29 июня 2024
450 тысяч слов
+30 за сегодня

Значения слова канон

все
Словарь Ушакова
Политическая наука: Словарь-справочник
Этимологический Словарь Русского Языка
Начала Современного Естествознания. Тезаурус
Культурология. Словарь-справочник
Католическая Энциклопедия
Архитектурный словарь
Этнографический Словарь
Античный мир. Словарь-справочник
Православие. Словарь-справочник
Словарь забытых и трудных слов ХVIII-ХIХ веков
Гаспаров. Записи и выписки
Православный энциклопедический словарь
Словарь музыкальных терминов
Словарь церковных терминов
Православная энциклопедия
Философский словарь (Конт-Спонвиль)
Эстетика. Энциклопедический словарь
Вестминстерский словарь теологических терминов
Словарь духов и богов
Энциклопедический словарь
Словарь Ожегова
Словарь Ефремовой

Словарь Ушакова

канон

канон, канона, муж. (греч. kanon).

1. Правило или установление церкви в той или иной области (богослужения, обрядов, иерархических отношений и т.п.), утвержденное какой-нибудь верховной церковной инстанцией (церк.).

2. Совокупность художественных приемов или эстетических правил, господствующих в ту или иную эпоху (иск.). Романтики были разрушителями классического канона.

3. Список, а также собрание книг, признанных церковью в качестве т.н. священного писания (церк.). Библейский канон. Новозаветный канон.

4. перен. Проверенный и окончательно установленный текст произведений какого-нибудь писателя, совокупность его произведений, не внушающих сомнения относительно авторства (неол. лит.). Пушкинский канон.

5. Церковное песнопение в похвалу святого или праздника (муз. церк.). Пасхальный канон.

6. Повторение музыкальной темы разными, последовательно вступающими друг за другом голосами в виде непрерывной имитации (см. имитация в 3 знач.; муз.).

Политическая наука: Словарь-справочник

канон

(от греч. kanon норма, правило), свод положений, имеющих догматический характер:

1) библейский канон - совокупность книг Библии, признаваемых церковью «боговдохновенными», применяемых в богослужении в качестве «Священного писания». Канон православной, католической, протестантской церквей несколько различаются составом произведений;

2) церковный канон - правила в области догматики, культа, организации церкви, возведенные христианской церковью в закон;

3) (перен.) все, что твердо установлено, стало общепринятым.

Этимологический Словарь Русского Языка

канон

Старославянское – канонъ.

В древнерусском языке слово начинает употребляться с конца X в. Оно проникло в русский язык из греческого после принятия на Руси христианства посредством старославянского.

Канон – определенное правило, утверждавшееся на протяжении длительного времени. Чаще всего слово употребляют по отношению к церкви (церковные каноны).

Производные: канонический, канонизировать, канонизированный.

Начала Современного Естествознания. Тезаурус

канон

(от греч. kanon — правило, предписание)

1) правило, положение какого-либо направления, учения; свод правил, действующих в определенной области; (в переносном смысле) то, что твердо установлено, стало традиционным, общепризнанным;

2) совокупность книг Библии, признанных церковью как священное писание, без права внесения изменений в текст;

3) догматы, обряды, установленные и узаконенные церковью.

Культурология. Словарь-справочник

канон

(греч. kanon – норма, правило)

свод положений, имеющих догматический характер. Библейский канон: совокупность книг Библии, признаваемых церковью «боговдохновенными», применяемых в богослужении в качестве «священного писания». Церковный канон: правила в области догматики, культа, организации церкви, возведенные христианской церковью в закон. Канон (в изобразительном искусстве) – система стилистических и иконографических норм, господствующая в искусстве какого-либо периода или направления, служащая нормативным образцом.

в изобразительном искусстве совокупность твердо установленных правил, определяющих в художественном произведении нормы композиции и колорита, систему пропорций или иконографию данного типа изображения. Каноном называют также произведения, служащие нормативным образцом.

Католическая Энциклопедия

канон

(греч. κανών), в общем значении — правило, норма, образец к.-л. деятельности или мировоззрения; в библеистике — совокупность принятых Церковью свящ. книг Библии, содержащих Божественное Откровение (канон Св. Писания); в каноническом праве — статья церк. закона (напр., Кодекса канон. права); в истории Церкви — постановление Вселенского или поместного собора; в Божественной литургии — анафора (евхаристический К., напр. Римский К.); в визант. гимнографии (гимн) — один из жанров; в вост. иконографии — правила создания сакрального образа.

Как жанр гимнографии К. представляет собой развернутое повествование о празднуемом дне святого или к.-л. события. В полном варианте К. состоит из 9 песен и входит в состав утрени. Песнь состоит из нескольких тропарей, которые метрически и мелодически ориентированы на ирмос (греч. είρμός — связь), с которого начинается песнь. Ирмосы являются аллюзиями на поэтические отрывки из Библии, стихи которых служат припевами к тропарям К. на утрене: это песни Моисея (Исх 15, 1–19; Втор 32, 1–43), Анны (1 Цар 2, 1–10), Аввакума (Авв 3, 2–19), Исайи (Ис 26, 9–19), Ионы (Ион 2, 3–10), трех вавилонских отроков (Дан 3, 26–56.67–88), Богородицы (Лк 1, 46–55) и Захарии (Лк 1, 68–79). Последний тропарь каждой песни посвящен, как правило, Богородице (отсюда его название — богородичен), предпоследний иногда посвящен Троице (троичен). Завершает каждую песнь, как правило, катавасия (греч., καταβάςια, множественное число от καταβάσιον от καταβάίνω — сходить; название связано со способом исполнения — посередине храма двумя хорами, спускавшимися со своих клиросов). Содержание тропарей К. определяется темой литург. празднования. Многие визант. К. содержат акростих (по начальным буквам тропарей), что иногда помогает определить имя автора. Вытеснив распространенный ранее гимнографический жанр — кондак, К. стал важнейшей частью визант. утрени.

Создателем классического К. считается Андрей Критский. Самое известное его творение — это покаянный Великий К., насчитывающий 250 тропарей и 11 ирмосов и исполняемый, согласно совр. уставам Православных Церквей, во время Великого поста дважды — по частям в первые 4 дня 1-й седмицы и целиком в четверг 5-й седмицы. Авторами К. были Иосиф Гимнограф, Феофан Начертанный, Феодор Студит, Стефан Савваит, Георгий Никомидийский, Симеон Метафраст и др. Среди авторов К. на церковно-слав. яз. — Григорий Печерский (XI в.), Пахомий Серб (XV в.), Мисаил Соловецкий (XVI в.), Максим Грек, Макарий Калязинский (XVI в.), Епифаний Славинецкий (XVII в.), кн. С.И. Шаховской (XVII в.), Димитрий Ростовский (XVIII в.), Феофан Прокопович, патр. Сергий (Страгородский, XX в.).

Лит-ра: Ловягин Е.И. Богослужебные каноны на греческом, славянском и русском языках. СПб., 1875; Тураев Б. Коптские богослужебные каноны // Византийский временник 14 (1908), 184–189; Спасский Ф.Г. Русское литургическое творчество: По современным Минеям. Париж, 1951; Киприан (Керн), архим. Литургика: Гимнография и эортология. Париж, 1964 (М., 1997), с. 40–53; Момина М.А. О происхождении греческой Триоди // Палестинский сборник 28 (91) (1986), 112–120; Лозовая И.Е. Проблемы певческого исполнения канона в эпоху домонгольской Руси // Музыкальная культура православного мира: Традиции, теория, практика (Материалы Международной научной конференции 1991–1994). М., 1994, с. 79–91; Скабалланович М.Н. Толковый Типикон. М., 1995, вып. 1, с. 327–331, 383, 457–463; Пасхальный канон святителя Андрея Критского / Публикация, описание, пер. прот. С. Правдолюбова. М., 1996; Analecta Hymnica Graeca e codicibus eruta Italiae Inferioris / Ed. I. Schiro. R., 1966 83. 13 vol.; Szöverffy J. A Guide to Byzantine Hymnography. Brooklyn (Mass.)–Leyden, 1979, part 2, p. 1–230.

С. Никитин

Архитектурный словарь

канон

   Панихидный столик в церкви, на который ставится гроб с покойником.

   (Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995)

|

   * * *

(греч. kanon - правило, предписание)

   В изобразительном искусстве канон - свод твердо установленных правил, определяющих нормы композиции и колорита, систему пропорций, изображения отдельных персонажей и сюжетных сцен. Канон связан с господствующей идеологией общества. Строго каноническим было искусство Древнего Египта ордерная система античной архитектуры также по сути своей канонична известен трактат древнегреческого скульптора ПОЛИКЛЕТА. Канон, жесткая система предписаний, установленных религией господствовала в искусстве средних веков, для эпохи ВОЗРОЖДЕНИЯ характерны попытки рационалистическим путем установить идеальные нормы для произведений искусства, позднее многочисленные правила догматического характера были связаны с академизмом в искусстве с соцреализмом. Развитие реалистического искусства всегда сопровождалось преодолением старых застывших канонов.

   (Словарь терминов архитектуры. Юсупов Э.С., 1994)

Этнографический Словарь

канон

канун (перс. ганун), струнный щипковый музыкальный инструмент трапециевидной формы, при игре кладётся на колени. распространён на Ближнем и Среднем Востоке.

Античный мир. Словарь-справочник

канон

(гр.)

   1) К. писателей и поэтов - список лучших представителей каждого жанра, отобранных учеными александрийской филологии: 10 ораторов, 9 лирич. поэтов, по 3 трагич. и комич. автора.

   2) К. христианский - соч. Нового Завета (числом 27), признанные церковью священными. Стал складываться во II в. н. э. и оконч. закрепился в нач. V в.

   Н. Ш.

   (Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под ред. В.Н.Ярхо. М., 1995.)

Православие. Словарь-справочник

канон

(греч. «правило», «установление»)

   1. Жанр церковной гимнографии: сложное многострофное произведение, посвященное прославлению праздника или святого. Входит в состав богослужений утрени, повечерия, полунощницы и некоторых других. Канон делится на песни, каждая песнь состоит из ирмоса и тропарей. Между 8-й и 9-й песнями канона утрени поется песнь Богородицы «Величит душа Моя Господа...» (см. Лк. 1, 46-55) и припев, прославляющий Богородицу – «Честнейшую Херувим».

   В некоторые из двунадесятых праздников вместо песни Богородицы поются особые праздничные песнопения. В византийских и современных греческих канонах ирмос и тропари метрически схожи, что позволяет петь весь канон; в славянских переводах единство метрики нарушено, поэтому ирмос поется, а тропари читаются. Исключение составляет пасхальный канон, который поется целиком. Мелодия канона подчиняется одному из восьми гласов. В воскресенья и праздники на утрене после песен поются катавасии. Как жанр канон появился в середине VII в. Первые каноны были написаны св. Андреем Критским и св. Иоанном Дамаскиным.

   2. Собрание принятых Церковью книг Священного Писания Ветхого и Нового Заветов. Греческое слово «канон» заимствовано из семитских языков и первоначально означало линейку или палочку, с помощью которой можно было производить измерения, а отсюда – в переносном значении – «правило», «норму» или «список».

Словарь забытых и трудных слов ХVIII-ХIХ веков

канон

, а, м.

   Церковное песнопение в честь праздника или святого.

   * [Пушкин:] Что пользы в том, что явных казней нет, Что на колу кровавом, всенародно Мы не поем канонов Иисусу. // Пушкин. Борис Годунов // *

Гаспаров. Записи и выписки

канон

   ♦ ИстВ 25, 1904, 1090, в некрологе — перечень больших писателей, чьи полные собрания сочинений купил А. Ф. Маркс: Г. Данилевский, Шеллер, Лесков, Григорович, Чехов, Щедрин, Потапенко, Майков, Полонский, Фет, Случевский, Станюкович, Авсеенко, Луговой, Терпигорев, Головин-Орловский, Баранцевич, Ромер, Альбов, Полевой, Сементковский, Стерн.

Православный энциклопедический словарь

канон

1) (греч. - прямой шест, отвес, линейка) - постановление Церкви, как относящееся к вероучению, так и касающееся устройства Церкви, ее учреждений, дисциплины и религиозной жизни церковного общества.

2) богослужебное песнопение, входящее в состав утрени. Каноны написаны святыми Андреем Критским, Космой Маюмским, Феодором Студитом и другими отцами Церкви.

Словарь музыкальных терминов

канон

(гр. kanonнорма, образец, правило)

1. Многоголосное про­изведение, в котором все голоса исполняют одну и ту же мелодию, вступая поочередно, с опозданием. Первый голос называется пропостой, остальные голоса, повторяющие пропосту, называются риспостами.

2. Армянский народный щипковый инструмент, похожий на цитру.

Словарь церковных терминов

канон

(греч. правило) - жанр церковной гимнографии: сложное многострофное произведение, посвященное прославлению к.л. праздника или святого. Входит в состав богослужений утрени, повечерия, полунощницы и некоторых других. Канон делится на песни, каждая песнь состоит из ирмоса и 46 тропарей (в песнях некоторых канонов тропарей больше, напр., в Великом каноне св. Андрея Критского до 30). Темой каждой песни являются библейские песни (которые в древности читались перед песнями канона, а в настоящее время читаются только на богослужениях утрени Великого поста). Число песен канона может быть 3, 4, 8 и 9. Трех и четырехпесенные каноны употребляются в богослужениях Великого поста и Пятидесятницы. Девятипесенный всего один - Великий канон св. Андрея Критского. Восьмипесенные - это девятипесенные каноны, в которых пропущена вторая песнь. Ирмос является связующим смысловым звеном между содержанием библейской песни и основной темой канона, выраженной в тропарях. Между 8 и 9 песнями канона утрени поется песнь Богородиц ы "Величит душа Моя Господа..." (Лк. 1; 46-55) и припев, прославляющий Богородицу "Честнейшую Херувим...". В некоторые из двунадесятых праздников вместо песни Богородицы поются особые праздничные песнопения. В византийских и современных греческих канонах ирмос и тропари метрически схожи, что позволяет петь весь канон; в славянских переводах единство метрики нарушено, поэтому ирмос поется, а тропари читаются. Исключение составляет пасхальный канон, который поется целиком. Мелодия канона подчиняется одному из восьми гласов. В воскресения и праздники на утрене после песен поются катавасии. Как жанр канон появился в середине VII в. Первые каноны были написаны св. Андреем Критским и св. Иоанном Дамаскиным.

Православная энциклопедия

канон

   сложное произведение, состоящее из множества строф. Церковный гимн, посвященный прославлению Иисуса Христа, Божьей Матери, какого-либо святого или праздника. Входит в состав многих богослужений. Канон подразделяется на песни, каждая из которых состоит из ирмоса и нескольких тропарей. Тема каждой песни – одна из библейских песен, которые в старину читали перед каноном. В настоящее время библейские песни читают только Великим постом. Число песен канона может составлять от трех до девяти. Однако каноны из трех и четырех песен также поют и читают Великим постом. Канон, состоящий из девяти песен, в современных богослужениях используется редко. Это Великий канон Андрея Критского, который служат особым чином. Обычно в церковных службах используют каноны, состоящие из восьми песен, то есть каноны без второй песни. После восьмой песни канона положено петь так называемую Песнь Богородицы – «Величит душа моя Господа.», которая прославляет Божью Матерь. В дни двунадесятых праздников вместо нее поют величание празднику. Греческие каноны составлены таким образом, что ирмос и тропари имеют один размер и их можно петь. При переводе на славянский это единство было утрачено, поэтому ирмос поется, а тропари читает чтец. Единственным исключением является канон Пасхи, который поется весь, целиком. Напев ирмосов канона подчиняется гласу. В большие праздники и по воскресеньям канон принято петь с катавасией.

Философский словарь (Конт-Спонвиль)

канон

 Канон

 ♦ Canon

   Любая разновидность правила (от греческого kanon – правило), способная служить нормой, образцом или моделью.

Эстетика. Энциклопедический словарь

канон

(греч. kanon - правило, предписание)

   совокупность нормативных требований, предписывающих художественно-эстетическому сознанию следовать определенным образцам, соблюдать определенные приемы творческой деятельности. Каноны формируются на протяжении длительного времени, постепенно обретая авторитет незыблемого императива, диктатура которого начинает господствовать в пределах эстетического сознания. Это отчетливо видно в истории искусства, существовавшего в традиционных обществах древних цивилизаций Востока и Запада. В христианском искусстве средневековой Европы каноны определяли развитие всех основных видов искусства - архитектуры, живописи, музыки.

   «Канон» Поликлета. Древнегреческий скульптор Поликлет (V в. до н. э.) вошел в историю искусства как создатель трактата «Канон» и скульптуры «Дорифор» («Копьеносец») (432 г. до н. э.), явившейся практическим воплощением, наглядным примером теоретических, художественно-эстетических принципов, сформулированных в трактате. Находясь под влиянием учения Пифагора о присущей космосу гармонии числовых соотношений, Поликлет предпринял попытку взглянуть на человека в свете этих же принципов. Так у него появилась вначале умозрительная, а потом скульптурная бронзовая модель человеческого тела как целостности, подчиненной определенным числовым соотношениям. Поликлет был убежден, что его исчисления давали идеальную фигуру гармонично сложенного человека. Ее высота в переводе на современные единицы длины составляла 1 м 99 см. Голова относилась к общей высоте как 1 : 8. Пуп располагался строго посредине. Длина ступни составляла 1/6 от длины тела. Лицо делилось на три равные части - лоб, нос и подбородок. Профиль точно вписывался в квадрат, а общая линия лба и носа составляла прямую. Соблюдение всех этих соотношений рождало впечатление безупречного, абсолютного совершенства. Для своего «Дорифора» Поликлет придумал характерную позу перекрестной уравновешенности тела -устойчивой и вместе с тем динамичной. Эта поза («хиазм») свидетельствовала о физической и моральной силе изображенного человека, об его уверенности в себе и способности поддерживать гармоничные отношения с миром, космосом.

   Художественно-эстетический канон Поликлета, воплощенный в «Копьеносце», дает наглядное представление об античном понимании красоты, гармонии и совершенства. Скульптурное изваяние человеческого тела предстало носителем космических гармоний, в полной мере отвечающим греческому идеалу калокагатии (от греч. kalos- прекрасный; agathos- добрый). Буквально переводясь как единство | прекрасного и доброго, калокагатия предполагала неразрывность красоты телесной и душевной.

   Поликлетовский «Канон» стал для греческих скульпторов эталоном художественного мастерства. Характерна дошедшая до нашего времени история двух братьев-скульпторов, создавших статую Аполлона, находясь при этом в разных точках Эллады - один в Эфесе, а другой на Самосе. Определившись с замыслом и приняв за основу I нормативы Поликлета, они порознь приступили к работе над правой и левой половинами. Когда по окончании обе половины были соединены, у зрителей возникло впечатление, что скульптура создана одним мастером.

   В современном художественно-эстетическом сознании существуют две противоположных трактовки канона. Одна гласит, что канон теснит воображение художника, сковывает его творческое сознание и оказывает губительное воздействие на развитие художественного таланта. Согласно другой, канон ни в коей мере не лишает художника творческой свободы. Эту, вторую, точку зрения точно и ярко охарактеризовал П. А. Флоренский. «Каноническая форма, - писал он, - это форма наибольшей естественности, то, проще чего не придумаешь, тогда как отступления от форм канонических стеснительны и искусственны ... В канонических формах дышится легко: они отучают от случайного, мешающего в деле, движения. Чем устойчивее и тверже канон, тем глубже и чище он выражает общечеловеческую духовную потребность: каноническое есть церковное, церковное - соборное, соборное же - всечеловеческое» (Флоренский П. А. Иконостас. - М., 2001. - С. 82).

   Еще одно примечательное высказывание Флоренского касается церковных канонов как ритуальных норм, которые регулируют жизнь православной и католической церквей. Он называет эти каноны «регулятивными символами церковного общества» и указывает как на их необходимость, так и на трудновыполнимость их в повседневной церковной жизни: «Никогда они не выполнялись целиком, да и нельзя ждать, чтобы были выполнены когда-либо до точности; но всегда их должно было и должно есть иметь в виду для яснейшего сознания своей виновности перед Богом» (Флоренский П. А. Столп и утверждение истины. - М. 1990.-С. 425).

   ◘ Лит.: Ротенберг Е. От канона к стилю //Вопросы искусствознания. 1994. № 2-3; Соцреалистический канон. - СПб., 2000; Флоренский П. А. Иконостас. - М., 2001.

Вестминстерский словарь теологических терминов

канон

 ♦ (ENG canon)

 (греч. kanôn, лат. - правило)

   церковные постановления, принятые церковным собором или отдельной церковной организацией. Также - церковное право (каноническое право); собрание священных книг (канон Священного Писания); список святых; главная часть мессы.

Словарь духов и богов

канон

одно из самых популярных божеств японского буддизма. Она милосердная застУПНИЦа к которой каждый мог обратиться за помощью вне зависимости от своего статуса и положения- Канон умела превращаться и каждому человеку являлась в подходящем образе: к старику - стариком, к ребенку - ребенком, к женщине - женщиной. На ранних рисунках ее изображали с тысячей рук. Считалось, что каждой рукой она спасала грешника.

Энциклопедический словарь

канон
  1. (от греч. kanon - норма, правило), свод положений, имеющих догматический характер: 1) библейский канон - совокупность книг Библии, признаваемых церковью "боговдохновенными", применяемых в богослужении в качестве "Священного писания". Канон православной, католической, протестантской церквей несколько различаются составом произведений; 2) церковный канон - правила в области догматики, культа, организации церкви, возведенные христианской церковью в закон; 3) (перен.) все, что твердо установлено, стало общепринятым.
  2. (канун), струнный щипковый музыкальный инструмент; тип трапециевидной цитры. Распространен в странах Ближнего и Среднего Востока, Армении.
  3. жанровая форма литургической поэзии, вид церковной поэмы-гимна сложной конструкции; состоит из 9 песен, 1-я строфа каждой называется ирмосом, остальные (4-6) - тропарями. Пришел на смену кондаку в 8 в. ("Великий канон" Андрея Китского).
  4. форма многоголосной музыки, основанная на строгой имитации - проведении во всех голосах той же мелодии, в каждом последующем голосе вступающей до того, как она закончилась в предыдущем. Обычно применяется как элемент других форм (фуга).
  5. в изобразительном искусстве - система стилистических и иконографических норм, господствующая в искусстве какого-либо периода или направления; произведение, служащее нормативным образцом.

Словарь Ожегова

канон

КАНОН, а, м.

1. Правило, непреложное положение какогон. направления, учения (книжн.). Эстетические каноны классицизма.

2. Церковное установление, правило (книжн.). Религиозные каноны.

3. Церковное хоровое песнопение в честь святого или праздника (спец.). Пасхальный к.

| прил. канонический, ая, ое.

Словарь Ефремовой

канон
  1. м.
    1. :
      1. Непреложное правило, положение какого-л. направления, учения и т.п.
      2. То, что твердо установлено, принято за образец.
      3. То, что является традиционной общепринятой нормой, обычаем, правилом.
    2. Установленное и узаконенное церковью правило, догмат, обряд и т.п.
    3. Церковное песнопение в честь святого, праздника и т.п.
    4. Точное повторение одной мелодии разными, последовательно вступающими друг за другом голосами (форма многоголосной музыки).
Поделиться:
Действия:
Скачать в doc

Каким слово канон может быть

Предложения со словом канон

  • В канонах, поемых в предпразднство и в самый день праздника Введения, говорится о том, что Богоотроковица была питаема «пищей небесной», – см.
  • Границы вероучительных канонов Тридентского собора, изначально возникшие как защита от выпадов протестантизма, как попытка опровергнуть протестантскую постановку самих проблем, стали рассматриваться уже в совершенно ином историческом контексте.
  • Строго определенного последования оно не имеет, но обязательно содержит такие части как последнюю панихиду (или заупокойную литию) по новопрославленному подвижнику, первую службу в его честь (Всенощное бдение, молебен), оглашение акта (Соборного решения) о канонизации (чаще всего во время литургии или после нее), тожественное внесение в храм (или вынесение из алтаря) иконы нового святого для почитания.
  • Так как канон состоит не только в том, чтобы служить конкретной мерой измерения, но и в том, чтобы быть измеряемым, оказывается, что реальные вещи обладают большей или меньшей реальностью по отношению к самой реальности как началу.