03 июня 2024
450 тысяч слов
+38 за сегодня

Значения слова университет

все
Словарь Ушакова
Этимологический Словарь Русского Языка
Энциклопедический словарь
Словарь Ожегова
Словарь Ефремовой
Культурология. Словарь-справочник
Средневековый мир в терминах, именах и названиях
Педагогический терминологический словарь
Историко-этимологический словарь латинских заимствований
Москва. Энциклопедический справочник
Административное право. Словарь-справочник

Словарь Ушакова

университет

университет, университета, муж. (от лат. universitas - совокупность). Высшее учебное заведение с факультетами по различным, обычно не техническим, специальностям. Исторический факультет университета. Ректор университета.

Этимологический Словарь Русского Языка

университет

Немецкое – Universitat.

Латинское – universitas.

Широкое распространение слово получило с 1755 г., с открытием первого университета в Москве.

В современном русском языке имеет значение «высшее учебное заведение.

Диалектная форма существительного – «наверститут» – образовалась на основе двух самостоятельных слов – «наверстать» и «институт».

Производные: университетский, универ.

Энциклопедический словарь

университет

(от лат. universitas - совокупность), высшее учебон-научное заведение, в котором ведется подготовка специалистов по фундаментальным и многим прикладным наукам, различным отраслям народного хозяйства и культуры. Университет, как правило, осуществляет научную работу. Первые университеты появились в 12-13 вв. в Италии, Испании, Франции, Англии. Первые Университеты в России - Академический (1726-66, Петербург) и Московский (с 1755); в 1916 было 11 университетов. В 1994 в Российской Федерации насчитывалось св. 40 государственных университетов, 80 государственных университетов технического, медицинского, педагогического, аграрного и других профилей, св. 30 негосударственных университетов.

Словарь Ожегова

университет

УНИВЕРСИТЕТ, а, м.

1. Высшее учебное заведение и одновременно научное учреждение с различными естественно-математическими и гуманитарными отделениями (факультетами). Московский у. Университетов не кончал ктон. (мало учился, мало образован; прост.).

2. Название учебных учреждений по повышению научно-политических знаний, образования в какойн. области. Вечерний у. Народный у.

3. перен. Об источнике накопленных знаний, большого опыта. Жизнь была его университетом.

| прил. университетский, ая, ое (к 1 и 2 знач.).

Словарь Ефремовой

университет
  1. м.
    1. :
      1. Высшее учебно-научное заведение, объединяющее в своем составе несколько факультетов, на которых представлена совокупность различных дисциплин, составляющих основы научного знания.
      2. Здание, занимаемое таким учреждением.
    2. перен. разг. То, что - помимо специального обучения - дает опыт, познания.
    3. Название учебных заведений, способствующих повышению уровня образования в какой-л. области знания.

Культурология. Словарь-справочник

университет

(нем. Universitat, от лат. universitas (universitatis) – совокупность)

1) высшее учебное заведение, объединяющее в своем составе несколько факультетов, на которых представлена совокупность различных дисциплин, составляющих основы научного знания;

2) в названиях ряда учебных учреждений по повышению общеобразовательных и научно-политических знаний (например, народный университет культуры).

Средневековый мир в терминах, именах и названиях

университет

(от лат. universitas — совокупность, общность) — первоначально любое объединение (корпорация) людей, связанных общими интересами и имеющих особый правовой статус. В конце XIV в. этот термин стал использоваться применительно к академич. корпорациям, т.е. к объединениям преподавателей, отделившихся от церк. и монастырских школ. Ун-ты возникли из всеобщих школ, которые получали привилегии и превращались в университетские корпорации. Долгое время ун-ты носили название studia generalia, т.е. «всеобщая школа». Древнейшие унты: Болонский (конец XI в.) и Парижский (XII в.) — два основных типа университетской организации. Первый был организацией студентов и лишь в конце XIV в. превратился в организацию преподавателей и студентов. Второй был организацией (объединением) преподавателей. У. обладал юр., адм. и материальной автономией, которая даровалась специальными документами папы или государя. Ун-ты разделялись на факультеты и «нации», имели коллегии. Как правило, у. имел 4 фак.: младший (артистический, или «Семи свободных искусств») и старшие (теологический, права, медицинский). Младший фак. разделялся на «нации» (землячества), которые включали лиц, рожденных на одной земле. Преподаватели избирали деканов, каждая «нация» — прокуратора, а все вместе — ректора, главу у. Старшие факультеты на «нации» не разделялись ввиду их малочисленности; магистры искусств, обучавшиеся на этих факультетах, примыкали к «нациям» на младшем фак. В 1257— 1258 гг. была создана первая коллегия на богословском фак. Парижского ун-та (см. Сорбонна).

Преподавание в у. велось исключительно на лат. языке — языке науки. Студенты и преподаватели принадлежали к духовному сословию, жалованье преподаватели получали в виде духовных бенефициев. Светскому суду они не подлежали, только церковному. Основными формами учеб. процесса средневекового у. были лекции и диспуты. Лекционная система была вызвана нехваткой книг. Лекция в у. представляла собой чтение и комментирование авторов, признававшихся авторитетами (напр., на мед. фак. читали Гиппократа). Студент был обязан записывать комментарий преподавателя. Диспут должен был выявить знание предмета и логики (Аристотеля). Перед диспутом преподаватель предлагал тезы (тезисы), которые затем обсуждались студентами. Студенты средневековых ун-тов сдавали экзамены на звание бакалавра, лиценциата, магистра и доктора. Окончившие у. могли преподавать в любой школе; клирики, обучавшиеся на богословском фак., сохраняли на 5 лет свои церк. бенефиции.

К концу XIV в. в Европе существовало ок. 50 ун-тов, а к концу XV в. — ок. 60. Постепенно, освобождаясь от церк. монополии, ун-ты установили собственную монополию на образование, что сыграло большую роль в распространении светского знания и ускорило процесс становления светской интеллигенции.

Лит.: Документы по истории университетов Европы XII—XV вв. Воронеж, 1973; Квастель С. Болонский университет в средние века // Средневековье в эпизодах и лицах. М., 1941; Козьменко Л. Парижский университет и его студенчество в XII— XIII вв. // Средневековье в эпизодах и лицах. М., 1941; Паульсен Ф. Германские университеты. СПб., 1904; Пискорский В Ж. Итальянские университеты. Казань, 1910; Суворов Н.С Средневековые университеты. М., 1898; Уваров П.Ю. Университеты в средневековом городе // Культура и искусство западноевропейского Средневековья. М., 1981.

Педагогический терминологический словарь

университет

(от лат. universitas - совокупность)

   высшее учебное заведение, которое реализует образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования по широкому спектру направлений подготовки (специальностей); осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников высшей квалификации, научных и научно-педагогических работников; выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования по широкому спектру наук; является ведущим научным и методическим центром в областях своей деятельности.

   Первые У. появились в 12-13 вв. в Италии, Испании, Франции, Англии. Первые У. в России - Академический университет (1726-66, С.-Петербург) и Московский (с 1755). В Рос. Федерации создаются государственные и негосударственные У., в т.ч. технического, медицинского, педагогического, аграрного и других профилей.

   (Бим-Бад Б.М. "Педагогический энциклопедический словарь". М., 2002 г., с,296)

   Ч484(0)711

Историко-этимологический словарь латинских заимствований

университет

   1) Высшее научно-учебное заведение, объединяющее в своем составе несколько факультетов (естественных и гуманитарных), на которых представлена совокупность различных дисциплин;

   2) в составе названий ряда учреждений по повышению образовательных и научных знаний.

    средн.лат. universitas (magistrorum et scholarium) «корпорация (преподавателей и студентов)», позднелат. universitas, род.п. universitatis «объединение людей, корпорация». Заимств. из нем. Universität или польск. universitet «высшее учебное заведение» в конце первого десятилетия XVIII в. (Бирж., 399).

   Впервые фиксируется в Лекс.Вейсм. (710).

   ║ Университетский. Образовано при помощи суф. -ск- (CAP1, VI, 446).

Москва. Энциклопедический справочник

университет

станция метро Сокольнической линии. Открыта в 1959. Архитекторы В.А. Литвинов, М.Ф. Марковский, Л.В. Лилье, В.В. Добраковский. Расположена вблизи комплекса зданий Московского университета на Воробьёвых горах. Два вестибюля-ротонды (архитекторы Н.А. Быкова, И.Г. Таранов, Ю.А. Черепанов) находятся по обе стороны проспекта Вернадского, на пересечении с Ломоносовским проспектом. Пилоны станционного зала облицованы светлым мрамором, стены — глазурованной керамической плиткой, пол выложен серым и розовым гранитом.

Административное право. Словарь-справочник

университет

   высшее учебное заведение, которое: реализует образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования по широкому спектру направлений подготовки (специальностей); осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников высшей квалификации, научных и научно-педагогических работников; выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования по широкому спектру наук; является ведущим научным и методическим центром в областях своей деятельности. В составе университета могут создаваться не только факультеты, но и институты, объединяющие несколько факультетов.

Поделиться:
Действия:
Скачать в doc

Каким слово университет может быть

Предложения со словом университет

  • Из этого вытекает, во-вторых, что границы между эпохами не являются четкими и непроницаемыми, а, напротив, должны представляться достаточно размытыми, так что отдельные черты и принципы «доклассического» университета далеко пережили свое время, эхом отдаваясь в практике «классического» университета, и, наоборот, базовые идеи «классического» университета вызревали внутри «доклассического» и могли в нем существовать латентно, не требуя на первых порах внешних проявлений в виде изменения организации университета.
  • Кроме того, изучение посвященных университетам научных публикаций как совокупности тематических текстов позволяет аналитически и критически представить – а не расценивать как нечто естественное, само собой разумеющееся – ярко выраженную склонность изучаемых сообществ к самокомментированию и рефлексии, обнаружить связь между производимыми ими дискурсами и историографическими концепциями, понять происхождение тематических лакун и выявить матрицы в описании отечественной академической традиции.
  • Эти две трансформации в совокупности известны под общим названием «Кембриджский феномен», и хотя такие университеты, как Массачусетский технологический институт и Стэнфордский университет в США, прошли через аналогичный период трансформации раньше Кембриджа, мы в качестве примера возьмем Кембриджский университет, так как Кембриджский феномен в гораздо более явной форме был частью более обширных процессов социальнополитических изменений.
  • Однако, если Колумбийский и ему подобные университеты лишь слегка отклоняются от привычной траектории, предначертанной им в иных случаях уже несколько веков назад, ASU сознательно пошел на серьезнейшую реконцептуализацию и превратился в ведущий государственный исследовательский университет – теперь это академическая система, базирующаяся на научно-исследовательской деятельности и производстве знаний, сохраняющая доступность для широких слоев населения во всем их социоэкономическом, национальном и региональном многообразии и оказывающая при этом максимальное воздействие на окружающее ее общественное пространство.