часослов, часослова, муж. (церк.). Книга, содержащая в себе текст некоторых церковных служб - часов (см. час в 9 знач.). Встарину учились читать по часослову. «Он доучивает часослов, а там, думать надобно, примутся и за псалтырь.» Фонвизин.
православная богослужебная книга, содержащая молитвы и песнопения суточного круга богослужения, в т. ч. служб, называемых "часами" (отсюда название).
ЧАСОСЛОВ, а, м. Книга песнопений и молитв для ежедневных служб (кроме литургии) в православной церкви.
м.
Книга, содержащая в себе текст некоторых церковных служб, часов (2*3).
— церковно-богослужебная книга, относящаяся к общественному богослужению. В противоположность Служебнику, Ч. предназначается для чтецов и певцов. Он заключает в себе неизменяемые молитвословия ежедневных служб церковных — утрени, полунощницы, часов с междочасием, изобразительных, вечерни и повечерия. От службы часов и самая книга получила свое название. Кроме того Ч., как и Служебник, содержит в себе чины и молитвы, присоединяемые к означенным службам круга дневного, каковы: утренние молитвы, последование возвышения панагии, благословение трапезы, канон Богородице и молитвы на сон грядущим. Присоединяются также к Ч. краткие изменяемые песнопения, которые бывают одни и те же во многих службах известного дня: тропари, кондаки, богородичны, прокимны и причастны, принадлежащие к богослужению круга седмичного и годового. Есть в Ч., как и в Служебнике, месяцеслов с тропарями, кондаками, прокимнами, причастными, величаниями и указаниями евангельских и апостольских чтений. Наконец, при нем прилагаются зрячая пасхалия, индиктион и лунник, чтобы знать, в какие дни приходятся подвижные праздники и посты. Ч. различается великий и малый: последний есть сокращение первого. Основное содержание Ч., как и Служебника, носит на себе печать глубокой древности. Первоначальное составление книги приписывается преп. Савве Освященному: она заключала в себе тогда чинопоследования ежедневных церковных служб. Дополнения к Ч. сделаны, как полагают, св. Иоанном Дамаскином и Феодором Студитом. Однако, Ч. и после того был дополняем как в церкви греческой, так и в русской, которая заимствовала от первой самый Ч. и дополнения к нему. Малый Ч., по-видимому, предназначался первоначально для бедных церквей, так как он заключает в себе по местам и устав; кроме того, он издавался и с учебною целью.
, а, м.
Книга с текстами молитв, читаемых во время некоторых церковных служб.
* ► Я променял парнасски бредни И меру, грешный дар судьбы, На часослов и на обедни, Да на сушеные грибы. // Пушкин. Стихотворения // *
богослужебная книга, содержащая тексты неизменяемых молитвословий суточного богослужебного круга (в том числе часов). Предназначена для чтецов и певцов.
См. Богослужебные книги.
богослужебная книга, в которой содержатся тексты неизменяемых песнопений и чтений, принадлежащих к суточному богослужебному кругу (часы, вечерня, утреня, полунощница и т. п.), а также тексты часто употребляемых изменяемых молитвословий.
(книга часов) — церковно-богослужебная книга, содержащая псалмы, молитвы, песнопения и др. тексты суточного круга богослужения. Это особая разновидность церк. литературы. Как вид молитвенной книги ч. возник в конце XIII в. и в последующем столетии полностью заменил Псалтирь. Владельцами часословов были, как правило, дворяне и состоятельные горожане. Составлялись часословы для людей, не искушенных в тонкостях церк. богослужения и поэтому нуждающихся в подсказках: когда можно читать ту либо др. молитву. Ч. включал календарь, извлечения из евангелий, отрывки из книг ветхозаветных пророков, молитвы Деве Марии и Иисусу Христу, обращения к святым, заупокойную молитву; предназначался для частного пользования и отличался свободой композиции и содержания. В него по желанию заказчика могли включать любые тексты светского характера: отрывки из филос. и мед. трактатов, сведения практич. характера по астрономии, астрологии и даже фрагменты худож. произведений. Ч. бережно хранился в семье, передавался по наследству, по нему учили грамоте детей. На полях рукописей владельцы оставляли записи о важнейших семейных событиях, о торжественных датах. Ч. был очень популярен в XIV— XV вв.
Средневековый человек жил по канонич. времяисчислению: сутки были разделены на 8 канонич. часов (с трехчасовыми промежутками каждый). Согласно этому строилась и композиция ч.: тексты располагались в определенной литургич. последовательности, в соответствии с молитвами дня. Этот основной цикл молитв и дал название молитвенной книге в целом («Слово Божье на каждый час»).
Часословы, имевшие хождение в аристократич. среде, украшались, как правило, роскошными миниатюрами; их расписывали лучшие мастера (напр., «Великолепный часослов герцога Беррийского» украшали братья Лимбурги; прекрасным художником-миниатюристом был фр. живописец Жан Фуке, автор миниатюр к «Часослову Этьена Шевалье»). Живопись ч. была предметом гордости и тщеславия владельцев.
♦ (ENG horologion)
(греч. - часы, книга часов)
литургическая книга, используемая в православных церквях и содержащая повторяющиеся части богослужения для прочтения их в течение года.
книга богослужебная, содержащая тексты неизменяемых молитвословий суточного богослужебного круга (в т.ч. часов), а также тексты некоторых из наиболее употребляемых изменяемых молитвословий.
книга, в которой содержатся тексты богослужений первого, третьего, шестого и девятого часов и некоторых других богослужений.