фортуна, фортуны, мн. нет, жен. (лат. fortuna, от собств. имени др.-рим. богини счастья и случайности) (устар.). Судьба, случай, счастье. «Фортуна начала благоприятствовать мне с первого шага.» Лесков. «Тебе решительно улыбается фортуна, говорил Петр Иваныч племяннику.» Гончаров.
Латинское – fortuna (судьба).
Слово «фортуна» заимствовано из латинского языка. Впервые в литературных памятниках слово встречается во время правления Петра I, т.е. в начале XVIII в.
В древнеримской мифологии Фортуна почиталась как богиня судьбы, удачи, счастливой случайности. В настоящее время слово часто употребляется как поэтический символ удачи.
Производное: фортунка (устар. – азартная лотерейная игра).
в римской религии богиня счастья, случая, удачи. Изображалась с рогом изобилия, иногда на шаре или колесе, также с повязкой на глазах. В переносном смысле "колесо Фортуны" - слепой случай, удача.
ФОРТУНА, ы, ж. (устар.). Судьба, случайное счастье. Ф. благоприятствует комун. Слепая ф. Баловень фортуны.
• Колесо фортуны (книжн.) изменчивое, непостоянное счастье [по изображению древнеримской богини судьбы Фортуны, стоящей с повязкой на глазах на колесе или шаре].
(Fortuna) — древнеримская богиня. Культ ее — один из самых старых, заимствованных Римом культов италийского происхождения (di novensidenses). Предание, имеющее ясное представление только о позднейшей Ф., тождественной греческой Τύχη, приписывает введение культа любимцу счастья, бывшему рабу Сервию Туллию. Древнейшее, первоначальное значение богини с трудом поддается определению. Древнейшими храмами ее были fanum Fortis Fortunae и aedes Fortunae, на forum boarium. Судя по характеру праздника Fortis Fortunae и времени его (24 июня), можно думать, что первоначальное значение богини было земледельческое — обоготворение случайности, непредвиденного стечения обстоятельств, которые играют такую важную роль в жизни земледельца. Другой характер имеет Ф. скотного рынка; ее тесная связь и соседство с Mater Matuta позволяют думать, что, как и Matuta, она была богиней-покровительницей женщин; на это же указывает и смешение ее с Pudicita, и обычай невест приносить в дар этой F. virginalis свои девические платья. Той же богине посвящен был другой храм на via Latina, основанный, по преданию, Кориоланом, где богиня почиталась под именем F. muliebris. Такое же отношение к женщинам видно и в культе F. virilis, которой молились 1 апреля женщины низших классов в мужских банях; празднество ее совпадало с праздником в честь Венеры. Мы имеем, таким образом, наряду с богиней-покровительницей чистоты и целомудрия богиню, покровительствующую противоположным качествам женской природы. Культ Ф. заимствован был, вероятно, из Лация, где издревле славились ее храмы в Анции и Прэнесте. Особенно знаменита была прэнестинская богиня, прозванная Рrimigenia, т. е. перворожденная дочь Юпитера. Эта чуждая латинской религии идея филиации есть, вероятно, результат иноземного, может быть, греческого, влияния. Характер богини как покровительницы женщин и их плодовитости сказывается в посвящении ей надписей матронами, просящими детей, и в изображении богини с двумя младенцами у грудей, подобно аналогичной богине в Капуе и ряду других, особенно галльских и германских божеств сходного значения. Отличительной чертой прэнестинского культа были предсказания, которые давала богиня; они записывались на палочках дубового дерева, вынимавшихся как жребий (sortes). Эта опять-таки чуждая старолатинским религиозным воззрениям черта повела к тому, что культ прэнестинской богини поздно проник в Рим. Первый храм F. primigenia посвящен был в 194 г. до Р. Х. на Квиринале; вскоре тут же возникли еще один храм той же богини и храм F. publica, почему и местность стала называться ad tres Fortunas. Publica p(opuli) R(omani) было эпитетом и богинь двух других храмов, что дает право заключить, что культ прэнестинской богини перешел в культ богини-покровительницы счастья римского народа. Культ богини счастья вскоре дифференцировался на сотни и тысячи отдельных культов. Боги-покровители определенных лиц, групп, учреждений, дней, времен года и т. п., тысячи римских гениев и персонификаций разделили общее понятие счастья и удачи на тысячи мелких частей: уже в 101 г., а может быть, и раньше возникает в Риме храм Ф. huiusce diei — божества, гарантирующего счастливый исход данного дня; еще раньше, в 180 г., посвящен был диктатором Кв. Фульвием Флакком храм Ф. equestris, богине-покровительнице римской конницы, в память счастливой кавалерийской атаки в кельтиберской войне 180-го г. Ввиду способности этого божества к дифференциации, наряду с преобладанием в обществе чисто материальных интересов, Ф. делается наиболее популярной богиней римского Пантеона и почитается под тысячами имен и прозвищ. Характерны в этом отношении слова Плиния Старшего: "по всему свету, повсюду во все часы дня голоса всех призывают и называют одну Ф., ее одну обвиняют, привлекают к ответственности, о ней одной думают, ее одну хвалят, ее одну уличают. С бранью почитают ее, изменчивую, многие считают ее слепой, бродячей, непостоянной, неверной, вечно меняющейся, покровительницей недостойных. Ей на счет ставится и дебет и кредит, и во всех расчетных книгах смертных она одна занимает и ту, и другую страницу". Ей посвящаются тысячи алтарей и капелл по всему лицу Римской империи; ее изображение имеется во всяком домашнем святилище, появляется на монетах и еще чаще на предметах промышленности и домашнего обихода; она преобладает вместе с Меркурием — таким же богом материальной выгоды и удачи — на резных камнях, на свинцовых марках самого разнообразного назначения, на лампах, копилках, сосудах ежедневного употребления и т. д. Популярности богини содействует и то, что она входит как официальная составная часть в культ императоров под именем F. Augusta, наряду с гением Августа; в Помпеях и других местах ей в первые времена империи посвящаются храмы. В Риме особым почитанием со времени возвращения Августа с Востока в 19 г. до Р. Х. пользуется F. Redux. Культ Ф. сохраняет свое официальное значение и после Августа, до поздних времен империи. Изображается Ф. обыкновенно в виде одетой женщины, опирающейся одной рукой на руль, а другой держащей рог изобилия. Иногда она представлена стоящей на шаре или упирающей в него свой главный атрибут — руль. Дифференциация характеризуется присоединением атрибутов, напр. корабельного носа (F. navalis). Изображение Ф. приспособляется к целому ряду персонификаций, стоящих с нею в более или менее тесной связи: Felicitas, Hilaritas, Concordia, Fides и др. так или иначе примыкают к ее типу. В силу всеобъемлющего ее значения с нею легко сливаются другие божества; так, Ф. сливается с Изидой, завоевывающей себе в Риме, начиная с I в., огромную популярность; появляется даже прямое олицетворение ее всеобъемлемости — культ F. Panthea. Ср. Preller, "R ömische Mytholo gie" (II, 179 и cл.); Peter и Drefler у Roscher'a, "Lexicon der Mythologie" (I, 1503—1558); Wissowa, "R ö mische Religion and. Kultus" (206 и сл.).
М. Р.
Syn: судьба
, ы, ж.
1. Богиня судьбы в римской мифологии, изображаемая с повязкой на глазах и с рогом изобилия, иногда на колесе или шаре.
* ► Тебе рукой фортуны своенравной Указан путь и счастливый и славный. // Пушкин. Стихотворения // *
2. Символ счастливой случайности, удачи.
* ► Но тут кошель прорвался, Рассыпалась казна и обратилась в прах, Фортуна скрылась: одна сума в глазах. // Крылов. Басни // *
◘ ФОРТУНА УЛЫБАЕТСЯ, ◘ КОЛЕСО ФОРТУНЫ, ◘ ЛЮБИМЕЦ ФОРТУНЫ.
судьба
(лат. Fortuna)
в италийской и римской мифологии богиня счастья, судьбы и успеха. В древнейшую эпоху почиталось несколько Ф., каждой из которых поручалось покровительство урожаю, плодородию, деторождению. В Риме имелось несколько храмов Ф., главный из них был на Марсовом поле. Культ Ф. возник в городах Лация - Пренесте и Анции; она изображалась молодой женщиной с рогом изобилия, иногда на шаре или колесе, с повязкой на глазах. В начале периода Империи Ф. была покровительницей императоров.
Немировский А.И. Идеология и культура раннего Рима. Воронеж, 1964.
(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
* * *
римская богиня счастья, случая и удачи, отождествлявшаяся с греческой богиней Тихе. Первоначально была богиней урожая и плодородия, покровительницей женщин и материнства. Ее праздник совпадал с днем рождения богини плодородия и деторождения Матер Матуты. По преданию, культ Ф. был введен Сервием Туллием, ставшим царем из сына рабыни. Почиталась Ф.-Примигения (первородная), которой вручали судьбу младенца, Ф.-Привата (частных дел), Ф.-Публика (общественных дел), Ф.-Бона (доброй судьбы), Ф.-Вирилис (судьбы мужчин), Ф.-Мулиэбрис (судьбы женщин) и др. Существовали также Ф. - покровительницы сословий и профессий: Ф.-Патриция, Ф.-Плебейя, Ф.-Эквестрис (покровительница всадников), Ф.-Дукс (покровительница полководцев), а в императорское время появились Ф.-Цезарис (покровительница Цезаря и его рода), Ф.-Августа (покровительница царствующего императора) и т.д. Существовали алтари Ф., воздвигнутые ремесленными коллегиями, военными частями и другими объединениями граждан. В эпоху империи Ф. была самой почитаемой богиней, ее сближали с Исидой, Немесидой, Фелицитас. Появился также культ Ф.-Пантейн (всех богов). Ф. изображали женщиной с рогом изобилия, сыплющей монеты, иногда стоящей на шаре или колесе (символ изменчивости счастья) и с повязкой на глазах.
(Мифологический словарь / Г.В. Щеглов, В.Арчер - М.: ACT: Астрель: Транзиткнига, 2006)
* * *
Римская богиня счастливого случая, судьба, соответствующая греческой Тихе. Фортуна почиталась как богиня-защитница отдельных лиц, общин; в таком случае ее называли по имени этого лица, например Фортуна Августа.
Фортуна, с рулем или рогом изобилия, многократно изображалась на картинах Мантеньи, Рубенса, Тьеполо.
(Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)
в римской мифологии богиня счастья, случая и удачи. Первоначально богиня урожая, материнства, женщин. Ее почитали садоводы - праздник 11 июня, который совпадал с днем богини плодородия и деторождения Матер Матуты. Фортуна - защитница женщин, культ которой был введен матронами в благодарность за то, что по их просьбе Кориолан пощадил Рим. Фортуна покровительствовала женщинам, бывшим лишь один раз замужем. Введение культа Фортуны связывалось с царем Сервием Туллием, ставшим благодаря любви Фортуны из сына рабыни царем и воздвигшим ей несколько святилищ. Фортуна изображалась с рогом изобилия, иногда на шаре или колесе (символ изменчивости счастья) или с повязкой на глазах. Фортуна была изображена на монетах почти всех римских императоров. Соответствует греческой богине Тихе.
1) В мифах древних римлян богиня счастья, случая, удачи. Изображалась с рогом изобилия, иногда на шаре или колесе, также с повязкой на глазах.
2) Малая планета номер 19, астероид. Среднее расстояние до Солнца 2,44 а. е. (365,2 млн км), эксцентриситет орбиты 0,1595, наклон к плоскости эклиптики 1,6 градусов. Период обращения вокруг Солнца 3,81 земных лет. Имеет неправильную форму, максимальный поперечник 225 км, масса 1,20 * 10^19 кг. Была открыта Джоном Расселом Хайндом 22 мая 1852. Название было дано первооткрывателем в честь Фортуны.
Форту́на - в римской мифологии богиня случая, счастливой судьбы.
Источники:
● М.Б. Ладыгин, О.М. Ладыгина Краткий мифологический словарь - М.: Издательство НОУ "Полярная звезда", 2003.
театр
(Fortune, Theatre)
Построен в лондонском районе Финсбери труппой *слуг лорда-адмирала в 1660 г. Сохранился контракт на постройку с указанием внешних и внутренних параметров и многих других данных, за исключением сцены: в контракте сказано, что она должна быть уподоблена сцене упомянутого театра *Глобус, детальная информация о параметрах которого утрачена. Здание Фортуны было квадратным, длина стен снаружи составляла 80, изнутри - 55 футов, высота его равнялась 42 футам. Театр пользовался огромной популярностью у английской публики. Сгорел в 1621 г.
- в римской мифологии богиня правосудия. Она изображалсь в виде прекрасной женщины с повязкой на глазах, стоящей на шаре.. В руке у Фортуны был рог изобилия. Фортуна обладала властью над судьбой каждого человека, а также над судьбами целых народов. Богиня могла вознести из низов самого ничтожного и низвергнуть в прах высоко стоящего человека Она дарила победу, славу а также отнимала их, она скрепляла дружеские союзы и разрушала их. Римляне строили храмы двум Фортунам хорошей и плохой. обеим воздавали почести, приносили жертвы и старались склонить их к помощи.