хозяйство, хозяйства, ср.
1. только ед. Общественная форма производства, совокупность производственных отношений того или иного общественного уклада (экон.). Натуральное хозяйство. «- До 60-х годов прошлого столетия в России было очень мало фабрик и заводов. Преобладало крепостническое хозяйство дворян-помещиков.» История вкп(б). Товарное хозяйство. Социалистическое хозяйство.
2. только ед. Производство, экономика; Совокупность всего, что служит для производства, составляет производство. Народное хозяйство (хозяйство данной страны). Мировое хозяйство. Сельское хозяйство. Лесное хозяйство нашего севера. Организация рыбного хозяйства. Молочное хозяйство совхозов и колхозов.
3. только ед. Оборудование, инвентарь, постройки и пр. принадлежности какого-нибудь производства. Большое заводское хозяйство. Хозяйство рудника. Хозяйство колхоза.
| Совокупность предметов, принадлежностей, необходимых в быту. Обзавестись хозяйством. У него полное хозяйство.
4. Производственная ячейка, единица, организация (частная или общественная), преим. сельскохозяйственная. «Огромнейшее большинство крестьянских хозяйств вступило в колхозы...» История вкп(б). «...Характерная черта распыленных мелких хозяйств состоит в том, что они не в силах в должной мере использовать технику, машины, тракторы, данные агрономической науки, что они являются хозяйствами малотоварными.» Сталин. Коллективные хозяйства (колхозы). Единоличные хозяйства. Крупные хозяйства.
5. только ед. Хозяйственная деятельность, занятие производственной, финансовой, экономической стороной какого-нибудь дела. Он ведет хозяйство. Целиком погрузился в хозяйство.
| Ведение работ по дому, по обслуживанию бытовых потребностей. Домашнее хозяйство. «Аграфена, насупясь, суетилась по хозяйству.» Гончаров. «Тимофеевна с хозяйством управлялася.» Некрасов. Сделать покупки по хозяйству.
ХОЗЯЙСТВО, а, ср.
1. То же, что экономика (в 1 знач.). Натуральное, крепостническое х. Рыночное х.
2. Производство, экономика (во 2 знач.). Народное х. страны. Мировое х. Сельское х.
3. Оборудование какогон. производства. Фабричное х.
4. Совокупность предметов, всего того, что необходимо в быту. Обзавестись хозяйством.
5. Производственная единица, преимущ. сельскохозяйственная. Крестьянское х. Фермерское х. Крупное х. Учебное х. сельхозтехникума.
6. Работы по дому, по устройству быта, домашней жизни семьи. Вести х. Домашнее х. Хлопотать по хозяйству.
— Так называется в политической экономии совокупность хозяйственных действий, объединенных в одно целое. Основаниями такого объединения служат два начала: одно из них проявляется в X. государственном, общественном и частном, другое — в народном и мировом. В X. первой категории основанием единства является более или менее строгая планомерность действий человека, вытекающая из сознательного стремления его к достижению определенных целей. Как бы ни было бессистемно X., оно предполагает хотя бы самый примитивный план, который и служит элементом, связующим разрозненные действия человека в одно целое. Без такого связующего элемента, являющегося продуктом психической деятельности человека, не может существовать X. Совокупность вещей, как бы они ни были полезны и многочисленны, сама по себе еще не составляет хозяйственного целого, потому что материальные предметы могут быть объединены в экономическом отношении только действиями человека, пользующегося ими для определенной цели. Стремясь удовлетворить своим потребностям в материальных благах, человек должен предпринимать разнообразные действия, которые ему приходится координировать между собою, считаясь с преследуемой целью и со средствами, имеющимися для ее достижения. Таким образом возникает представление о хозяйственном целом, объединяющим началом которого служит воля человека. В X. народном и мировом планомерность отсутствует, потому что нет субъекта хозяйственной деятельности, и следовательно, нет ни заранее поставленной цели, ни направляющей воли. Народное и мировое X. не существуют как явления самостоятельные по отношению к X. планомерным (частному, государственному и общественному): они выражают только связь, существующую между последними и вызывающую в нашем сознании идею единства. Основанием этой связи является обмен. Если речь идет о связи, возникающей на почве меновых отношений между планомерными X., объединенными, кроме того, узами национальными и политическими, то мы говорим о народном X.; когда же имеется в виду основанная на обмене связь между планомерными X., принадлежащими к составу разных народных X., то в нашем сознании возникает представление о более широком единстве и мы выражаем это представление понятием мирового X. Непланомерные X. (народное и мировое) не слагаются из самостоятельных элементов, не входящих в состав планомерных. Если человек предпринимает хозяйственные действия неслучайного характера, то они непременно будут относиться к одной из планомерных хозяйственных организаций: он может действовать сколько-нибудь систематически только в сфере частного, государственного или общественного X. Таких хозяйственных действий, которые не могли бы быть отнесены к одной из этих категорий и принадлежали бы исключительно к сферам народного или мирового X., не существует. Человек, занимающийся производством хлеба, совершает ряд действий, целиком входящих в сферу его частного Х., — все равно, потребляет ли он сам свой хлеб или сбывает его; в последнем случае безразлично, производит ли он сбыт в пределах своей родины или вне ее; разница только в том, что те его действия, которые при домашнем потреблении хлеба вызывают лишь представление о частном X., при продаже хлеба на рынке входят, кроме того, в состав элементов, вызывающих идею других единств — народного и мирового X. В действительности в приведенном примере существуют только действия человека, вызванные хозяйственным мотивом; понятия же о разных видах X. выражают лишь наше представление о связи, существующей между этими действиями, а также между ними и действиями других людей. Таким образом, все формы X. — понятия производные: точкой отправления для них служат хозяйственные действия человека, которые в свою очередь вытекают из хозяйственного мотива.
Определения X. в экономической литературе существенно расходятся между собой. Одни относят это понятие к действиям или деятельности человека (напр. Pay, Германн, Вагнер, Менгер, Нейман, Лэер), другие — к лицам. К последней категории принадлежит, напр., Шмоллер, называющий X. более или менее обширный круг лиц, которые, будучи связаны между собою какими-либо психическими, моральными или правовыми узами, хозяйничают вместе друг с другом и отчасти друг для друга и для других. Сам Шмоллер должен, однако, немедленно ограничить свое определение, признав, что X. может состоять и из одного лица. X. не могут составить ни люди, ни материальные предметы; сколько бы ни было собрано тех и других, хозяйство возникнет только тогда, когда люди и предметы объединены в своих хозяйственных действиях. Единство, представляемое хозяйство, зиждется на психических узах, и притом именно на тех узах, которые создаются проявлениями хозяйственного мотива. Большинство экономистов признает, что X. связано с понятием совокупности действий; некоторые, однако, упускают этот момент, вследствие чего их определения относятся к хозяйственной деятельности, а не к X. Пример — Германн, называющий X. заботу о производстве и потреблении благ в целях удовлетворения потребностей; то же можно сказать и о Менгере. Нейман вводит в свое определение случайный момент, называя хозяйством совокупность действий, направленных к увеличению и сохранению чьего-либо имущества. На это справедливо возражает Лэер, что приобретение или умножение имущества, как и его сохранение, составляют цель многих людей, но не всех. Значительная часть населения во всех странах живет изо дня в день, питаясь трудами своих рук — и тем не менее нельзя сказать, что она не ведет хозяйства. Некоторые, например Вагнер, считают необходимым, чтобы действия, составляющие содержание X., совершались в замкнутом круге потребностей и средств к их удовлетворению. Но чем же определяется такой замкнутый круг? На это приходится ответить: исключительно той целью, которую поставил себе хозяйствующий субъект, и планом, который он принял. Два последних понятия, вытекающие из хозяйственного мотива, являются первичными и предопределяют круг потребностей и средств, о котором говорит Вагнер; следовательно, вводить этот момент в определение X. излишне. Столь же излишне упоминать, как это делает Вагнер, что основанием X. служит экономический принцип; если даже признать последний понятием, характерным только для хозяйственных явлений, то во всяком случае очевидно, что он относится к определению хозяйственной деятельности, а не хозяйства. Наконец, многие вводят в понятие X. признаки систематичности, планомерности и руководящей или направляющей воли (Вагнер, отчасти Лэер и др.). Эти признаки, как было показано выше, относятся только к некоторым видам X., но и здесь не следует слишком подчеркивать их. Многие люди хозяйничают без строго определенной системы и плана, отчасти действуя наудачу, отчасти следуя привычкам, обычаям, рутине. Тем не менее, для частного, государственного и общественного X. наличность направляющей воли необходима; ее обнаружением являются система и план, хотя бы самые примитивные. Эти признаки совершенно отсутствуют в народном и мировом хозяйстве, вследствие чего они и не могут быть введены в общее определение рассматриваемого понятия. — Хозяйство следует отличать от производства, на что с большею настойчивостью указывает Зомбарт в своем исследовании о современном капитализме. Производство, по его определению, — организация работы (Arbeitsgemeinschaft), а X. — организация получения ценностей (Verwertungsgemeinschaft). Различие между этими понятиями обнаруживается в том, что существуют X., обнимающие несколько производств, — и бывают, хотя и реже, производства, охватывающие несколько хозяйств. Пример первого рода — потребительное общество, владеющее несколькими предприятиями (булочной, мясной и т. п.). Пример второго рода — точильни и красильни, устраивавшиеся средневековыми цехами для пользования всех ремесленников. Планомерные X. характеризуются прежде всего целями, которые ставит себе субъект хозяйственной деятельности; смотря по тому, преследует ли он цели потребления или приобретения, X. могут быть разделены на потребительные и приобретательные. Указанные цели могут достигаться двумя путями — производством для собственного X. и производством для других хозяйств, т. е. обменом. Эти деления не совпадают с приведенными выше, потому что преследовать как потребительные, так и приобретательные цели можно обоими путями: производя для собственного X., а не для рынка, можно копить большую часть произведенного (Плюшкин) или же можно потреблять получаемые продукты; точно так же при производстве для рынка можно или заботиться исключительно о потреблении (мелкие ремесленники) или же ставить своей главной задачей накопление богатства (капиталист-предприниматель). В зависимости от путей, которыми достигаются указанные выше цели, хозяйства бывают натуральные и меновые. Наконец, и те, и другие могут быть различно организованы. От этого зависят их формы. Натуральные X. существовали в формах греческого ойкоса, римской виллы, средневекового крепостного двора и др.; меновые — в формах ремесленных предприятий, работающих на заказ, или капиталистических, производящих товары для рынка. Формы хозяйств зависят, в свою очередь, от ряда условий: организации труда (личный труд, эксплуатация чужого труда — рабского, крепостного или свободного, общественный труд), технической постановки производства (ручная или машинная работа), его размеров, организации сбыта и т. д. Различные эпохи хозяйственной истории характеризуются, между прочим, преобладанием хозяйств различного типа в отношении целей, путей и форм. См. Народное хозяйство.
Литература. С. Menger, "Grunds ätze d. Volkswirthschaftslehre" (1872); A. Wagner, "Grundlegung d. Politischen Oekonomie" (1872); Al. Schä ffle, "Das gesellsch. System d. menschlichen Wirthschaft." (1873, I т.); Fr. Neumann, "Grundlagen der Volkswirthschaftslehre" (1889); E. Philippovich, "Grundriss d. Polit. Oekon." (1899); J. Lehr, "Grundbegriffe und Grundlagen d. Volkswirthschaft" (1893); G. Schmoller, "Grundriss d. Allgem. Volkswirthschaftslehre" (1900), F. Kleinw ächter, "Lehrbach der Nation. Oekon." (1902); J. Conrad, "Grrundriss zum Studium d. Pol. Oekon." (1902); W. Sombart, "Der moderne Kapitalismus" (1902).
A. M.
Syn: экономика, экономия
совокупность природных и сделанных руками человека средств, используемых людьми для создания, поддержания, улучшения условий и средств существования, жизнеобеспечения.
совокупность природных и сделанных руками человека средств, используемых людьми для создания, поддержания, улучшения условий и средств существования, жизнеобеспечения.
организация хозяйственной деятельности, основанная на планомерном и целесообразном совершении трудовых действий.
Виды хозяйства:
1) по хозяйствующему лицу:
а) личное, индивидуальное, домашнее;
б) коллективное: частнотоварищеское, кооперативное, коммунальное, государственное;
2) по району:
а) местное (данного района: уезда, губернии, области);
б) народное (всей страны);
в) мировое;
3) по способу обмена (доставления продуктов от производителя к потребителю):
а) натуральное, или замкнутое (продукт потребляется в том же хозяйстве, где он произведен); и
б) товарно-денежное.