу и по существу говоря, вводн. сл. то же, что в сущности (в сущности говоря).


СУЩЕСТВО 2, а, ср. Живая особь, человек или животное. Не видно ни одного живого существа. Странное с. Жалкое с.

Словарь Ефремовой

существо
  1. ср. Главное, существенное в ком-л., чем-л., суть кого-л., чего-л.; сущность.
  2. ср.
    1. Живой организм, живая особь, животное, человек.
    2. Совокупность всех физических и душевных сил человека.

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

существо

— термин "существо" употребляется в двояком смысле: 1) как синоним "сущности", например в выражении "существо вещей", и 2) как означение известного разряда самих вещей. В этом последнем смысле он, по крайней мере по принятому в русском языке словоупотреблению, означает предмет индивидуализованный и обладающий душою. При отсутствии одного из этих признаков наименование существа к предмету не прилагается. Например, атом, понимаемый как носитель исключительно вещественных свойств, не именуется "существом"; но если предположить в атоме ощущение и волю, то ему может быть дано это название. С другой стороны, чистые духи (Бог, ангелы) именуются существами при условии представления их как неделимых; силы же хотя и духовные, но лишенные индивидуальности, не относятся к разряду существ (например, мировая воля в смысле, придаваемом ей Шопенгауэром, или разум, мыслимый как безличный закон мира). Поэтому и вопрос о том, позволительно ли душу как таковую называть существом в точном смысле этого слова, разрешается утвердительно или отрицательно в зависимости от того, признается ли в душе внутреннее связывающее ее единство или же она считается за собрание отдельных состояний.

Н. Г. Д.

Тезаурус русской деловой лексики

существо

Syn: сущность, содержание, предмет, суть

Фразеологический словарь русского языка

существо

Говорить по существу - говорить о самом главном, существенном

По существу (говоря) - если рассматривать основу, суть дела, на деле, в действительности

Поделиться:
Действия:
Скачать в doc

Каким слово существо может быть

Предложения со словом существо

  • Наша психическая субстанция также носит двойственный характер и представлена, с одной стороны, поверхностной душой-желания, которая проявляется в витальных импульсах, эмоциях, эстетических способностях и в ментальном стремлении к обладанию силой, знанием и счастьем и, с другой стороны, истинным психическим существом, представляющим собой силу чистого света, любви, радости и утонченную квинтэссенцию настоящей души, скрытой за внешней формой нашего психического бытия, которое мы так часто склонны возвеличивать.
  • И это продолжается до тех пор, пока он не признает наконец, что для того, чтобы спастись от ужаса перед увлекающим его движением погибельной жизни, ему надо понять, что его движение в плоскости – его пространственное и временное существование – не есть его жизнь, а что жизнь его только в движении в высоту, что только в подчинении его личности закону разума и заключается возможность блага и жизни.
  • Дживатман способен гармонично действовать в бесконечном многообразии божественного бытия, не нарушая своего единства с Божественным и не вступая ни с чем в противоречия, потому что уровень его сознания и существования иного порядка, нежели сознание и существование разума, даже одухотворенного, – он обладает тем сознанием, которое присуще Бесконечному и которое само является бесконечным не только в своей глубочайшей сути, но и во внешних проявлениях, ибо оно способно быть каждой отдельной вещью, оставаясь при этом единым и неизменным.
  • Психическое эволюционирует, являясь частью человеческого существа, его божественной частью, – так что, осуществив психическое преображение своей природы, человек не выйдет за пределы текущей эволюции, но его существо станет способным отзываться на все, что исходит от Божественного или от Высшей Природы, и отказываться отвечать влияниям Асура, Ракшаса, Пишачи или Животного, пребывающих в нем, или поддерживать любые виды сопротивления низшей природы, препятствующие божественному преображению.