трагедия, трагедии, жен. (греч. tragoidia от tragos - козел и ode - песнь).
1. Драматическое произведение, изображающее напряженную борьбу страстей или идей, общественную или личную катастрофу, обычно оканчивающееся гибелью героя (жанр этот возник в древней Греции из обрядовых песен, сопровождавших приношение в жертву козла в честь бога Диониса; лит., театр.). Трагедии Софокла. Ложноклассическая трагедия. 17-18 вв.
| Представление такого произведения на сцене (театр.). Играть в трагедии. Смотреть трагедию.
2. перен. Ужасное происшествие, потрясающее событие. У них в семье трагедия - погиб сын.
3. перен. Тяжелое переживание, состояние, безысходное положение, могущее привести к гибели. Личная трагедия. Гоголя привела его к роковому концу.
(от греч. tragodia, букв. - козлиная песнь), вид драмы, проникнутый пафосом трагического, противоположен комедии. Основу трагедии составляют столкновения личности с роком, миром, обществом, выраженные в напряженной форме борьбы сильных характеров и страстей. Трагическая коллизия обычно разрешается гибелью главного героя. Классикой жанра стала трагедия Др. Греции (Эсхил, Софокл, Еврипид), Возрождения и барокко (У. Шекспир, П. Кальдерон), классицизма (П. Корнель, Ж. Расин). Начиная с 18 в. и особенно в драматургии реализма жанр утрачивает строгость; трагедия сближается с драмой (как видом); возникают промежуточные жанры, напр.: "Мещанская трагедия" (Ф. Шиллер), трагическая драма (Г. Клейст, В. Гюго), историческая драма (А. С. Пушкин, А. К. Толстой), героическая драма (Вс. Вишневский); с кон. 19 в. становится актуальной трагикомедия.
ТРАГЕДИЯ, и, ж.
1. Драматическое произведение, изображающее напряжённую и неразрешимую коллизию, личную или общественную катастрофу и обычно оканчивающееся гибелью героя. Классическая т.
2. Потрясающее событие, тяжкое переживание, несчастье. Семейная т.
| прил. трагический, ая, ое (к 1 знач.). Т. стиль. Т. актёр.
(греч.) — драматическое произведение, изображающее такого рода страдания героя, в которых проявляются элементы возвышенного, и притом нравственно-возвышенного. Т. ведет свое происхождение из Греции, где она развилась из лирической поэзии или дифирамбов (см.). Художественную форму дифирамбам придал Арион; он же организовал правильный хор из сатиров, спутников Диониса, называвшихся козлами (τραγοι); отсюда название Т. (τραγωδία — пение козлов). Дифирамбы эти повествовали о страданиях Диониса. Дальнейшее свое развитие Т. получила в Афинах. Изобретателем афинской Т. считается Феспид, так как он, введением первого актера, сделал первый шаг к преобразованию дифирамба в драму. Актер Феспида рассказывал мифы, сопровождая свой рассказ выразительною мимикою и жестикуляцией, и вместе с тем вел разговор с хором. Форма Т. Феспида была, вероятно, следующая: сначала актер читал пролог, затем пел хор, а потом следовал диалог актера с хором. При этом актер мог являться в нескольких ролях подряд, надевая маски, изобретение которых приписывается тому же Феспиду, таким образом получалась возможность изобразить частью в прологе, частью в хоре и в диалогах актера с хором, цельное развитие действия, в котором участвовало несколько лиц. Нововведение Феспида постепенно совершенствовалось преемниками его (Херил, Фриних, Аристий и др.). Высшего своего развития греческая Т. достигла при Эсхиле, Софокле и Еврипиде. В их Т. участвуют уже несколько актеров, объем и значение хоровых песен ограничены; сцена усовершенствована введением декораций, машин и костюмов для актеров. По воззрениям древних греков, над жизнью людей тяготеет неумолимый рок (см. соотв. статью). Отсюда возникают противоречия между личностью, ее нравственными стремлениями или страстями — и слепой силой, управляющей миропорядком. Нарушение установленного высшей силой порядка составляет вину героя, независимо от нравственного или безнравственного характера его стремлений; последствием этой вины являются страдания, которые и примиряют с героем высшую. мировую силу — судьбу. Цель Т., по Аристотелю — очищение посредством страданий погрешившего против высшей силы героя.. В новой литературе, со времен Шекспира, понятие о трагическом видоизменилось вместе с новыми представлениями о нравственном миропорядке. В отличие от древней Т., называемой Т. объективною или Т. положения и судьбы, новая Т. называется Т. субъективною или характеров. Здесь трагизм заключается во внутреннем мире героя, в его полном противоречий характере. Из древних лишь у Софокла уже видны стремления к индивидуализации героя; в этом отношении его Т. приближаются к новейшим. О дальнейшем развитии Т. см. Драма и Русская драма. Ср. Boltz, "Die Idee des Tragischen" (Геттинг., 1836); R. Zimmermann, "Uebe r das Tragische und die Tragö die" (Вена, 1855), Duboc, "Die Tragik vom Standpunkt des Optimismus" (Гамб., 1885); G ünther, "Gründzü ge der tragischen Kunst, aus dem Drama der Griechen entwickelt" (Лпц., 1885); Lipps, "Der Streit über die Tragö die" (Гамб., 189 1); Siebenlist, "Schopenhauers Philosophie der Tragö die" (Пресб., 1880); Volkelt, "Aesth ä tik des tragischen" (Мюнх., 1897, рус. пер. в "Пед. Сборн.", 1899).
Syn: несчастье, горе, бедствие, злоключение, злополучие (уст.), драма (кн.)
Ant: счастье, удача, успех
, -и, ж.
1. Драматическое произведение, изображающее острые жизненные конфликты и часто оканчивающееся смертью героя.
* Трагедия Шекспира "Отелло". *
2. перен. Большое несчастье, тяжкое переживание.
* Трагедия землетрясения. *
|| прил. (к 1 знач.) трагедийный, -ая, -ое.
* Трагедийный конфликт. *
комедия
счастье
♦ "Трагедия есть лишь недоудавшаяся комедия" эпиграф у К. Келли к главе о Тэффи.
(греч. tragos – козел + ode – песня, букв. песнь козлов) – вид драмы, проникнутый пафосом трагического. Связана с культом Диониса, бога плодородия. Основу трагедии составляют острые общественные конфликты, проблемы человеческого бытия, столкновение личности с судьбой, обществом, миром, выраженные в напряженной форме борьбы сильных характеров и страстей, которые разрешаются гибелью главного героя.
♦ (ENG tragedy)
(греч. tragoidia, лат. tragoedia)
самый ранний литературный жанр, содержащий вопросы о страдании и смысле зла.
(от греч. tragodia) — драматический жанр. В основе трагедии лежит особо напряженный, непримиримый конфликт, оканчивающийся чаще всего гибелью героя.
Рб: Роды и жанры литературы
Род: Драматические жанры
Вид: античная трагедия, романтическая трагедия, трагедия французского классицизма
Эст: Трагическое
Перс: Эсхил, Ф. Шиллер, Софокл, Г. Клейст, Еврипид, А. Пушкин, В. Шекспир, А.К. Толстой, П. Корнель, Вс. Вишневский, Ж. Расин
* "Трагедия — философское искусство, ставящее и решающее высшие метафизические проблемы жизни и смерти, осознающее смысл бытия" (Ю.Б. Борев).
"Истоки трагедии уводят в античный фольклор, тогда песни-дифирамбы исполнялись во время обрядовых представлений гибели и воскресения Диониса" (Л.В. Чернец). *
• ТРАГЕДИЯ
ТРАГЕДИЯ (греч. tragodia), драм, жанр, основанный на худож. осмыслении наиболее острых сущностных проблем человеческого бытия, раскрываемых в непримиримом столкновении героя с обстоятельствами. Специфика содержания Т. как жанра обобщена в философско-эстетич. категории трагического, характеризующей "неразрешимый общест-венно-историч. конфликт, развертывающийся в процессе свободного действия человека и сопровождающийся человеческим страданием и гибелью важных для жизни ценностей" (Философская энциклопедия, т. 5, 1970, с. 251). Смысл трагического "выходит за пределы антиномии оптимизма и пессимизма" (там же), ибо самой гибелью героя утверждается истинный смысл его жизни в связи с дальнейшей жизнью человечества.
Проблема Т. в кино возникла постепенно как часть более общего вопроса о способности киноиск-ва к наследованию и воспроизведению высоких жанровых форм лит-ры и т-ра. Вопрос этот не мог быть разрешён путём прямого заимствования сюжетов и выразит. средств "старших" иск-в, но лишь по мере открытия собственных выразит, средств кинематографа и углубления его содержат, возможностей. Огромное значение в этом плане имеет опыт историко-революц. ф. 20-х гг. Напр., ф. "Стачка" С. М. Эйзенштейна (1925) при всём очевидном разрыве с сюжетными и жанровыми канонами, при отсутствии традиционного индивидуального героя явился глубоким образным обобщением трагич. конфликтов социальной истории, переживаемых коллективно. Важные смысловые элементы Т. присутствуют в таких произв. сов. киноклассики, как "Броненосец "Потёмкин"" Эйзенштейна (1925), "Мать" B. И. Пудовкина (1926), "Земля" А. П. Довженко (1930), "Двадцать шесть комиссаров" Н. М. Шенгелая (1933), "Чапаев" бр. Васильевых (1934), а позднее - в таких ф., как "Радуга" М. С. Донского (1944) и "Молодая гвардия" C. А. Герасимова (1948), в картинах Г. Н. Чухрая "Сорок первый" (1956) и "Баллада о солдате" (1959). Ключевым признаком кинотрагедии становится наряду с героич. характером конфликта авторское трагедийное осмысление событий и человеческих судеб, к-рые могут быть представлены в разл. сюжетно-изобразит. формах. Практика кино даёт примеры соединения элементов Т. с эпич. и лирич. началами в сочетании с др. жанровыми принципами (см. Мелодрама, Трагикомедия). Так, трагедийное переосмысление и возвышение мелодраматич. фабулы присутствует в ф. "Летят журавли" М. К. Калатозова (1957) и "Калина красная" В. М. Шукшина (1974).
Особую проблему представляет собой воплощение в кино "чистой" Т., т. е. воспроизведение традиц. системы признаков жанра. Помимо опытов прямой экранизации высоких трагедий прошлого (ср. "Гамлет" Л. Оливье, 1948, и Г. М. Козинцева, 1964; "Отелло" О. Уэллса, 1952, и С. И. Юткевича, 1956; "Макбет" Уэллса, 1948, и "Замок паутины" у А. Куросавы, 1957), должны быть названы нек-рые самостоят. произв. киноиск-ва, где воссоздание традиц. структурных элементов жанра обосновано прежде всего большой историч. дистанцией рассмотрения предмета: таковы "Страсти Жанны д'Арк" К. Т. Дрейера (1927) и особенно "Иван Грозный" Эйзенштейна (1-я сер., 1945, 2-я сер., выпуск на экран в 1958) - образец историко-филос. кинотрагедии. По мере приближения к совр. материалу воспроизведение канонич. форм Т. оказывается гораздо более трудным и проблематичным, поскольку оно жёстко ограничивает непосредственность кинематографич. изображения жизни. Не случайно опыты создания реалистич. кинотрагедии у такого художника, как Л. Висконти, удались именно в свободной форме киноромана ("Рокко и его братья", 1960, "Леопард", 1962, "Гибель богов", 1969, "Людвиг", 1972). Нек-рые теоретики (напр., З. Кракауэр) склонны вообще исключать Т. из системы кинематографич. жанров. Как показывает практика, развитие жанра Т. в кино и его конкретное осуществление возможны, если исходить прежде всего не из критериев точного воспроизведения формальных моделей иск-ва прошлого, но из логики идейно-худож. осмысления конфликтов реальной действительности, постигаемой в её непрекращающемся историч. движении.
В ряде значит, произведений зап. кино трагедийные сюжетные мотивы (неразрешимость конфликта героя с обстоятельствами и т. п.) трактуются с позиций апокалиптического взгляда на мир в духе представлений о наступающем "конце света"; такая трактовка выводит эти ф. за пределы проблематики Т. и трагического.
◘ Маркс К. и Энгельс Ф., Об иск-ве. Сб. ст., 3 изд., т. 1 - 2, М., 1976; Аристотель, Об иск-ве поэзии, М., 1957; Гегель Г. В. Ф., Эстетика, т. 3, М., 1969; Эйзенштейн С. М., Избр. произв., т. 1 - 6, М., 1964 - 71; Балаш Б., Кино, пер. с нем., М., 1968, гл. 21; Базен А., Что такое кино?, (пер. с франц.), М., 1972, с. 146 - 95; Кракауэр З., Природа фильма, пер. с англ., М., 1974 (гл. 12, 15); Фрейлих С, Золотое сечение экрана, М., 1976, с. 292 - 357.
Л. К. Козлов.