22 ноября 2024
450 тысяч слов
+38 за сегодня

Значения слова негативизм

все
Педагогический терминологический словарь
Словарь антонимов русского языка
Дефектология. Словарь-справочник
Энциклопедический словарь
Словарь Ожегова
Словарь Ефремовой

Педагогический терминологический словарь

негативизм

(от лат. negatio - отрицание)

   лишённое разумных оснований сопротивление ребёнка оказываемым на него воздействиям; форма протеста ребёнка против реально существующего или воспринимаемого как таковое неблагоприятного отношения к нему взрослых и сверстников. Может проявляться в различной форме: в капризах, грубости, либо в замкнутости, отчуждённости. Пассивный Н. выражается в отказе выполнять предъявляемые требования; при активном Н. дети производят действия, противоположные требуемым. Чаще всего Н. встречается по отношению к требованиям, предъявляемым взрослыми без учёта потребностей ребёнка. Он усиливается при состояниях утомления или перевозбуждения нервной системы. Психологической основой негативных реакций во всех случаях является неудовлетворение ребёнком к.-л. из существенных для него потребностей социального характера: в общении, эмоциональном контакте, одобрении, уважении и т.п. Как реакция на неуспех (в достижении желаемого) негативная реакция является компенсаторной, защитной. Она помогает ребёнку преодолевать трудную для него жизненную ситуацию. Слабой формой Н. является упрямство. Однако в отличие от подлинного Н., оно часто возникает из стремления к самоутверждению. Его не следует отождествлять с настойчивостью - стремлением добиться поставленной цели даже вопреки препятствиям. Н. может быть эпизодическим, но при длительном эмоциональном неблагополучии ребёнка он может закрепиться и стать устойчивой чертой характера. Своевременная диагностика эмоциональных отклонений, переживаний ребёнка, а также активное включение его в жизнь детского коллектива может устранить или значительно смягчить Н. Важную роль играет индивидуальный подход в воспитании с учётом особенностей мотивационной и эмоционально-волевой сферы конкретного ребёнка.

   (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 166)

   См. также Запущенность педагогическая, Кризисы возрастные, Самостоятельность, Упрямство

Словарь антонимов русского языка

негативизм

позитивизм

Дефектология. Словарь-справочник

негативизм

 (от лат. negatio - отрицание)

   лишенное объективных оснований сопротивление предъявляемым требованиям. Термин «Н.» первоначально употреблялся лишь в психиатрии применительно к патология, явлениям, возникающим при некоторых психических заболеваниях. В современной педагогике и детских психологии трактуется шире - как любое немотивированное сопротивление внешнему влиянию. У детей Н. возникает чаще всего как реакция на требования взрослых, не учитывающих их потребности. Закрепляясь, Н. становится одной из сторон патологического формирования характера.

Энциклопедический словарь

негативизм

в медицине - симптом психического расстройства, при котором больные бессмысленно сопротивляются внешним воздействиям, отказываются выполнять любые просьбы (пассивный негативизм) или делают все наоборот (активный негативизм).

Словарь Ожегова

негативизм

НЕГАТИВИЗМ, а, м. (книжн.). Негативное, отрицательное отношение к действительности.

| прил. негативистский, ая, ое.

Словарь Ефремовой

негативизм
  1. м. Один из симптомов некоторых психических заболеваний, выражающийся в противодействии любому вмешательству извне (в медицине).
  2. м. Отрицательное отношение ко всему окружающему.
Поделиться:
Действия:
Скачать в doc

Предложения со словом негативизм

  • Строптивость отличается от негативизма тем, что она безлична, направлена не против человека, а против самого образа жизни, против тех правил, которые до этого определяли его поведение.
  • Напротив, негативизм отражает прогрессивные тенденции в развитии малыша – начавшееся у него психическое отделение от взрослого, попытка выделить свое Я в нечто особое.
  • Внешне простые действия – выливание в песочницу воды, перемешивание, вымешивание песочной жижи, переливание из емкости в емкость, отделение воды от песка и тому подобное – позволяют стремительно уменьшить внутреннюю тревогу, преодолеть негативизм, снять напряжение, устранить дисциплинарные барьеры, тем самым подготовить почву для конструктивного взаимодействия.
  • В любом случае, для начала следует освободить от негативизма свое «Я» и его первое проявление – наши желания.