24 ноября 2024
450 тысяч слов
+3 за сегодня

Значения слова телевидение

все
Словарь Ушакова
Энциклопедический словарь
Словарь Ожегова
Словарь Ефремовой
Тезаурус русской деловой лексики
Педагогический терминологический словарь
Москва. Энциклопедический справочник
Альтернативная культура. Энциклопедия

Словарь Ушакова

телевидение

телевидение, телевидения, мн. нет, ср. (неол. тех.). Видение на расстоянии при помощи электрических методов связи по проводам или по радио. см. теле....

Энциклопедический словарь

телевидение

(от теле... и слова "видение"), область науки, техники и культуры, связанная с передачей на расстояние изображений подвижных объектов при помощи радиоэлектронных устройств. В телевидении принят принцип последовательной передачи элементов изображения (выдвинут в кон. 19 в. португальским ученым А. ди Пайва, А. de Paiva, и независимо от него российским ученым П. И. Бахметьевым), согласно которому в пункте передачи производят преобразование элементов изображения в последовательность электрических сигналов (анализ изображения) с последующей передачей этих сигналов по каналам связи в пункт приема, где осуществляют их обратное преобразование (синтез изображения). До 30-х гг. 20 в. телевидение развивалось по пути использования для анализа и синтеза оптико-механических устройств (начало их разработки положил немецкий инженер П. Г. Нипков, в 1884). В сер. 30-х гг. появились первые системы электронного телевидения (прообразы современных), в которых эти операции стали осуществляться с помощью телевизионной передающей трубки и кинескопа. Развитие современных систем телевидения связано с повышением четкости изображения (телевидение повышенной и высокой четкости), увеличением помехоустойчивости (кабельное телевидение) и дальности действий (спутниковое телевидение). С сер. 80-х гг. ведется разработка систем цифрового телевидения. Телевидение - одно из наиболее массовых средств распространения информации (политической, культурной, познавательной, учебной, рекламной); оно применяется также в научных, организационных, технических и др. прикладных целях, напр., в промышленности и на транспорте (диспетчеризация, контроль), при космических и ядерных исследованиях, в медицине.

Словарь Ожегова

телевидение

ТЕЛЕВИДЕНИЕ, я, ср.

1. Передача на расстояние и приём на экран средствами радиоэлектроники изображений движущихся и неподвижных объектов и звукового сопровождения. Вещательное т. Промышленное т. (применяемое в технических, научных, информационных, организационных целях). Чёрно-белое т. Цветное т.

2. Область науки и техники, связанная с такой передачей и приёмом.

3. Учреждения, осуществляющие такие вещательные передачи. Работать на телевидении.

| прил. телевизионный, ая, ое.

Словарь Ефремовой

телевидение
  1. ср.
    1. Передача на расстояние и прием на экран средствами радиоэлектроники изображений объектов - движущихся и неподвижных - и звукового сопровождения.
    2. Раздел науки и техники, связанный с такой передачей и приемом.
    3. Система устройств для передачи и приема таких изображений и звукового сопровождения.
    4. Учреждения с техническим оборудованием для телевизионного вещания, осуществляющие такую передачу и прием.

Тезаурус русской деловой лексики

телевидение

Syn: ТВ

Педагогический терминологический словарь

телевидение

   область науки, техники и культуры, связанная с передачей на расстояние изображений объектов и звукового сопровождения при помощи радиосигналов. Чаще всего под названием "Т." понимается формирование и трансляция телепрограмм (собственно - телевизионное вещание) - одно из средств массовой коммуникации.

   Значительный вклад в развитие техники Т. в начале 80-х гг. 19 в. внесли А. ди Пайва (Португалия), П.И. Бахметьев (Россия), П. Нипков (Германия), а также рос. учёный Б.Л. Розинг, предложивший в 1907 использовать электронно-лучевую трубку. Первые в мире системы электронного Т. изобрели в начале 30-х гг. независимо друг от друга В.К. Зворыкин (русский эмигрант, жил в США) и Ф. Фарнсуорт (США). В 30-е гг. началось регулярное телевещание в ряде стран Европы и США. В России первая телепередача состоялась в 1931 (из Москвы). В 1938 началось экспериментальное, а с 1939 регулярное электронное телевещание.

   После Великой Отечественной войны телетрансляции возобновлены 7 мая 1945. С 1951 осуществляются ежедневные передачи; было создано Центральное телевидение. С 1967 передаётся цветное изображение. В 1967-70 введён в действие Технический телевизионный центр "Останкино".

   В 90-е гг. в системе Т. определились три направления: государственное, общественное (финансируемое за счёт средств общественных организаций) и коммерческое (за счёт рекламы). К началу 2000 в систему рос. Т. входили государственные компании - Всерос. государственная телерадиокомпания (ВГТРК), "Культура"; ОРТ (Общественное рос. телевидение); коммерческие компании - НТВ, ТВ-6, REN TV, ТНТ и др., а также ряд компаний в республиканских, краевых, областных и других центрах, акционерное общество - региональная московская телерадиокомпания ТВЦ. В 1994 создан Рос. фонд развития Т.; при нём организована Рос. академия телевидения.

   В педагогических аспектах Т. выделяют воспитательный и образовательный. Педагогически ориентированному Т. свойственна адресная, содержательная (тематическая), формальная (жанровая), функциональная дифференциация передач. Воспитательные аспекты Т. чаще всего связывают с формированием нравственных норм поведения и ценностных ориентаций детей и молодёжи, а также с организацией их досуга. В этом смысле Т. - одно из самых влиятельных средств социализации. Воспитательное направление проявляется прежде всего через трансляцию художественных и анимационных фильмов, литературно-драматических и публицистических передач. Однако увлечённость детей Т. имеет и негативные стороны: сокращается время активного отдыха, игр, общения, а бессистемный просмотр телефильмов может нанести значительный вред здоровью ребёнка. Поэтому необходим контроль со стороны взрослых за выбором ребёнком телепередач.

   Отечественные телепередачи для детей появились в 30-е гг. В конце 40-х гг. создана детская редакция при Московском телецентре. В 60-е гг. популярностью пользовались интерактивные формы взаимодействия с юным зрителем: передачи "Умелые руки" (среди ведущих В.М. Леонтьева), "Выставка Буратино", "Спокойной ночи, малыши!" и другие, в адрес которых приходили сотни писем от детей. В 70-е гг. адресная структура передач включала 5 возрастных групп: для дошкольников предназначались кукольные спектакли, мультфильмы, для младших школьников - передачи, связанные с игровой и учебной деятельностью ("АБВГДейка" и др.), для подростков - познавательные программы, олимпиады, конкурсы и пр., для старших подростков - передачи, посвящённые вопросам межличностных интересов, для юношей и девушек - по проблемам самоопределения. В 80-е гг. социологическими исследованиями (В.С. Собкин и др.) были детально определены доминанты интересов в каждой группе и их зависимость от пола. Было обнаружено, что у юных зрителей в 9 лет пользуются популярностью передачи о животных, приключениях и путешествиях; в 12 лет - о сверстниках и эстрадная музыка; в 15 лет - интеллектуальные игры и информационные программы. В 90-е гг. расширилась тематика передач, на экране появилось мн. зарубежных художественных и мультипликационных фильмов. Однако наряду с мировой классикой детского кино демонстрируется и низкопробная кинопродукция, пропагандирующая насилие, порнографию и т.п. Негативным явлением стало сокращение на отечественном Т. специальных детских передач. В 2000 даже воспитавшая не одно поколение юных зрителей передача "Спокойной ночи, малыши!" по финансовым соображениям была вынуждена перейти с ОРТ на канал "Культура", который вещает на меньшую зрительскую аудиторию. Наиболее популярные современные передачи: "...До 16 и старше" (ОРТ), "Отчего, почему" (ТВЦ), игра "Полундра" (НТВ) и другие, а также зарубежные проекты "Телепузики" (РТР - ВГТРК), "Улица Сезам" (НТВ) и др.

   В образовательном Т. выделились два ярко выраженных взаимосвязанных направления - образовательное (просветительское) и учебное Т. (использование Т. в учебных целях). Образовательная линия проявилась в подготовке соответствующих передач и трансляции научно-популярных фильмов. Первые эксперименты учебного Т. были проведены в начале 50-х гг. в США, Франции, Японии. В России регулярные программы учебного Т. начались в 1959 и в 60-е гг. получили широкое развитие. На Центральном телевидении и в ряде местных студий появились редакции учебного Т. Передачи для общеобразовательной школы были представлены тремя категориями: для трансляции на урок (телеурок строго соответствовал теме школьной программы и длился 15-25 мин), для самостоятельного просмотра школьниками во внеурочное время, для учителей. Осн. формы: учебные телефильмы, лекции, телепостановки, телеэкскурсии, диспуты, беседы и пр. Методика учебной работы имела мн. общего с использованием технических средств обучения.

   Некоторые педагоги стали рассматривать Т. как средство, способное заменить классные занятия, а осн. роль в обучении отводили "телевизионному педагогу". К очевидным преимуществам Т. относились богатые иллюстративные возможности, присутствие в передачах известных учёных, специалистов и др. Однако опыт учебного Т. во мн. странах мира не был успешным, т.к. требовал сложных форм взаимодействия образовательных и телевещательных организаций. Интерес к учебному Т. снизился с появлением видеотехники и компьютеров, с введением Интернета (в России передачи "на урок" велись до 1991).

   Получила развитие идея заочного образования с помощью Т. В России систематические передачи для студентов проводились с 1964 в Ленинграде и с 1965 на Центральном телевидении в Москве. Разрабатывались телеверсии лекций (на основе учебных планов Всесоюзного заочного политехнического института), в т.ч. для поступающих в вузы. Однако эти формы также оказались неэффективными. Учебное Т. утратило самостоятельное значение и практически слилось с просветительным направлением.

   В зарубежных странах проводились эксперименты по организации автономных форм высшего заочного образования: Британский открытый университет (1969); учительский телерадиоуниверситет в Польше (1974) и др.

   (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 287-288)

   См. также Технические средства обучения

   Ч632

Москва. Энциклопедический справочник

телевидение

Первые отечественные экспериментальные трансляции телепередач велись из Москвы с начала 1930-х гг. (по системе малокадрового механического телевидения). В 1932 состоялась первая передача движущегося изображения из студии на улице 25 Октября (ныне Никольская улица), 7. В 1937 организован первый телецентр на улице Шаболовке (на базе действовавшей с 1920 радиостанции), с 1938 осуществлявший экспериментальное телевещание на основе электронных систем, а с 1939 — регулярное телевещание [первой передачей стала демонстрация фильма об открытии 18-го съезда ВКП(б), снятого Союзкинохроникой по заказу телевидения]. В 1940 в ограниченное производство поступил телевизионный приёмник «17-Т-1». В годы Великой Отечественной войны телевидение не функционировало. Московский телецентр на Шаболовке вновь начал трансляции передач 7 мая 1945, а 15 декабря того же года первым в Европе возобновил регулярное телевещание два раза в неделю. С конца 40-х гг. в Москве налажено серийное производство телеприёмников «Москвич Т-1» и «КВН-49». В 1951 на базе Московского телецентра создана Центральная студия телевидения, ведущая ежедневные передачи. В 1956 введена 2-я программа телевидения. В 1957 создан Госкомитет по радиовещанию и телевидению при Совмине СССР. В 60-х гг. появились 3-я и 4-я программы телевидения. В 1964 впервые в стране с помощью спутниковой связи осуществлена трансляция Олимпийских игр из Токио, в 1965 — обмен телепрограммами между Москвой и Владивостоком, в 1966 — передача цветного изображения из Парижа в Москву. В 1967—70 введён в действие Технический телевизионный центр (ТТЦ) «Останкино», рассчитанный на формирование 8 внутренних и международных телевизионных программ. С 1967 начались регулярные передачи цветного телевидения; в этом же году создана спутниковая система распределения телевизионных программ на сеть наземных приёмных станций «Орбита» (первые станции для приёма программ из Москвы построены в Магадане, Якутске и других городах). Разветвлённая сеть радиорелейных и кабельных линий совместно с «Орбитой» обеспечила доставку программ Центрального телевидения из Москвы на все мощные трансляционные станции страны. В 60—70-х гг. возникли популярные телевизионные передачи: для детей — «Спокойной ночи, малыши»; научно-популярные — «В мире животных» и «Клуб путешественников» (первоначально «Клуб кинопутешественников»); информационная программа «Время»; игровые — «КВН» и «Что? Где? Когда?», а также «Кинопанорама». К 1978 телевещанием из Москвы охвачены практически все густонаселённые районы СССР (свыше 80% всего населения). В конце 70-х гг. Центральное телевидение вело вещание по 8 программам, 4 из которых принимались жителями Москвы и Подмосковья: 1-я (основная) — общесоюзная информационная, общественно-политическая, художественная; 2-я — информационно-публицистическая и художественная (значительное место занимали передачи о жизни Москвы); 3-я — учебная и научно-популярная; 4-я — художественная, познавательная, спортивная. Главная редакция передач для Москвы и Московской области (в составе Гостелерадио) готовила информационные программы «Москва» и «Московские новости», циклы передач «Москва и москвичи», женский клуб «Москвичка» и др. К началу 90-х гг. две программы Центрального телевидения принимались практически на всей территории России (свыше 95% всего населения).

В первой половине 90-х гг. началась реорганизация телевещания, появились первые автономные формы — общественное вещание и коммерческое вещание (существующее за счёт рекламы). В 1990 образована Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания (ВГТРК), составившая альтернативу Гостелерадио. ВГТРК организовала телеканалы «Россия» (1991) и «Российские университеты» (1992—96; имел просветительскую направленность). В 1991 на базе Гостелерадио созданы Российская государственная телевизионная и радиовещательная компания (РГТРК) «Останкино» и региональные телерадиокомпании, в том числе Московская телевизионная компания (МТК; на 3-м канале). В 1993 основана частная телекомпания НТВ. Первоначально она вела вечерний эфир на 4-м канале, а с 1996 ей передан весь 4-й канал после упразднения канала «Российские университеты». В 1995 в результате реорганизации РГТРК «Останкино» 1-й канал телевидения был передан телекомпании ОРТ (Общественное российское телевидение), акции которой распределены между государством (51%) и группой крупных коммерческих банков. В 1997 образована телевизионная компания ТВ-Центр, разместившаяся на 3-м канале, где прекратили существование МТК и коммерческий канал «2x2». ТВ-Центр в основном ориентирована на московскую тематику (передачи «Прогулки с Гиляровским», «Деловая Москва» и др.).

Коммерческое телевещание в Москве появилось в начале 90-х гг. на кабельном телевидении. С 1992 функционировали первые коммерческие эфирные телеканалы («2x2», «ТВ-6 Москва» и др.). В 1997 в Москве их насчитывалось свыше 10 (в том числе «Телеэкспо», «Телеэкспресс канал 31», «М-49», «REN TV», «AMTV», «СТС», «МузТВ» и др.). Часть этих каналов вещает в диапазоне дециметровых волн. Крупнейшие по охвату аудитории — НТВ (свыше 60 млн. человек) и «ТВ-6 Москва» (свыше 40 млн. человек). С начала 90-х гг. наметилось разделение телекомпаний на вещательные и производящие (например, ВИД, АТВ и др.), которые стали продавать свою продукцию вещательным компаниям, не имея строго закреплённого эфирного времени. С 1996 получили развитие телевизионные сети, работающие на сочетании спутникового телевидения и других технических форм: «РТР-телесеть» (каналы «Метеор-спорт» и «Метеор-кино»), «НТВ-плюс», «Всемирное русское ТВ» (ориентированы преимущественно на страны дальнего зарубежья).

С развитием рекламного рынка на телевидении возникла потребность в определении рейтингов программ. Такие исследования стали вести крупные московские социологические службы (Всероссийский центр изучения общественного мнения — ВЦИОМ, Фонд «Общественное мнение» и др.) и соответствующие подразделения крупнейших телекомпаний, а также некоторые западные компании (наиболее крупная — британская служба «Russian Research», ежедневно опрашивавшая свыше 3 тыс. человек). В 1994 появились отечественные коммерческие службы, изучающие аудиторию в режиме ежедневного мониторинга (КОМКОН-2, НИСПИ и др.). Наибольшую аудиторию на федеральных каналах собирали многочисленные развлекательные и юмористические передачи, сериалы, различные шоу и т.п. Пользовались популярностью информационные программы: «Время» — на 1-м канале; «Вести», «Подробности» и «Зеркало» — на канале «Россия»; «Сегодня», «Намедни», «Итоги» — на НТВ; «Москва и я», «Приглашает Борис Ноткин», «Московский телетайп» — на МТК и др. В Москве издаются «7 дней», «ТВ-парк», «Антенна» и другие еженедельники, посвящённые телевидению. В 1994 создан Российский фонд развития телевидения, при нём организована Российская академия телевидения (академиками телевидения избраны видные тележурналисты и деятели телевидения). Академия учредила ежегодную премию «ТЭФИ» (ТелеЭФИр) по 12 номинациям (с 1995). В этом же году образована Национальная ассоциация телевещателей.

А.И. Дутов, А.В. Шариков.

Альтернативная культура. Энциклопедия

телевидение

передача звука и изображения на расстояние с помощью направленного радиосигнала.

Исторический миф гласит, что первая телепередача запечатлела Гитлера на церемонии открытия Олимпийских игр в Берлине в 1936 году. Событие знаковое для нового изобретения, ярко подтверждающее его тоталитарную природу. Впрочем, первенство в массовом производстве телеприемников — телевизоров, а также во внедрении цветного Т. принадлежит оплоту либерализма, США. Так у государства и любых крупных экономических, политических, социальных формаций появился мощный инструмент для передачи и производства информации, идеально пригодный для манипулирования социумом. Т. охотно пользуются и демократические, и тоталитарные режимы; исключение составляют самые крайние случаи, наподобие «красных кхмеров» в Камбодже и талибов в Афганистане. В первом случае Т. отсутствовало, поскольку Пол Пот взял курс на общее уничтожение городской цивилизации, а во втором — предано анафеме как орудие дьявола. Обычно же многоканальная промывка мозгов невероятно удобна для достижения каких угодно целей, от военных до экономических и культурных, что с успехом было доказано как в СССР, так и в тех же США — во время подготовки к очередной войне.

Более того, со временем Т. стало не просто освещать, но и формировать события. Именно в расчете на эфир совершается большинство терактов. Обмен резкими заявлениями по тому же Т. может привести к росту напряженности между государствами, спровоцировать массовые беспорядки. Современный потребитель — человек телевизионный. Вливая в него непрерывный поток рекламы, облегченного кино, тщательно расфасованных новостей, одномерных телешоу и прямых трансляций, Т. совершает важнейший акт замещения. Зритель оказывается в замкнутой комфортной реальности, где можно забыть о работе и семье, где проблем нет, а если они и возникают, то только в далеком городе (стране), или ложатся на плечи персонажей в экране. Момент сопереживания героям новостных сюжетов, конечно, есть, но горе их — это горе дальних, легко преодолимое в том же эфирном пространстве.

Что любопытно, на заре телевещания новому способу передачи информации прогнозировали блестящее будущее не на политическом, а на художественно-визуальном поле: де, Т. в ближайшие годы вытеснит кинематограф и театр, заберет всю аудиторию себе. Этого не произошло в первую очередь потому, что Т. не создало — да и не могло создать — собственную сетку жанров, свою эстетическую иерархию. Показываемые «в ящике» фильмы снимаются на киностудиях кинорежиссерами; понятие же телефильма (если даже его снимает режиссер калибра Феллини) — лишь частный случай фильма «целлулоидного». То же с телеспектаклями. Единственное нечто оригинальное — телесериалы, «мыльные оперы», тянущиеся годами. Впрочем, и они близки, скорее, к жанрам комикса или бульварного романа с продолжением. В 1990-е, правда, были предприняты попытки интеллектуализировать телевизионное «мыло» с привлечением серьезных артхаусных режиссеров. В США таким образом появилась мистическая сага «Твин Пике» под общим руководством Дэвида Линча, в Европе, в Дании, аналогично (и более убедительно) действовал Ларе фон Триер, сняв «Королевство» и «Королевство-2 ». Однако эти попытки остались исключениями, подтверждающими правило: для обоих режиссеров, при всем несходстве их методов, работа на Т. послужила лишь средством для повышения известности и последующего осуществления более масштабных, штучных кинопроектов.

Полноценный арт-продукт возникал на внешней границе Т., в актуальном искусстве и кино, использовавшим телеэкран и принцип телетрансляции как одно из выразительных средств. Пионером был американо-корейский художник Нам Джун Пайк, зачинатель видео- и медиа-арта. Пайк превратил телевизор в обязательный, зачастую центральный элемент своих инсталляций. Причем, в отличие от многочисленных последователей, Пайк не ограничивает себя лишь рефлексиями на предмет манипулятивности Т. Телевизор в его композициях (как правило, архаичный маленький аппарат конца 1950 — начала 1960-х годов) — рамка иного, технотронный символ, ставший мембраной между зрителем и реальностью искусства. Некоторые образы незабываемы — к примеру, Будда, смотрящийся в телеэкран на собственное отражение (прекрасная интерпретация известного буддийского сюжета о преодолении Бодхисатвой своего второго «я»), или поэтическое «Свечное ТВ» — свеча, горящая внутри опустошенного телеприемника. Работы Нам Джун Пайка, благодаря внешней простоте исполнения, вызвали настоящий расцвет подобных технологий в искусстве. Впрочем, очень скоро телеизображение стало синонимично видео, и ныне специфика Т. вытеснена операциями с записанным изображением.

В 1980-е годы немалую известность в рок-среде,контркультурных кругах в целом снискали артисты иного рода. Это — британская группа Psychic TV, составлявшая ядро международного движения «ТЪе Temple Of Psychic Youth» («Храм душевной юности»), основанного Дженезисом Пи-Орриджем и Крисом Кристоферсоном (позже отошел ради руководства проектом The Coil).

Идеология «Храма душевной юности» представляла смесь оккультизма, телемизма, различных, преимущественно языческих мифологий и современнейших на тот момент технологий. Бывший хиппи, апологет психоделической революции, мистик, Пи-Орридж рассматривал Т. как один из способов освобождения сознания наряду с наркотиками или оккультными практиками: «Освободите ваше подсознание, и оно даст вам более верное понимание картины мира, чем самый строгий анализ». Так, к примеру, в инструкциях Храма предлагалась медитация на покрытый внепрограммной «рябью» телеэкран. Другое направление — музыка самих Psychic TV, ни на что не похожая, настоянная на шумах, атональных экспериментах, лирических балладах и непроходимой мрачности. Понятно, что и музыкальные издания, и хит-парады несгибаемых «психов» попросту игнорировали, на что те реагировали адекватно: «Когда нас называют аутсайдерами — это комплимент, поскольку это может означать, что мы еще на правильном пути. Все-таки мы еще не разучились думать и иногда нам удается пощекотать им нервы». Наконец, наиболее интересная часть «храмового» творчества — создание альтернативного телепродукта. Эта часть работы тоже имела идеологическое обоснование: «ТВ само становится обрядом, языком племени... Мы намерены восстановить способность ТВ вводить зрителя в транс и наделять его могуществом. Мы намерены устранить экран пассивности и вновь войти в мир грез по ту сторону. Мы верим, что ТВ есть Современное алхимическое оружие, которое может оказать позитивный и кумулятивный эффект на Интуицию».

В том, что делали Пи-Орридж и компания, сказывалось влияние их близкого друга, известного английского режиссера Дерека Джармена (снявшего один из своих ранних филъмов-перформансов целиком на музыку первой группы Пи-Орриджа и Кристоферсона Throbbing Gristle). Здесь и галлюциногенные клипы на отдельные песни Psychic TV, и законченные среднеформатные фильмы. Один из них, «Терминус», — поток шокирующих образов, в подчеркнуто документалистской манере повествующий об акте ритуального самосожжения. А наиболее масштабный акт телевизионного освобождения удался в 1987 году, когда подготовленная «Душевной юностью» программа (включала, среди прочего, «Терминус») была показана 14-миллионной аудитории по Испанскому национальному Т. Более часа испанцы смотрели дикую смесь телепостановки с репортажем из «места, где пересекаются все дороги». «Место» напоминало одновременно лабораторию по производству чего-то глубоко запрещенного и капище доселе неведомой мистической секты. Образы мутаций, смерти и секса, обнаженные тела и черепа фантастических тварей настолько выпадали из оболванивающего потока мейнстримного Т., что, думается, страна с сильными консервативными традициями этот вечер запомнила надолго.

В обращении к Т. проявилась амбивалентность группы Пи-Орриджа: считая и Т., и наркотики эффективными инструментами освобождения, «Храм» выступал против наркомании как таковой, — считая ее частью, в том числе, шоу-бизнес и основные СМИ. В пику последним были созданы собственные структуры: аудиолейбл Temple Records и система распространения информации через почтовую рассылку. Движение «Душевной юности » поддерживали группы в разных странах — Current 93 в Британии, White Stains в Швеции, I Rosemary's Baby в Италии, «Ночной проспект» в России и т. д.

Очевидно, по своей идеологии Psychic TV — законченные эскаписты в лучших традициях 1960-х годов: в ход идут не только наркотики, медитации или шифрованные послания по почте, но и кинематограф, и классическая литература (всем адептам предлагался список рекомендованных книг, где, наряду с Уильямом Берроузом, числился, к примеру, Шекспир), и танцевальная музыка — именно Psychic TV выступили одними из создателей, наряду с The Coil, стиля техно. Пи-Орридж постоянно декларировал отвращение к реальности: «В легендах викингов в самом конце истории именно волк пожирает землю. Можно надеяться, что так и произойдет, и мы сожрем землю, которая нам так не нравится... Наша основная политика заключается в том, что мы просто хотим делать то, что делаем, и если миру это не нравится, он может катиться к черту».

Увы, катиться к черту, вернее, срочно покидать Великобританию, пришлось Пи-Орриджу и его семье — ввиду реальной угрозы тюремного заключения по весьма сомнительным обвинениям в детской порнографии. После срочного переезда в США активность Дженезиса и неизменно поддерживавшей его в самых безумных начинаниях супруги Паолы сошла на нет, и проект «Душевного телевидения» на сегодня можно считать прекращенным.

Могущество Т. продолжает расти — любое мало-мальски значительное событие превращается в прямоэфирную постановку. Однако Т. — лишь инструмент, который (опыт Дженезиса Пи-Орриджа, попытки создания тактических медиа доказывают это) можно обратить в любую сторону. Недаром в программе самой радикальной группы 1960-х годов, йиппи (Международная молодежная партия), значилось требование многоканального, круглосуточного, бесплатного Т. Увы, силы, способной использовать телесигнал в целях, диаметрально противоположных нынешним, пока что не наблюдается.

Д. Десятерик

СМ.: Видеоарт, Вирус, Медиа-Арт, Инсталляция, Мировое Правительство, Секта.

* Нам Джун Пайк (р. 1932, Сеул, Южная Корея) — наиболее известный на сегодня медиа-художник. Учился музыкальной композиции, философии и изобразительному искусству в университетах Токио и Мюнхена. Первые выставки — начало 1960-х годов (Германия и США). С 1987 года живет и работает в Нью-Йорке и Дюссельдорфе, где является профессором Академии изящных искусств. Работы Нам Джун Пайка экспонировались на крупнейших международных выставках (Биеннале в Венеции, «Документа» в Касселе) и музеях современного искусства по всему миру. *

Поделиться:
Действия:
Скачать в doc

Каким слово телевидение может быть

Предложения со словом телевидение

  • Принцип историзма, положенный в основу методологии исследования, и концепция преемственности культурного развития дали нам возможность продемонстрировать, что телевидение в ходе своего развития претерпевало значимые технологические и функциональные изменения, оказывавшие непосредственное влияние на интерпретацию реальности.
  • Если советское телевидение базировалось на пропаганде героико-патриотических поступков и воспитывало своих зрителей на примерах таких подлинных героев, как Зоя Космодемьянская или Юрий Гагарин, то российское капиталистическое ТВ сделало героями уже иных персонажей – дебилообразных супругов Голубковых.
  • Предполагалось, что 1-я программа будет общесоюзной, 2-я – станет использовать материалы республиканских и областных телецентров, 3-я – на основе телеобмена будет опираться на вещание социалистических стран, с отдельными вкраплениями тех капиталистических стран, с которыми к тому времени советское телевидение заключило соглашения, 4-я – опиралась бы не на «среднего», а на более подготовленного зрителя, так сказать, «интеллектуальный канал», адресованный ценителям искусства, театра, кино, 5-я и 6-я – охватывали бы «среднего» зрителя.
  • Так, например, на образованную часть населения можно воздействовать через прессу и интернет, на малообразованную и малообеспеченную – через телевидение, на зажиточную – через информацию на радио в автомобильные часы и т.