телевидение, телевидения, мн. нет, ср. (неол. тех.). Видение на расстоянии при помощи электрических методов связи по проводам или по радио. см. теле....
(от теле... и слова "видение"), область науки, техники и культуры, связанная с передачей на расстояние изображений подвижных объектов при помощи радиоэлектронных устройств. В телевидении принят принцип последовательной передачи элементов изображения (выдвинут в кон. 19 в. португальским ученым А. ди Пайва, А. de Paiva, и независимо от него российским ученым П. И. Бахметьевым), согласно которому в пункте передачи производят преобразование элементов изображения в последовательность электрических сигналов (анализ изображения) с последующей передачей этих сигналов по каналам связи в пункт приема, где осуществляют их обратное преобразование (синтез изображения). До 30-х гг. 20 в. телевидение развивалось по пути использования для анализа и синтеза оптико-механических устройств (начало их разработки положил немецкий инженер П. Г. Нипков, в 1884). В сер. 30-х гг. появились первые системы электронного телевидения (прообразы современных), в которых эти операции стали осуществляться с помощью телевизионной передающей трубки и кинескопа. Развитие современных систем телевидения связано с повышением четкости изображения (телевидение повышенной и высокой четкости), увеличением помехоустойчивости (кабельное телевидение) и дальности действий (спутниковое телевидение). С сер. 80-х гг. ведется разработка систем цифрового телевидения. Телевидение - одно из наиболее массовых средств распространения информации (политической, культурной, познавательной, учебной, рекламной); оно применяется также в научных, организационных, технических и др. прикладных целях, напр., в промышленности и на транспорте (диспетчеризация, контроль), при космических и ядерных исследованиях, в медицине.
ТЕЛЕВИДЕНИЕ, я, ср.
1. Передача на расстояние и приём на экран средствами радиоэлектроники изображений движущихся и неподвижных объектов и звукового сопровождения. Вещательное т. Промышленное т. (применяемое в технических, научных, информационных, организационных целях). Чёрно-белое т. Цветное т.
2. Область науки и техники, связанная с такой передачей и приёмом.
3. Учреждения, осуществляющие такие вещательные передачи. Работать на телевидении.
| прил. телевизионный, ая, ое.
Syn: ТВ
область науки, техники и культуры, связанная с передачей на расстояние изображений объектов и звукового сопровождения при помощи радиосигналов. Чаще всего под названием "Т." понимается формирование и трансляция телепрограмм (собственно - телевизионное вещание) - одно из средств массовой коммуникации.
Значительный вклад в развитие техники Т. в начале 80-х гг. 19 в. внесли А. ди Пайва (Португалия), П.И. Бахметьев (Россия), П. Нипков (Германия), а также рос. учёный Б.Л. Розинг, предложивший в 1907 использовать электронно-лучевую трубку. Первые в мире системы электронного Т. изобрели в начале 30-х гг. независимо друг от друга В.К. Зворыкин (русский эмигрант, жил в США) и Ф. Фарнсуорт (США). В 30-е гг. началось регулярное телевещание в ряде стран Европы и США. В России первая телепередача состоялась в 1931 (из Москвы). В 1938 началось экспериментальное, а с 1939 регулярное электронное телевещание.
После Великой Отечественной войны телетрансляции возобновлены 7 мая 1945. С 1951 осуществляются ежедневные передачи; было создано Центральное телевидение. С 1967 передаётся цветное изображение. В 1967-70 введён в действие Технический телевизионный центр "Останкино".
В 90-е гг. в системе Т. определились три направления: государственное, общественное (финансируемое за счёт средств общественных организаций) и коммерческое (за счёт рекламы). К началу 2000 в систему рос. Т. входили государственные компании - Всерос. государственная телерадиокомпания (ВГТРК), "Культура"; ОРТ (Общественное рос. телевидение); коммерческие компании - НТВ, ТВ-6, REN TV, ТНТ и др., а также ряд компаний в республиканских, краевых, областных и других центрах, акционерное общество - региональная московская телерадиокомпания ТВЦ. В 1994 создан Рос. фонд развития Т.; при нём организована Рос. академия телевидения.
В педагогических аспектах Т. выделяют воспитательный и образовательный. Педагогически ориентированному Т. свойственна адресная, содержательная (тематическая), формальная (жанровая), функциональная дифференциация передач. Воспитательные аспекты Т. чаще всего связывают с формированием нравственных норм поведения и ценностных ориентаций детей и молодёжи, а также с организацией их досуга. В этом смысле Т. - одно из самых влиятельных средств социализации. Воспитательное направление проявляется прежде всего через трансляцию художественных и анимационных фильмов, литературно-драматических и публицистических передач. Однако увлечённость детей Т. имеет и негативные стороны: сокращается время активного отдыха, игр, общения, а бессистемный просмотр телефильмов может нанести значительный вред здоровью ребёнка. Поэтому необходим контроль со стороны взрослых за выбором ребёнком телепередач.
Отечественные телепередачи для детей появились в 30-е гг. В конце 40-х гг. создана детская редакция при Московском телецентре. В 60-е гг. популярностью пользовались интерактивные формы взаимодействия с юным зрителем: передачи "Умелые руки" (среди ведущих В.М. Леонтьева), "Выставка Буратино", "Спокойной ночи, малыши!" и другие, в адрес которых приходили сотни писем от детей. В 70-е гг. адресная структура передач включала 5 возрастных групп: для дошкольников предназначались кукольные спектакли, мультфильмы, для младших школьников - передачи, связанные с игровой и учебной деятельностью ("АБВГДейка" и др.), для подростков - познавательные программы, олимпиады, конкурсы и пр., для старших подростков - передачи, посвящённые вопросам межличностных интересов, для юношей и девушек - по проблемам самоопределения. В 80-е гг. социологическими исследованиями (В.С. Собкин и др.) были детально определены доминанты интересов в каждой группе и их зависимость от пола. Было обнаружено, что у юных зрителей в 9 лет пользуются популярностью передачи о животных, приключениях и путешествиях; в 12 лет - о сверстниках и эстрадная музыка; в 15 лет - интеллектуальные игры и информационные программы. В 90-е гг. расширилась тематика передач, на экране появилось мн. зарубежных художественных и мультипликационных фильмов. Однако наряду с мировой классикой детского кино демонстрируется и низкопробная кинопродукция, пропагандирующая насилие, порнографию и т.п. Негативным явлением стало сокращение на отечественном Т. специальных детских передач. В 2000 даже воспитавшая не одно поколение юных зрителей передача "Спокойной ночи, малыши!" по финансовым соображениям была вынуждена перейти с ОРТ на канал "Культура", который вещает на меньшую зрительскую аудиторию. Наиболее популярные современные передачи: "...До 16 и старше" (ОРТ), "Отчего, почему" (ТВЦ), игра "Полундра" (НТВ) и другие, а также зарубежные проекты "Телепузики" (РТР - ВГТРК), "Улица Сезам" (НТВ) и др.
В образовательном Т. выделились два ярко выраженных взаимосвязанных направления - образовательное (просветительское) и учебное Т. (использование Т. в учебных целях). Образовательная линия проявилась в подготовке соответствующих передач и трансляции научно-популярных фильмов. Первые эксперименты учебного Т. были проведены в начале 50-х гг. в США, Франции, Японии. В России регулярные программы учебного Т. начались в 1959 и в 60-е гг. получили широкое развитие. На Центральном телевидении и в ряде местных студий появились редакции учебного Т. Передачи для общеобразовательной школы были представлены тремя категориями: для трансляции на урок (телеурок строго соответствовал теме школьной программы и длился 15-25 мин), для самостоятельного просмотра школьниками во внеурочное время, для учителей. Осн. формы: учебные телефильмы, лекции, телепостановки, телеэкскурсии, диспуты, беседы и пр. Методика учебной работы имела мн. общего с использованием технических средств обучения.
Некоторые педагоги стали рассматривать Т. как средство, способное заменить классные занятия, а осн. роль в обучении отводили "телевизионному педагогу". К очевидным преимуществам Т. относились богатые иллюстративные возможности, присутствие в передачах известных учёных, специалистов и др. Однако опыт учебного Т. во мн. странах мира не был успешным, т.к. требовал сложных форм взаимодействия образовательных и телевещательных организаций. Интерес к учебному Т. снизился с появлением видеотехники и компьютеров, с введением Интернета (в России передачи "на урок" велись до 1991).
Получила развитие идея заочного образования с помощью Т. В России систематические передачи для студентов проводились с 1964 в Ленинграде и с 1965 на Центральном телевидении в Москве. Разрабатывались телеверсии лекций (на основе учебных планов Всесоюзного заочного политехнического института), в т.ч. для поступающих в вузы. Однако эти формы также оказались неэффективными. Учебное Т. утратило самостоятельное значение и практически слилось с просветительным направлением.
В зарубежных странах проводились эксперименты по организации автономных форм высшего заочного образования: Британский открытый университет (1969); учительский телерадиоуниверситет в Польше (1974) и др.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 287-288)
См. также Технические средства обучения
Ч632
Первые отечественные экспериментальные трансляции телепередач велись из Москвы с начала 1930-х гг. (по системе малокадрового механического телевидения). В 1932 состоялась первая передача движущегося изображения из студии на улице 25 Октября (ныне Никольская улица), 7. В 1937 организован первый телецентр на улице Шаболовке (на базе действовавшей с 1920 радиостанции), с 1938 осуществлявший экспериментальное телевещание на основе электронных систем, а с 1939 — регулярное телевещание [первой передачей стала демонстрация фильма об открытии 18-го съезда ВКП(б), снятого Союзкинохроникой по заказу телевидения]. В 1940 в ограниченное производство поступил телевизионный приёмник «17-Т-1». В годы Великой Отечественной войны телевидение не функционировало. Московский телецентр на Шаболовке вновь начал трансляции передач 7 мая 1945, а 15 декабря того же года первым в Европе возобновил регулярное телевещание два раза в неделю. С конца 40-х гг. в Москве налажено серийное производство телеприёмников «Москвич Т-1» и «КВН-49». В 1951 на базе Московского телецентра создана Центральная студия телевидения, ведущая ежедневные передачи. В 1956 введена 2-я программа телевидения. В 1957 создан Госкомитет по радиовещанию и телевидению при Совмине СССР. В 60-х гг. появились 3-я и 4-я программы телевидения. В 1964 впервые в стране с помощью спутниковой связи осуществлена трансляция Олимпийских игр из Токио, в 1965 — обмен телепрограммами между Москвой и Владивостоком, в 1966 — передача цветного изображения из Парижа в Москву. В 1967—70 введён в действие Технический телевизионный центр (ТТЦ) «Останкино», рассчитанный на формирование 8 внутренних и международных телевизионных программ. С 1967 начались регулярные передачи цветного телевидения; в этом же году создана спутниковая система распределения телевизионных программ на сеть наземных приёмных станций «Орбита» (первые станции для приёма программ из Москвы построены в Магадане, Якутске и других городах). Разветвлённая сеть радиорелейных и кабельных линий совместно с «Орбитой» обеспечила доставку программ Центрального телевидения из Москвы на все мощные трансляционные станции страны. В 60—70-х гг. возникли популярные телевизионные передачи: для детей — «Спокойной ночи, малыши»; научно-популярные — «В мире животных» и «Клуб путешественников» (первоначально «Клуб кинопутешественников»); информационная программа «Время»; игровые — «КВН» и «Что? Где? Когда?», а также «Кинопанорама». К 1978 телевещанием из Москвы охвачены практически все густонаселённые районы СССР (свыше 80% всего населения). В конце 70-х гг. Центральное телевидение вело вещание по 8 программам, 4 из которых принимались жителями Москвы и Подмосковья: 1-я (основная) — общесоюзная информационная, общественно-политическая, художественная; 2-я — информационно-публицистическая и художественная (значительное место занимали передачи о жизни Москвы); 3-я — учебная и научно-популярная; 4-я — художественная, познавательная, спортивная. Главная редакция передач для Москвы и Московской области (в составе Гостелерадио) готовила информационные программы «Москва» и «Московские новости», циклы передач «Москва и москвичи», женский клуб «Москвичка» и др. К началу 90-х гг. две программы Центрального телевидения принимались практически на всей территории России (свыше 95% всего населения).
В первой половине 90-х гг. началась реорганизация телевещания, появились первые автономные формы — общественное вещание и коммерческое вещание (существующее за счёт рекламы). В 1990 образована Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания (ВГТРК), составившая альтернативу Гостелерадио. ВГТРК организовала телеканалы «Россия» (1991) и «Российские университеты» (1992—96; имел просветительскую направленность). В 1991 на базе Гостелерадио созданы Российская государственная телевизионная и радиовещательная компания (РГТРК) «Останкино» и региональные телерадиокомпании, в том числе Московская телевизионная компания (МТК; на 3-м канале). В 1993 основана частная телекомпания НТВ. Первоначально она вела вечерний эфир на 4-м канале, а с 1996 ей передан весь 4-й канал после упразднения канала «Российские университеты». В 1995 в результате реорганизации РГТРК «Останкино» 1-й канал телевидения был передан телекомпании ОРТ (Общественное российское телевидение), акции которой распределены между государством (51%) и группой крупных коммерческих банков. В 1997 образована телевизионная компания ТВ-Центр, разместившаяся на 3-м канале, где прекратили существование МТК и коммерческий канал «2x2». ТВ-Центр в основном ориентирована на московскую тематику (передачи «Прогулки с Гиляровским», «Деловая Москва» и др.).
Коммерческое телевещание в Москве появилось в начале 90-х гг. на кабельном телевидении. С 1992 функционировали первые коммерческие эфирные телеканалы («2x2», «ТВ-6 Москва» и др.). В 1997 в Москве их насчитывалось свыше 10 (в том числе «Телеэкспо», «Телеэкспресс канал 31», «М-49», «REN TV», «AMTV», «СТС», «МузТВ» и др.). Часть этих каналов вещает в диапазоне дециметровых волн. Крупнейшие по охвату аудитории — НТВ (свыше 60 млн. человек) и «ТВ-6 Москва» (свыше 40 млн. человек). С начала 90-х гг. наметилось разделение телекомпаний на вещательные и производящие (например, ВИД, АТВ и др.), которые стали продавать свою продукцию вещательным компаниям, не имея строго закреплённого эфирного времени. С 1996 получили развитие телевизионные сети, работающие на сочетании спутникового телевидения и других технических форм: «РТР-телесеть» (каналы «Метеор-спорт» и «Метеор-кино»), «НТВ-плюс», «Всемирное русское ТВ» (ориентированы преимущественно на страны дальнего зарубежья).
С развитием рекламного рынка на телевидении возникла потребность в определении рейтингов программ. Такие исследования стали вести крупные московские социологические службы (Всероссийский центр изучения общественного мнения — ВЦИОМ, Фонд «Общественное мнение» и др.) и соответствующие подразделения крупнейших телекомпаний, а также некоторые западные компании (наиболее крупная — британская служба «Russian Research», ежедневно опрашивавшая свыше 3 тыс. человек). В 1994 появились отечественные коммерческие службы, изучающие аудиторию в режиме ежедневного мониторинга (КОМКОН-2, НИСПИ и др.). Наибольшую аудиторию на федеральных каналах собирали многочисленные развлекательные и юмористические передачи, сериалы, различные шоу и т.п. Пользовались популярностью информационные программы: «Время» — на 1-м канале; «Вести», «Подробности» и «Зеркало» — на канале «Россия»; «Сегодня», «Намедни», «Итоги» — на НТВ; «Москва и я», «Приглашает Борис Ноткин», «Московский телетайп» — на МТК и др. В Москве издаются «7 дней», «ТВ-парк», «Антенна» и другие еженедельники, посвящённые телевидению. В 1994 создан Российский фонд развития телевидения, при нём организована Российская академия телевидения (академиками телевидения избраны видные тележурналисты и деятели телевидения). Академия учредила ежегодную премию «ТЭФИ» (ТелеЭФИр) по 12 номинациям (с 1995). В этом же году образована Национальная ассоциация телевещателей.
А.И. Дутов, А.В. Шариков.
передача звука и изображения на расстояние с помощью направленного радиосигнала.
Исторический миф гласит, что первая телепередача запечатлела Гитлера на церемонии открытия Олимпийских игр в Берлине в 1936 году. Событие знаковое для нового изобретения, ярко подтверждающее его тоталитарную природу. Впрочем, первенство в массовом производстве телеприемников — телевизоров, а также во внедрении цветного Т. принадлежит оплоту либерализма, США. Так у государства и любых крупных экономических, политических, социальных формаций появился мощный инструмент для передачи и производства информации, идеально пригодный для манипулирования социумом. Т. охотно пользуются и демократические, и тоталитарные режимы; исключение составляют самые крайние случаи, наподобие «красных кхмеров» в Камбодже и талибов в Афганистане. В первом случае Т. отсутствовало, поскольку Пол Пот взял курс на общее уничтожение городской цивилизации, а во втором — предано анафеме как орудие дьявола. Обычно же многоканальная промывка мозгов невероятно удобна для достижения каких угодно целей, от военных до экономических и культурных, что с успехом было доказано как в СССР, так и в тех же США — во время подготовки к очередной войне.
Более того, со временем Т. стало не просто освещать, но и формировать события. Именно в расчете на эфир совершается большинство терактов. Обмен резкими заявлениями по тому же Т. может привести к росту напряженности между государствами, спровоцировать массовые беспорядки. Современный потребитель — человек телевизионный. Вливая в него непрерывный поток рекламы, облегченного кино, тщательно расфасованных новостей, одномерных телешоу и прямых трансляций, Т. совершает важнейший акт замещения. Зритель оказывается в замкнутой комфортной реальности, где можно забыть о работе и семье, где проблем нет, а если они и возникают, то только в далеком городе (стране), или ложатся на плечи персонажей в экране. Момент сопереживания героям новостных сюжетов, конечно, есть, но горе их — это горе дальних, легко преодолимое в том же эфирном пространстве.
Что любопытно, на заре телевещания новому способу передачи информации прогнозировали блестящее будущее не на политическом, а на художественно-визуальном поле: де, Т. в ближайшие годы вытеснит кинематограф и театр, заберет всю аудиторию себе. Этого не произошло в первую очередь потому, что Т. не создало — да и не могло создать — собственную сетку жанров, свою эстетическую иерархию. Показываемые «в ящике» фильмы снимаются на киностудиях кинорежиссерами; понятие же телефильма (если даже его снимает режиссер калибра Феллини) — лишь частный случай фильма «целлулоидного». То же с телеспектаклями. Единственное нечто оригинальное — телесериалы, «мыльные оперы», тянущиеся годами. Впрочем, и они близки, скорее, к жанрам комикса или бульварного романа с продолжением. В 1990-е, правда, были предприняты попытки интеллектуализировать телевизионное «мыло» с привлечением серьезных артхаусных режиссеров. В США таким образом появилась мистическая сага «Твин Пике» под общим руководством Дэвида Линча, в Европе, в Дании, аналогично (и более убедительно) действовал Ларе фон Триер, сняв «Королевство» и «Королевство-2 ». Однако эти попытки остались исключениями, подтверждающими правило: для обоих режиссеров, при всем несходстве их методов, работа на Т. послужила лишь средством для повышения известности и последующего осуществления более масштабных, штучных кинопроектов.
Полноценный арт-продукт возникал на внешней границе Т., в актуальном искусстве и кино, использовавшим телеэкран и принцип телетрансляции как одно из выразительных средств. Пионером был американо-корейский художник Нам Джун Пайк, зачинатель видео- и медиа-арта. Пайк превратил телевизор в обязательный, зачастую центральный элемент своих инсталляций. Причем, в отличие от многочисленных последователей, Пайк не ограничивает себя лишь рефлексиями на предмет манипулятивности Т. Телевизор в его композициях (как правило, архаичный маленький аппарат конца 1950 — начала 1960-х годов) — рамка иного, технотронный символ, ставший мембраной между зрителем и реальностью искусства. Некоторые образы незабываемы — к примеру, Будда, смотрящийся в телеэкран на собственное отражение (прекрасная интерпретация известного буддийского сюжета о преодолении Бодхисатвой своего второго «я»), или поэтическое «Свечное ТВ» — свеча, горящая внутри опустошенного телеприемника. Работы Нам Джун Пайка, благодаря внешней простоте исполнения, вызвали настоящий расцвет подобных технологий в искусстве. Впрочем, очень скоро телеизображение стало синонимично видео, и ныне специфика Т. вытеснена операциями с записанным изображением.
В 1980-е годы немалую известность в рок-среде,контркультурных кругах в целом снискали артисты иного рода. Это — британская группа Psychic TV, составлявшая ядро международного движения «ТЪе Temple Of Psychic Youth» («Храм душевной юности»), основанного Дженезисом Пи-Орриджем и Крисом Кристоферсоном (позже отошел ради руководства проектом The Coil).
Идеология «Храма душевной юности» представляла смесь оккультизма, телемизма, различных, преимущественно языческих мифологий и современнейших на тот момент технологий. Бывший хиппи, апологет психоделической революции, мистик, Пи-Орридж рассматривал Т. как один из способов освобождения сознания наряду с наркотиками или оккультными практиками: «Освободите ваше подсознание, и оно даст вам более верное понимание картины мира, чем самый строгий анализ». Так, к примеру, в инструкциях Храма предлагалась медитация на покрытый внепрограммной «рябью» телеэкран. Другое направление — музыка самих Psychic TV, ни на что не похожая, настоянная на шумах, атональных экспериментах, лирических балладах и непроходимой мрачности. Понятно, что и музыкальные издания, и хит-парады несгибаемых «психов» попросту игнорировали, на что те реагировали адекватно: «Когда нас называют аутсайдерами — это комплимент, поскольку это может означать, что мы еще на правильном пути. Все-таки мы еще не разучились думать и иногда нам удается пощекотать им нервы». Наконец, наиболее интересная часть «храмового» творчества — создание альтернативного телепродукта. Эта часть работы тоже имела идеологическое обоснование: «ТВ само становится обрядом, языком племени... Мы намерены восстановить способность ТВ вводить зрителя в транс и наделять его могуществом. Мы намерены устранить экран пассивности и вновь войти в мир грез по ту сторону. Мы верим, что ТВ есть Современное алхимическое оружие, которое может оказать позитивный и кумулятивный эффект на Интуицию».
В том, что делали Пи-Орридж и компания, сказывалось влияние их близкого друга, известного английского режиссера Дерека Джармена (снявшего один из своих ранних филъмов-перформансов целиком на музыку первой группы Пи-Орриджа и Кристоферсона Throbbing Gristle). Здесь и галлюциногенные клипы на отдельные песни Psychic TV, и законченные среднеформатные фильмы. Один из них, «Терминус», — поток шокирующих образов, в подчеркнуто документалистской манере повествующий об акте ритуального самосожжения. А наиболее масштабный акт телевизионного освобождения удался в 1987 году, когда подготовленная «Душевной юностью» программа (включала, среди прочего, «Терминус») была показана 14-миллионной аудитории по Испанскому национальному Т. Более часа испанцы смотрели дикую смесь телепостановки с репортажем из «места, где пересекаются все дороги». «Место» напоминало одновременно лабораторию по производству чего-то глубоко запрещенного и капище доселе неведомой мистической секты. Образы мутаций, смерти и секса, обнаженные тела и черепа фантастических тварей настолько выпадали из оболванивающего потока мейнстримного Т., что, думается, страна с сильными консервативными традициями этот вечер запомнила надолго.
В обращении к Т. проявилась амбивалентность группы Пи-Орриджа: считая и Т., и наркотики эффективными инструментами освобождения, «Храм» выступал против наркомании как таковой, — считая ее частью, в том числе, шоу-бизнес и основные СМИ. В пику последним были созданы собственные структуры: аудиолейбл Temple Records и система распространения информации через почтовую рассылку. Движение «Душевной юности » поддерживали группы в разных странах — Current 93 в Британии, White Stains в Швеции, I Rosemary's Baby в Италии, «Ночной проспект» в России и т. д.
Очевидно, по своей идеологии Psychic TV — законченные эскаписты в лучших традициях 1960-х годов: в ход идут не только наркотики, медитации или шифрованные послания по почте, но и кинематограф, и классическая литература (всем адептам предлагался список рекомендованных книг, где, наряду с Уильямом Берроузом, числился, к примеру, Шекспир), и танцевальная музыка — именно Psychic TV выступили одними из создателей, наряду с The Coil, стиля техно. Пи-Орридж постоянно декларировал отвращение к реальности: «В легендах викингов в самом конце истории именно волк пожирает землю. Можно надеяться, что так и произойдет, и мы сожрем землю, которая нам так не нравится... Наша основная политика заключается в том, что мы просто хотим делать то, что делаем, и если миру это не нравится, он может катиться к черту».
Увы, катиться к черту, вернее, срочно покидать Великобританию, пришлось Пи-Орриджу и его семье — ввиду реальной угрозы тюремного заключения по весьма сомнительным обвинениям в детской порнографии. После срочного переезда в США активность Дженезиса и неизменно поддерживавшей его в самых безумных начинаниях супруги Паолы сошла на нет, и проект «Душевного телевидения» на сегодня можно считать прекращенным.
Могущество Т. продолжает расти — любое мало-мальски значительное событие превращается в прямоэфирную постановку. Однако Т. — лишь инструмент, который (опыт Дженезиса Пи-Орриджа, попытки создания тактических медиа доказывают это) можно обратить в любую сторону. Недаром в программе самой радикальной группы 1960-х годов, йиппи (Международная молодежная партия), значилось требование многоканального, круглосуточного, бесплатного Т. Увы, силы, способной использовать телесигнал в целях, диаметрально противоположных нынешним, пока что не наблюдается.
Д. Десятерик
СМ.: Видеоарт, Вирус, Медиа-Арт, Инсталляция, Мировое Правительство, Секта.
* Нам Джун Пайк (р. 1932, Сеул, Южная Корея) — наиболее известный на сегодня медиа-художник. Учился музыкальной композиции, философии и изобразительному искусству в университетах Токио и Мюнхена. Первые выставки — начало 1960-х годов (Германия и США). С 1987 года живет и работает в Нью-Йорке и Дюссельдорфе, где является профессором Академии изящных искусств. Работы Нам Джун Пайка экспонировались на крупнейших международных выставках (Биеннале в Венеции, «Документа» в Касселе) и музеях современного искусства по всему миру. *