эстетика [тэ], эстетики, мн. нет, жен.
1. Наука об эстетических явлениях, о прекрасном, об искусстве как особом виде общественной идеологии (иск.).
| Система взглядов на искусство, которой придерживается кто-нибудь (книж.). Эстетика Пушкина. «Каждый класс несет с собой эстетику, если у него свой образ жизни, свой подход к действительности.» Луначарский.
2. То же, что эстетизм (книж.). «Марианна восставала на эстетику.» А.Тургенев.
(от греч. aisthetikos - чувствующий, чувственный), философская наука, изучающая сферу эстетического как специфического проявления ценностного отношения между человеком и миром, и область художественной деятельности людей. Как особая дисциплина вычленяется в 18 в. у А. Баумгартена, введшего самый термин "эстетика" для обозначения "науки о чувственном знании" - низшей теории познания, дополняющей логику; у И. Канта эстетика - наука о "правилах чувственности вообще". Наряду с этим в немецкой классической эстетике 18 - нач. 19 в. развивается понимание эстетики как философии искусства, закрепляющееся у Г. В. Ф. Гегеля. Основной проблемой философско-эстетической мысли древности, средневековья и в значительной мере нового времени является проблема прекрасного.
ЭСТЕТИКА [тэ], и, ж.
1. Философское учение о сущности и формах прекрасного в художественном творчестве, в природе и в жизни, об искусстве как особом виде общественной идеологии. Курс эстетики.
2. Система чьихн. взглядов на искусство. Э. Чернышевского.
3. Красота, художественность в оформлении, организации чегон. Э. производства. Э. быта. Э. одежды. Техническая э. (дизайн).
| прил. эстетический, ая, ое. Эстетические теории.
, -и, ж.
1. Учение об искусстве, о сущности и формах прекрасного в художественном творчестве, природе и жизни.
* Слушать курс эстетики. Эстетика Достоевского. *
2. Красота в оформлении, организации чего-н.
* Эстетика одежды. *
|| прил. эстетический, -ая, -ое.
* Эстетические вкусы. *
(греч. aisthetikos – чувствующий, чувственный)
философская наука о закономерностях эстетического освоения мира, о сущности и формах творчества по законам красоты. Эстетика зародилась в эпоху рабовладельческого общества – в Египте, Вавилоне, Индии и Китае. Большое развитие получила в Древних Греции и Риме. Как наука эстетика раскрывает различные стороны природы искусства, его происхождение, сущность и связь с другими формами общественного сознания.
............
☼ (от гр. aisthetikos – относящийся к чувственному восприятию)
1) философская наука, изучающая сущность и формы прекрасного в художественном творчестве, в природе и в жизни; эстетика изучает законы развития искусства, его художественно-идейное содержание и формы, его место в жизни общества и человека, особенности художественного творчества;
2) красота, художественность чего-либо.
Эстетика
♦ Esthétique
Изучение красоты или учение о прекрасном. Обычно эстетику рассматривают скорее как часть философии, чем как одно из искусств. Это справедливо. В понятии красоты никакой красоты нет. Понятие «произведение искусства» не является произведением искусства. Поэтому художники не доверяют специалистам по эстетике, принимающим красоту за мысль.
♦ (ENG aesthetics)
(от греч. aesthesis - чувство)
полное преобладание чувственного или того, что может быть познано посредством чувств. В более специфическом значении - особая область философии, к-рая имеет дело с объяснением красоты или искусства.
(от греч. aisthetikos — чувствующий, чувственный) — наука о прекрасном в обществе и природе и его роли в человеческой жизни.
Рб: Эстетические категории в литературе
Эст: прекрасное
* "Эстетика — философская наука о наиболее общих принципах эстетического освоения мира в процессе любой деятельности человека, и прежде всего в искусстве" (Ю.Б. Борев). *
область философских, общетеоретических знаний обо всем, что связано с искусством, его возникновением, развитием, сущностью и функциями. Иногда эстетику отождествляют с философией искусства. Термин «эстетика» ввел в научное обращение немецкий философ А. Э. Баумгартен в своем трактате «Aesthetica» (1758). Он использовал его для обозначения способности человека к познавательной активности, руководствующейся в первую очередь чувством прекрасного.
На протяжении почти двух с половиной тысячелетий западно-европейская эстетическая мысль развивалась в коцептуал ьных рамках категориальных оппозиций: прекрасное - безобразное, возвышенное - низменное, трагическое - комическое. Они ограничивали проблемное пространство эстетики, не позволяли ей утратить свою специфику и раствориться в философии. Несмотря на то что эстетические идеи чаще всего развивались крупными философами и были органично встроены в их доктринальные структуры, для последующих поколений мыслителей не составляло труда вычленять их из общефилософского контекста и реконструировать эстетические концепции тех философов, которые не оставили специальных эстетических трактатов. Это относится к большинству античных и христианских мыслителей. В философии нового времени, благодаря в первую очередь трудам И. Канта, Ф. Шеллинга, Г. В. Гегеля, эстетическая проблематика выделяется в самостоятельный концептуальный ареал.
В середине XIX в. в эстетической теории набирают силу и расширяются позитивистское, а вслед за ним и материалистическое направление. Для К. Маркса, Ф. Энгельса и их последователей в Европе и России (Ф. Меринга, П. Лафарга, Г. Плеханова, А. Луначарского, А. Богданова и др.) искусство предстает как сфера социально-духовной жизни, находящаяся под определяющим влиянием экономических факторов. Это влияние, способное быть явным и скрытым, прямым и опосредованным, жестким и сравнительно мягким, позитивным и деструктивным, всегда существовало. Господствующий способ производства, социодинамика развития производительных сил и производственных отношений составляет активно действующий, универсальный причинный фактор. И художники всех времен и народов никогда не имели возможности избежать влияний этой силы и обрести полную творческую свободу. Аргументами марксистов в ползу правоты их подхода служили такие очевидные факты, как, например, появление печатного станка и его последующее влияние на развитие литературы.
В этот же период, т. е. в конце XIX - начале XX вв. в эстетическом сознании художников, писателей, поэтов, композиторов происходят существенные трансформации, ведущие к появлению новых художественных форм, новых стереотипов художественного творчества и эстетического восприятия. Основные черты этих трансформаций:
• ориентация на ревизию классических философско-мировоззренческих принципов художественно-эстетической деятельности;
• уверенность в кризисном состоянии традиционных (теоцентрической и антропоцентрической) картин мира и моделей культуры;
• убежденность в необратимости процесса секуляризации культуры;
• отказ от методологических посылок традиционной метафизики и сравнительно молодого позитивизма;
• установка на полное, всесторонне обновление художественного языка, поиск новых выразительных средств, которые помогли бы усматривать «за реальным реальнейшее» и изображать то, что скрыто от органов чувств.
Эстетическая мысль этого периода, получившего название модерна (модернизма), углубляется в исследование этих метаморфоз и порождаемых ими проблем.
В середине XX в. вышедшая из модернизма постмодернистская эстетика превратила в главный предмет своих аналитических усилий проблему поиска путей реконструирования модернистского культурного хаоса в культурный порядок. Проблема подобного возврата предполагает напряженную интеллектуальную работу, требует привлечения аналитических ресурсов философской мысли. Отсюда насыщенность постмодернистских художественно-эстетических изысканий X. Кортасара, А. Роб-Грийе, Дж. Фаулза, У. Эко и др. рафинированным интеллектуализмом в духе М. Фуко, Ж. Деррида, Р. Барта. Постоянно обращенные взгляды художников-постмодернистов в зеркало философско-эстетической рефлексии позволяют им прояснять собственные творческие позиции в контексте постоянно изменяющейся, крайне зыбкой, мятущейся реальности, находящейся в процессе трансформации из хаоса в порядок. Одновременно философский интеллектуализм выполняет просветительскую функцию и относительно эстетического сознания читателя, крайне нуждающегося в путеводительных пояснениях в лабиринтах постмодернистских художественных текстов.
Нередко говорят о кризисном характере постмодернистского философско-эстетического сознания. Это справедливо только до определенной степени. Если полтора столетия тому назад западное философско- эстетическое сознание переживало кризис, связанный с его вхождением в эпоху модерна, то теперь оно переживает кризис, обусловленный выходом из плена модерна. При этом понятие кризиса не совсем подходит для описания этого процесса. Это скорее процесс затяжного катарсиса как очищения-выздоровления больного эстетического сознания. До полного выздоровления еще очень далеко. Культурный организм содрогается в мучительных конвульсиях, но его страдания носят очистительный характер. И философско-эстетическая рефлексия теоретиков искусства и самих художников выполняет не только просветительскую, но и катарсическую функцию. Идет напряженная духовная работа, в ходе которой творческое сознание постепенно освобождается от модернистских стереотипов и ищет художественно-эстетические формы, аутентичные духу времени и его явным запросам и скрытым нуждам.
◘ Лит.: Басин Е Я. Семантическая философия искусства. - М., 1973; Гайденко П. П. Трагедия эстетизма. -М., 1990; Земпер Г. Практическая эстетика. - М.: Искусство, 1970; Ильин И. П. Постомодернизм: Словарь терминов. - М. 2001; Ильин И. П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. - М., 1996; Каган М. С. Эстетика как философская наука. - СПб.: Петрополис, 1997; Курицын В. Н. Русский литературный постмодернизм. - М. 2001; Манн Ю. Русская философская эстетика. - М. 1998; Маньковская Н. Б. Эстетика постмодернизма. - СПб., 2000; Постмодернизм. Энциклопедия. - Минск, 2001; Савицкий С. Андеграунд. История и мифы ленинградской неофициальной литературы. - М. 2002; Скоропанова И. С. Русская постмодернистская литература. -М., 1999; Современное зарубежное литературоведение (страны Западной Европы и США): концепции, школы, термины. Энциклопедический справочник. -М., 1999; Тэн И. Философия искусства. - М. 1996.