22 ноября 2024
450 тысяч слов
+49 за сегодня

Значения слова увертюра

все
Словарь Ушакова
Этимологический Словарь Русского Языка
Энциклопедический словарь
Словарь Ожегова
Словарь Ефремовой
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
Толковый словарь русского языка (Алабугина)
Словарь музыкальных терминов
Культурология. Словарь-справочник

Словарь Ушакова

увертюра

увертюра, увертюры, жен. (франц. ouverture, букв. открытие) (муз.).

1. Музыкальное вступление к опере, оперетте, балету.

2. Небольшое музыкальное произведение для оркестра. Концертная увертюра.

Этимологический Словарь Русского Языка

увертюра

Восточнонемецкое – Ouverture.

Французское – ouverture (открытие, начало).

Латинское – apertura (открытие, начало).

Спорным является вопрос о том, из какого именно языка пришло в русский данное слово. Часть исследователей склонна думать, что оно заимствовано из французского. Другая версия происхождения данного термина: слово «увертюра» появилось в русском языке из немецкого, где с 1700 г. его стали употреблять в значении «музыкальный пролог».

Производное: увертюрный.

Энциклопедический словарь

увертюра

(франц. ouverture, от лат. apertura - открытие, начало), оркестровое вступление к опере, балету, драматическому спектаклю и т. п. (часто в сонатной форме), а также самостоятельная оркестровая пьеса, обычно программного характера.

Словарь Ожегова

увертюра

УВЕРТЮРА, ы, ж.

1. Оркестровое вступление к опере, балету, драматическому спектаклю, фильму. Оперная у.

2. Одночастное музыкальное произведение (обычно относящееся к программной музыке).

| прил. увертюрный, ая, ое.

Словарь Ефремовой

увертюра
  1. ж.
    1. :
      1. Оркестровая пьеса, являющаяся вступлением к опере, балету, драме, кинофильму и т.п.
      2. перен. Начальный этап, предваряющая часть чего-л.
    2. Небольшое музыкальное произведение для оркестра.

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

увертюра

(от ouvrir — открывать) — музыкальное оркестровое сочинение, служащее началом или вступлением оперы или концерта. Форма У. постепенно и долго развивалась. Старейшая У. относится к1607г. Это — род интродукции, которую Монтеверде приписал к своей опере "Орфей". Отличаясь простейшей формой, эта У. была так коротка, что ее играли три раза подряд. На некоторое развитие формы У. обратил внимание французский композитор Люлли, но его У. не были обширны — так, напр., У. к опере "Армида" (1687) заключала в себе тридцать два такта. Форма так называемой французской У. Люлли состояла из двух частей: Grave и Allegro, преимущественно фугированного. Иногда после Allegro следовало опять Grave. Эта форма перешла в Италию, но при Александре Скарлатти в Италии сложилась форма самостоятельной У., или так называемой симфонии. Она состояла из Allegro, Andante и Allegro (повторение первого). Гендель в своих ораториях расширил формы У., введя в нее три различные темы. Но в некоторых ораториях, как напр. в "Мессии", он придерживался французской формы У., т. е. составляя ее из Grave и следующей за ней фуги в скором темпе. Еще большее внимание обратил на форму У. Глюк. Полного расцвета достигает эта форма при Моцарте и Бетховене, у которых она облекается в ясную форму сонаты или сонатины (см.). Но не всегда они придерживались этих форм в У., напр. У. к опере 4 Волшебная флейта" Моцарта и "Zur Weihe des Hauses" op. 124 Бетховена написаны в форме свободной фуги. У. "Афинские развалины" Бетховена написана в форме рондо. Отступления от установившейся позднейшей формы У. встречаются преимущественно у итальянских композиторов, напр. У. "Вильгельм Телль" Россини состоит из четырех самостоятельных частей (медленной, скорой, медленной и быстрой), содержание которых рисует сюжет оперы, хотя темы не взяты из самой оперы. Многие У. к операм содержат темы, взятые из самих опер, но есть и такие, которые написаны самостоятельно и имеют связь только в смысле настроения. Образцовыми У. могут считаться следующие: к "Дон-Жуану" Моцарта, "Эгмонту" и "Фиделю" Бетховена, "Геновеве" Шумана, к "Руслану", "Жизнь за Царя" Глинки, "Ромео и Джульетта" Чайковского, У. Мендельсона, Вагнера, Рубинштейна, Шуберта и пр. Существуют У. в качестве самостоятельных симфонических произведений — не оперные, а концертные. В них форма шире, в особенности в смысле тематической разработки. Сонатная форма У. отличается от той же формы первой части симфонии тем, что в ней нет повторения первого отдела и что тематическая разработка более сжата. Не следует смешивать У. со вступлением (см.) к опере, так как последняя не имеет установившейся формы.

Н. С.

Толковый словарь русского языка (Алабугина)

увертюра

   , -ы, ж.

   Музыкальное вступление к оперному, театральному представлению или кинофильму.

   * Оперная увертюра. Увертюра к кинофильму "Дети капитана Гранта". *

Словарь музыкальных терминов

увертюра

(от лат. apertura — открытие, начало) — 1. Инструментальное вступление к театральному спектаклю с музыкой (опере, оперетте, балету), кантате или оратории, кинофильму. 2. Концертная пьеса с определенными образными и композиционными качествами.

Культурология. Словарь-справочник

увертюра

(фр. ouverture, лат. aperture – открытие, начало) – оркестровое вступление к опере, балету, оратории, драме, кинофильму. Также самостоятельное концертное оркестровое произведение в сонатной форме.

Поделиться:
Действия:
Скачать в doc

Предложения со словом увертюра

  • Шумная увертюра, несколько мелодрам и хоров удались на славу и доставили нам совершенно необычное в другое, непраздничное время щедрое одобрение публики, так что мы смогли еще раз с успехом повторить этот «новогодний привет», эту новогоднюю постановку.
  • Альфредо Бонаккорси пишет, что увертюра к «Аврелиану» была, возможно, написана позже, чем «Странный случай», и, исходя из этого, предполагает, будто оригинальная увертюра к «Странному случаю», если таковая когда-либо существовала, была передана какой-то другой, более поздней опере.
  • Кроме того, его наследие составляют также несколько месс и отдельные части месс, 2 диксита, магнификат, «Miserere», «Te Deum», 4 литании, 2 ламентации, 2 реквиема, оратория, 38 мотетов, 15 итальянских и 14 французских опер, симфония, увертюра, 6 струнных квартетов, струнный квинтет, 6 сонат, фантазия для фортепиано, романсы, итальянские песни, революционные гимны и пр.
  • Получились сначала полонез и соната для фортепиано, затем большая концертная увертюра и, наконец, симфония в четырех частях, где, по собственному признанию автора, слышался отчасти Моцарт, а по большей части Бетховен.